logo
примерная образовательная программа

Раздел 3 анализ формы (морфология искусства)

Источниковедческие аспекты истории искусства. Памятник искусства как исторический источник. Роль непосредственного психологического контакта исследователя и памятника. Эмпирическая и интуитивная природа атрибутивной деятельности. История искусства с точки зрения знатока. Ранняя история знаточества (собирательство «древностей» и деятельность антикваров). Складывание музейной практики и задачи систематизации материала. Выставочная деятельность. Потребности художественного рынка. Братья Сульпиз и Мельхиор Буассере – собиратели эпохи романтизма. Дж. Морелли (1816-1891). Особенности знаточеской практики в «Художественно-критические трудах по итальянской живописи» Влияние Морелли на сложение формально-стилистического метода, на английское знаточество и психоанализ. Деятельность Дж. А. Кроу и Дж. Б. Кавальказелле: «Ранняя фламандская живопись» и «Новая история живописи в Италии…». Б. Бернсон: личность и взгляды (знаток как «советник» собирателя). Основа «эстетического» подхода («Итальянские живописцы Ренессанса»). Итальянское знаточество: А. Вентури и его «История итальянского искусства» как история творческих личностей. Р. Лонги. Немецкое знаточество. В. фон Боде как музейный и государственный деятель. М. Я. Фридлендер, его «Ранняя нидерландская живопись» и его методологические сочинения («Знаток искусства», «Подлинник и подделка», «Об искусстве и знаточестве»). Г. Фосс и его полемика с Вёльфлиным («История художников или история без имен?»). «Немецкая самокритика» и полемика с Зедльмайром по поводу «Утраты середины».