logo
примерная образовательная программа

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Студент, осваивающий дисциплину:

Общекультурные компетенции

ОК-1 владеет культурой мышления: способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 способен применять основные положения и инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-8 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-9 владеет одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения;

ОК-12 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных), способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОК-18 готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия

ОК-19 способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний

Профессиональные компетенции

Научно-исследовательская деятельность

ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-7 способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

Педагогическая деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- историю и специфику собирательства на разных исторических этапах от древности до наших дней;

- функции публичного музея и способы их воплощения;

- исторические концепции музея как культурного института с момента формирования публичных музеев по настоящее время;

- историю и типологию музейной архитектуры;

-теоретические принципы хорошей экспозиции, особенности постоянной и временной экспозиции;

- теоретические основы работы с музейной публикой;

- направления в реставрации художественных произведений;

- принципы работы со светом в музейном пространстве;

- о крупнейших коллекциях музеев мира и художественных галерей;

Уметь:

- оценивать работу современных музеев, связанную с их функциональной деятельностью; - с учетом полученных знаний решать проблемы эстетического, художественного, исторического выбора при классификации и экспонировании художественных предметов;

- разработать концепцию и воплотить ее при создании экспозиции временной выставки;

- анализировать возможности новых музейных архитектурных проектов, предназначенных для художественных собраний;

- создавать условия для привлечения и полезного, удобного пребывания публики в музее.

Владеть:

-основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, относящейся к истории собирательства и функционированию музеев; навыками работы с компьютером как средством управления этой информацией (ОК-12);

-высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, осознавая социальную значимость своей будущей профессии для создания и распространения адекватного представления об истоках и специфике художественной культуры России, о ее месте в пространстве мировой культуры (ОК-8).

4. Структура и содержание дисциплины «Введение в музееведение».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

36 а.ч.

Самостоятельная работа, научно–исследовательская работа, чтение литературы, подготовка к коллоквиуму, подготовка к зачету

36 ч.

Консультации, дискуссии, устный опрос, коллоквиумы, зачет

1

Раздел I.

История коллекционирования.

Тема 1. Введение. Тема 2. Собирательство в древности.

8

1

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

2

Тема 3. Собирательство в средние века.

8

2

2

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

3

Тема 4. Гуманизм и собирательство. Италия

8

3

2

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

4

Тема 5. Гуманизм и собирательство. Северная Европа.

8

4

2

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

5

Тема 6. Собирание антиков в Европе в XV-XVIII веках. Италия.

8

5

2

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

6

Тема 7. Собирание антиков в Европе в XV-XVIII веках. Франция, Англия.

8

6

2

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

7

Тема 8. Антики в Испании, Фландрии и Голландии в XVII веке.

8

7

2

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

8

Тема 9. Собирательство в

XVI .Маньеризм и новые основы художественного коллекционирования.10

8

8

2

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

9

Тема 10. Особенности собирательства в XVII веке. Италия, Северная Европа.

8

9

2

2

Консультации, дискуссии, устный опрос

10

Тема 11.Собирательство в XVIII-нач.XIXвека. Частное собирательство. Основание и развитие публичных коллекций в XVIII и начале XX века.

8

10

4

4

Консультации

11

Тема 12 Частное собирательство с конца XVIII века до наших дней. Западная Европа и Америка.

8

11

2

2

Консультации

1

Коллоквиум по разделу 1

12

Раздел II.Музей и его функции. Тема 1. Публичный музей. История и типология музейной архитектуры. Музей как ведущая архитектурная тема первой половины XIX века.

8

12

4

2

Консультации

13

Тема 2. Музейное строительство в XX веке.

8

13

2

2

Консультации

14

Тема 3. Музейная экспозиция. Принципы современной экспозиции. Обращение с экспозиционным пространством. Проблемы освещения.

8

14

2

2

Консультации

15

Тема 4.Публика в музее.

8

15

2

2

Консультации

16

Раздел III. Тема 1. Собирательство в России.

8

16

2

2

Консультации

17

8

16

1

Зачет