logo
примерная образовательная программа

3.1 Формально-стилистический метод

Формально-стилистический метод Г. Вёльфлина: история искусства как история художественных установок и «образных форм» (история зрения). Основные сочинения («Пролегомены к психологии архитектуры», «Ренессанс и барокко», «Классическое искусство. Введение в итальянский Ренессанс», «Искусство Альбрехта Дюрера», «Основные понятия истории искусства», «Искусство Италии и немецкое чувство формы»). Оппоненты Вёльфлина. Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики: А. Шмарзов и его труды («Сущность архитектонического творчества», «Основные понятия искусствознания», «Композиционные законы средневекового искусства»). Шмарзов как предтеча феноменологического метода в искусствознании. В. Пиндер и его «Проблема поколения в европейской истории искусства». Э. Хайдрих и его методологические сочинения («Очерках истории и методов истории искусства»). В. Воррингер и его «Абстракция и вчувствование» и влияние на художественную критику. Й. Гантнер и его «Ревизия истории искусства. Пролегомены истории искусства в духе современности» (1932). Понятие «non finito» у Гантнера. Формально-стилистическая концепция П. Франкля в его «Системе искусствознания» и в послевоенных сочинениях о готике («Готика. Литературные источники и интерпретация сквозь восемь веков», «Готическая архитектура»).