logo
примерная образовательная программа

Раздел 2. Русская критика первой половины XIX века.

1800-1810-е гг. Формирование системы жанров критических выступлений - статья, рецензия, обозрение; нового языка, терминологического аппарата и другие важные факторы развития критики на рубеже XVIII-XIX веков. Развитие журналистики. Цензурный Устав (1804 г.). Ведущие журналы: «Вестник Европы» (1802-1830 гг., Москва, редакторы Н.М. Карамзин (1802-03), П.П. Сумароков (1804), М.Т. Каченовский (1805-07), В.А. Жуковский (1808-10), М.Т. Каченовский (1811-30)) и «Русский вестник» (1808-1824 гг., Москва, издатель С.Н. Глинка). Проблематика художественно-критических публикаций, их форма, стиль речи, особенности языка и литературных приемов. Статьи В.А. Жуковского, А.И. Тургенева и других. Соотношение различных течений в искусстве этого периода, их отражение в статьях разных авторов. Сохранение просветительских идей в культуре начала нового столетия. Роль литературно-художественных салонов, кружков, объединений в формировании мысли об искусстве. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», его члены и их деятельность в области российских художеств.

Первые значительные результаты: «Журнал изящных искусств» (1807 г., Москва, проф. И.Ф. Буле). Критика 1810-х годов. Статья К.Н. Батюшкова «Прогулка в Академию художеств» (1814 г.) в журнале «Сын Отечества» - первый обзор художественной выставки.

1820-е гг. Академическая выставка 1820 года и ситуация полемики вокруг нее. Статьи Н.И. Гнедича и А.А. Бестужева в журнале «Сын Отечества».

«Журнал изящных искусств» (1823-1825 гг., Санкт-Петербург, В.И. Григорович). Другие издания 1820-х годов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Северные цветы». Критические рассуждения К. Рылеева, В. Кюхельбекера, Д. Веневитинова и др. Разработка концепции романтизма русскими авторами. А.И.Галич и его трактат «Опыт науки изящного» (1825 г.).

1830-1840-е гг. «Художественная газета» (1836-1841 гг., СПб., Н. Кукольник, А. Струговщиков).

Санкт-Петербург А.С. Пушкин об искусстве. Творческая концепция Н.В. Гоголя и его отношение к современному искусству. Приемы «писательской» художественной критики.

Обострение полемической ситуации на страницах журналов в 40-е годы. Роль ведущих журналов: «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения» - в литературном процессе и процессе дальнейшего развития художественно-критического мышления. Споры «западников» и «славянофилов» и их оценки русского искусства.

Специальные художественные журналы «Памятник искусств» (1840-1843 гг., СПб., редакторы А. Баласогло и А. Норев) и «Иллюстрация» (1845-1849 гг., СПб., издатель Н.В. Кукольник).

Основные направления и проблематика художественной критики 1850-х годов. Факты художественной жизни и их воздействие на развитие художественной критики. Открытие императорского художественного собрания для публичного обозрения. Начало коллекционерской деятельности П.М. Третьякова. Выставочная практика в Петербурге и Москве. Взаимоотношения русского и западноевропейского искусства, всемирные выставки и участие в них русских мастеров.

Разработка разнообразных концепций самой художественной критики. «Реальная критика» Н.А. Добролюбова, «эстетическая критика» А.В. Дружинина, «органическая критика» А.А. Григорьева. Деятельность Н.Г. Чернышевского. Новые проблемы в художественной критике: взаимоотношения художника и зрителя, выставочная публика и ее вкусы, кумиры в искусстве, поиск положительного героя, генезис романтических идей, жанровое своеобразие и содержательные задачи современного искусства и др.