logo
примерная образовательная программа

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

     Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Студент, осваивающий дисциплину:

Общекультурные  компетенции

ОК-1  владеет  культурой мышления: способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2  способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7  способен применять основные положения и  инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении  социальных и профессиональных задач;

ОК-8  осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-9  владеет  одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения;

ОК-12 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных), способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОК-18 готов уважительно  и бережно относиться к историческому  наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия

ОК-19 способен создавать  и редактировать тексты профессионального  назначения, анализировать логику  рассуждений и высказываний 

Профессиональные  компетенции

Научно-исследовательская  деятельность

ПК- 1  способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-6В владеет достаточным историко-культурным и методологическим фундаментом для продолжения образования в теоретико-методологической сфере и области актуального искусства

ПК-7 способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к  использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или  индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к  работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет  навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и  в сетевых ресурсах 

Педагогическая  деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

ПК-11В способен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров 

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

ПК-12В способен применять в организационно-управленческой деятельности современный уровень знаний и представлений об искусстве, социальной роли и функциях художественного наследия 

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

ПК-14В способен к  утверждению и пропаганде социальной и научной значимости культурного наследия, памятников искусства в средствах массовой информации, готов к культурно-просветительской деятельности в музеях 

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные источники и труды по истории искусства;

- содержание  фундаментальных концепций, их  общекультурные основания;

- суть и специфику  процессов и явлений, характерных  для ХХ столетия;

- типичные для  периода школы, направления произведения  архитектуры и изобразительного искусства, исторический контекст их создания;

- творчество  наиболее значимых для эпохи  и /или школы мастеров;

- иметь представление  о крупнейших коллекциях музеев  мира и художественных галерей;

- проблематику  взаимосвязей и взаимовлияния  европейского и русского изобразительного искусства и архитектуры. 

Уметь:

- выявлять  типологические особенности художественных  направлений и региональных школ;

- различать и  интерпретировать памятники с  точки зрения времени и места  возникновения.

 - анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, интерпретировать их художественно-стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания;

анализировать и содержательные аспекты произведения искусства;

- выявлять  контекстуальные связи произведения искусства в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах. 

Владеть:

- понятийным  аппаратом истории искусства; 

- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства; 

- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания.  

4. Структура и содержание  дисциплины «Методология истории искусства».

 Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы,  72 а.ч. 

    №

п/п

  Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной  аттестации (по семестрам)

 

 

 

 

Лекции, 36 а.ч.

Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, чтение литературы, подготовка к зачету, зачет

36 а.ч.

1

Введение: Общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и истоки методологии

7

1

2

1

2

Раздел 1. История науки как история ее методов (пути сложения современного искусствознания)

1.1 Первоначальный период истории искусства (античность и средние века)

7

2

2

2

3

1.2. Эпоха Возрождения и Вазари

7

3

2

2

4

1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания

7

4

2

2

5

1.4 Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана)

7

5

2

2

6

1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории

7

6

2

2

7

1.6 Культурно-историческая школа в истории искусства и начало самостоятельной науки об искусстве

7

7

2

2

 Раздел 2 «Археология искусства». Методы первичной «обработки» художественного памятника(знаточество)

7

8

2

2

9

Раздел 3 Анализ формы (Морфология искусства)

3.1 Формально-стилистический метод

7

9

2

2

10

3.2 Венская школа искусствознания

7

10

2

2

11

3.3 Традиции французского, англо-американского и отечественного формализма

7

11

2

2

12

3.4 Структурный анализ в искусствознании

7

12

2

2

13

Раздел 4 Семантический подход

4.1 Иконография

7

13

2

2

14

4.2 Иконология

7

14

2

2

15

4.3 Семиотика в искусствознании

7

15

2

2

16

Раздел 5 Художественная критика:ее подходы и литературные формы(эссеизм)

7

16

2

2

17

Раздел 6 Междисциплинарные тенденции

6.1 Психологические и социологические подходы к искусству

7

17

2

2

18

6.2 Религиозные подходы

7

18

2

2

Зачет

7

1