logo
примерная образовательная программа

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Студент, осваивающий дисциплину:

Общекультурные компетенции

ОК-1 владеет культурой мышления: способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 способен применять основные положения и инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-8 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-9 владеет одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения;

ОК-12 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных), способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОК-18 готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия

ОК-19 способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний

Профессиональные компетенции

Научно-исследовательская деятельность

ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-7 способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

Педагогическая деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные источники и труды по истории искусства;

- содержание фундаментальных концепций, их общекультурные основания;

- суть и специфику процессов и явлений, характерных для ХХ столетия;

- типичные для периода школы, направления произведения архитектуры и изобразительного искусства, исторический контекст их создания;

- творчество наиболее значимых для эпохи и /или школы мастеров;

- иметь представление о крупнейших коллекциях музеев мира и художественных галерей;

- проблематику взаимосвязей и взаимовлияния европейского и русского изобразительного искусства и архитектуры.

Уметь:

- выявлять типологические особенности художественных направлений и региональных школ;

- различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения.

- анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, интерпретировать их художественно-стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания;

анализировать и содержательные аспекты произведения искусства;

- выявлять контекстуальные связи произведения искусства в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах.

Владеть:

- понятийным аппаратом истории искусства;

- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;

- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания.

4. Структура и содержание дисциплины «Основы искусства ХХ века»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в а.часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции 128 а.ч.

Семинар

«Проблемы искусства XX века»

32 а.ч.

Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, выполнение курсовой работы, чтение литературы, подготовка к экзамену,

56 а.ч.

Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре, коллоквиум, зачет, экзамен, письменная работа.

1

Общая периодизация и проблемы изучения истории зарубежного искусства ХХ века.

8

1

2

1

Консультации, дискуссии

2

Раздел 1.

Зарубежное искусства

Рубежа XIX-XX вв. Истоки формальных экспериментов 1900-

1910-х гг. Модерн и символизм.

8

1-3

22

6

10

Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре

3

Раздел 1.1.

Зарубежное искусство 1900-1910-х гг. Формирование основных авангардных художественных практик. Фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм. Основные творческие объединения и имена.

8

4–7

28

8

12

Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре

4

8

7

1

Коллоквиум

5

Раздел 1.2

Искусство в период социально-политических потрясений. Рождение

Контркультурных практик: дадаизм, сюрреализм

8

7

4

Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре

6

Раздел 2.

Зарубежное искусство 1920-30-х гг. Арт-деко, архитектура функционализма, сюрреализм, художники «новой вещественности».

8

8–11

32

8

10

Консультации, дискуссии, доклады в семинаре

7

Раздел 3.

Зарубежное искусство 1930-40-х гг. Искусство тоталитарных режимов в Германии, Испании и Италии. Реалистическое искусство США.

8

12–13

16

4

6

Консультации, дискуссии, доклады в семинаре

8

Раздел 4.

Зарубежное искусство1950-х - 1960-х гг. Развитие послевоенной абстракции. Зарождение поп-арта в Англии и США. Основные принципы поп-арта и его главные представители.

8

13–14

16

2

6

Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре

9

Раздел 5.

Зарубежное искусство 1970-80-х гг. Понятие постмодернизма. Модификации поп-арта. Развитие других художественных практик: минимализм, неоавангард, концептуализм. Рождение искусства действия – хепенинг, перформанс. Освоение пространства – инсталляция, инвайромент и пр.

8

15–16

12

4

6

Консультации, дискуссии, доклады в семинаре

10

Раздел 6

Зарубежное искусство

1990-х гг. Использование языка новых технологий в искусстве. Развитие его медийных форм. Роль международного художественного рынка и институций современного искусства.

8

16

4

2

Консультации, доклады в семинаре, дискуссии

11

8

16

1

Зачет, письменная работа

12

8

сессия

1

Экзамен