logo
примерная образовательная программа

Раздел 1.1

Искусство второй трети XIX века. Николаевский режим и процесс демократизации культуры. Поздний романтизм и академизм. Изменения в художественном образовании. Академия художеств и Московское училище. Проблема академизма: стиль, направление, образовательная доктрина.

Архитектура. Кризис монументальных жанров. Начало стилизации и эклектики. Эклектика и “историзм”. Неостили: классицизм, готика, рококо. А.Брюллов, А.Штакеншнейдер. А.Плавов, Е.Тюрин, М.Быковский.

О.Монферран. Исаакиевкий собор. История создания. Программа и осуществление.

К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике. Храм Христа-Спасителя в Москве. Программа. Судьба памятника. Постройки в Кремле. Николаевский вокзал в Петербурге.

Скульптура. Кризис синтетических концепций. Пластическое и живописное в скульптуре. Позднеромантические стилизации. И.Витали, П.Клодт. Монумент в городской среде. Б.Орловский. Римские работы. “Сатир и вакханка”, “Отдыхающий сатир”. Памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

Живопись. Общая эволюция. Изменения в соотношении жанров. Отношение к академической традиции.

К.Брюллов. Эволюция творчества. Жанровая структура. Работы петербургского и раннеитальянского периода. “Нарцисс”, “Явление Арааму трех странников”; “Итальянское утро”,“Итальянский полдень” и концепция “итальянского жанра”. “Дафнис и Хлоя”. Замысел картины “Гилас и нимфы”. Рисунки к ней. Копия “Афинской школы”.

Картина “Последний день Помпеи” как художественное событие. История создания. Эскизы.Компромисс между классицизмом и романтизмом. Реакция современников. Другие опыты в области исторической живописи.“Смерть Инессы де Кастро”, “Нашествие Гензериха на Рим”, “Осада Пскова Стефаном Баторием”.

Портретное творчество. Рисунок и акварель. Парадный портрет: “Всадница”, “Портрет гр. Самойловой с Дж.Паччини и арапчонком”, “Портрет Самойловой, удаляющейся с бала”, “Портрет сестер Шишмаревых”. Камерный портрет: “Портрет Н.Кукольника”, “Портрет А.Н.Струговщикова”, “Портрет В.А.Жуковского”, “Автопортрет” 1848 г.. Брюлловские ученики. Брюллов в оценке современников и в последующей критике.

Ф.Бруни и его версия исторической картины. “Смерть Камиллы, сестры Горация”, “Медный змий”.

Позднеромантический пейзаж. М.Воробьев и его ученики. М.Лебедев. И.Айвазовский.

Александр Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики. Формирование магистральной темы. “Приам у Ахилла”, “Иосиф толкует сны в темнице виночерпию и хлебодару”, “Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры”.

Раннеитальянские произведенияКартина “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”. Работа над сюжетом “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина”. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”. Форма плана и ее кристаллизация в эскизах. Знакомство с Н.В. Гоголем; проблема творческого взаимодействия. Гоголь в изображении Иванова и Иванов в изображении Гоголя. Этюдный метод Иванова и его особенности. Роль двойных этюдов.

Пейзажные этюды. Мотивы. Панорамные виды: “Неаполитанский залив у Кастелламаре”, “Понтийские болота”. Этюды деревьев: “Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц”, “Дерево в парке Гиджи”, “Парк Аричча”, “Листва”, “Дерево в тени у Кастель Гандольфо”, “Ветка”. Этюды почвы и камней: “Аппиева дорога”, “Вода и камни под Палаццуоло”, “Подножие Виковары”, “Камень”. Поздние акварельные пейзажи.Человек и природа. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”. Особенности пленеризма.

Жанровые акварели: “Ave Maria”, “Жених, выбирающий кольцо для невесты”, “Октябрьские праздники”. Эволюция стиля. Путь к “библейским эскизам”. В поисках корня “русской иконной живописи”.. “Протобиблейские” эскизы. Стиль “библейских эскизов” и большая картина Иванова. Выставка картины “Явление Христа народу” в Петербурге. Проблема Иванова в историографии.

Бытовой жанр в живописи и графике. Рисовальщики-иллюстраторы. В.Тимм, Г.Гагарин, А.Агин. Сатирическая графика.

П.Федотов. Ранние рисунки и характер наблюдения “натуры”. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта. Ее источники. Первые живописные произведения: “Свежий кавалер”, “Разборчивая невеста”, “Сватовство майора”. Траектория эволюции. “Нравственно-критическая” серия. Изображение и словесный комментарий. Последний период творчества. Варианты картины “Вдовушка”. Второй вариант “Сватовства майора”. “Анкор, еще, анкор!”. Картина “Игроки” и рисунки к ней. Портретное творчество. Судьба федотовского наследия.