7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины Х1Х века. Очерки. М., 1979.
Верещагина А.Г. Русская художественная критика середины – второй половины ХУШ века. Очерки. М., 1991.
Верещагина А.Г. Русская художественная критика конца ХУШ – начала Х1Х века. Очерки. М., 1991.
Верещагина А.Г. Критики и искусство. Очерки истории русской художественной критики середины XVIII - первой трети XIX века. М., 2004.
Грачева С.М. История русской художественной критики. XX век. Учебное пособие. СПб., 2008.
Грачева С.М. Отечественная художественная критика XX века: вопросы тории, истории, образования. СПб., 2010.
Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика. С середины Х1Х века до 1941 г. М., 1978.
Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики Х1Х века. М., 1985.
Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. М., «Искусство», 1990
Кулешов В.И. История русской критики ХУШ – Х1Х веков. Изд. 2-е, М., 1978.
Русская прогрессивная художественная критика второй половины Х1Х – начала ХХ
века. Хрестоматия. Под ред. В.В. Ванслова. М., 1977.
б) дополнительная литература:
Ко всему курсу
Базен Жермен. История истории искусства. От Вазари до наших дней. Перевод с франц. М., 1995. (Раздел «Рождение художественной критики»).
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902; 2-е изд. – М., 1998.
«Золотой век» художественных объединений в России и СССР. (1820 – 1932). Справочник. Составили Д.Я. Северюхин и О.Л. Лейкинд. Петербург, 1992.
История европейского искусствознания. XVIII век. М., 1963.
История европейского искусствознания. Первая половина XIX века. М., 1965. (Раздел «Россия», с. 190 – 315).
История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века. М., 1966, (Раздел «Россия», с. 212 –319).
История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века – начало XX века. 1871-1917. Т. 2, М., 1969. (Раздел «Россия», с. 5 – 184).
История русской журналистики XVIII – XIX веков. Под ред. проф. А.В. Западова. М., 1973.
Каменский А.А. Апология критики. – В кн.: Каменский А.А. Вернисажи. М., 1974.
Каменский А.А. Художественная критика в системе искусствознания // «Декоративное искусство СССР», 1978, № 6.
Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX века. М., 1983.
Лемке М. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб, 1904.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. XVIII – начало XIX века. СПб., 1994.
Методологические проблемы художественной критики. М., 1987.
Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми тт. Т. 6. Искусство народов СССР XIV – XIX вв. М., 1969.
Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми тт. Т. 7. Искусство народов СССР XIX - XX вв. М., 1970.
Очерки по истории русской журналистики и критики. Тт. 1-2, Л., 1950-1965/
Пигарев К.П. Русская литература и изобразительное искусство. XVIII - первая четверть XIX века. Очерки. М., 1966.
Прокофьев В.Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса // Советское искусствознание - 77, № 2. М., 1978.
Русская периодическая печать. 1702 – 1894. Справочник. М., 1959.
Русские писатели. XIX век. Биобиблиографический словарь. Тт. 1 - 2. 2-е изд. М., 1996.
Русские писатели об изобразительном искусстве. М., 1976.
Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти / Библиотека журнала «Искусствознание». М., 1998.
Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980.
Собко Н.П. Что представляли собой русские художественные журналы 1807–1897 гг. // «Искусство и художественная промышленность», 1898, № 1.
Турчин В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII – XIX веков. Франция. Англия. Германия. М., 1987.
Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., 1975.
Щукина Т.С. Критика и художественный процесс // Советское искусствознание - 75. М., 1976.
К разделу «Русская критика XVIII века»
Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.
Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. II. Искусство XVIII века. Составил Н. Машковцев. М., 1950.
Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.
Ломоносов М.В. Полн. собр. соч., тт. 1-10. М.- Л., 1952- 1959.
Орлов В. Русские просветители 1790 – 1800-х годов. М.,1953.
Очерки русской культуры XVIII века. Ч. IV. (Художественная культура). М., 1990.
Радищев А.Н. Избранные философские произведения. Госполитиздат, 1949.
Русская академическая художественная школа века. М.-Л., 1934.
Университет для России. Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М., 1997.
Чекалевский П. Рассуждения о свободных художествах с описанием произведений российских художников. СПб, 1792 // Совр. переиздание: Послесловие И.В. Рязанцева, указатель Е.Б. Мозговая. М., 1997.
Штелин Якоб. Записки об изящных искусствах в России / Сост., перевод, вступ. ст., комм. К.В. Малиновского. Тт. 1-2. М., 1990.
К разделу «Русская критика первой половины XIX века»
Алпатов М. Гоголь о Брюллове // Русская литература, 1958, № 3.
Базанов В. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М., 1953.
Бестужев А.А. О романтизме. – В кн.: Литературно-критические работы декабристов. М., 1978, с. 79-82.
Веневитинов Д.В. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1934.
Галич А.И. Опыт науки изящного. СПб., 1825.
Герцен А.И. Об искусстве. М., 1954.
Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. В 14-ти тт. М., 1937 – 1952. Т. 8.
Гоголь Н.В. Статьи и материалы. Л., 1954.
Гоголь Н.В. Арабески. М., 1990.
Добролюбов Н.А. Собрание сочинений. В 9-ти тт. М. – Л., 1962.
Декабристы. Эстетика и критика. М., 1991.
Дурылин С.Н. Гоголь об искусстве // Вопросы философии, М., 1952, № 3, с. 65-79.
Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX в. Л., 1982.
Егоров Б.Ф. «Реальная критика» Н.А. Добролюбова // Ученые записки Тартусского ун-та, 1985, вып. 65. Труды по рус. и слав. филологии, №1, с. 28 - 42.
Евгеньев-Максимов В.Е. «Современник» в 40-50-х годах. Л., 1934.
Жуковский В. А. Эстетика и критика. М., 1985.
Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.
Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. 3. Искусство первой половины Х1Х века. Составил Н.Г. Машковцев. М. – Л., 1949.
Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964.
Кукольник Н. Картины русской живописи. СПб, 1846.
Макарова Т.В. Основные направления в русских журналах первой четверти XIX века // Проблемы развития русского искусства. Вып. 6. Л., 1974.
Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. Очерки. М., 1955.
Машковцев Н.Г. Н.В. Гоголь и изобразительное искусство. Русская живопись 30-40-х годов XIX в. и художественное мастерство писателя // Искусство, М., 1959, № 12, с. 46 – 51.
Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.-Л., 1959.
Нарышкина Н.А. Русская искусствоведческая мысль 40-х годов // Вестник ЛГУ, историческая серия. Вып. 1, № 2. Л., 1986.
Нарышкина Н.А. Художественная критика Пушкинской поры. Л., 1987.
Нарышкина Н.А. Декабрист, писатель, критик (о Бестужеве А.А.) // «Художник», 1973, № 4, с. 21.
Нарышкина Н.А. Роль А.И. Герцена в становлении русского искусствознания. – «Герценовские чтения», ЛГПИ им. А.И. Герцена, вып. XXIV. Л., 1971.
Одиноков В.Г. Эстетические и литературно- критические взгляды Д.И. Писарева. Новосибирск, 1961.
Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982.
Пушкин А.С. Об искусстве. Тт. 1-2. М., 1990.
Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Тт. 1-2. М.,1974.
Соболев В. Периодическая печать в России в начале XIX века и журналистика декабристов. Лекции. М., 1952.
Соколов А.Н. От романтизма к реализму, М., 1957, с. 52 – 84.
Сорокин Ю.С. К истории термина «реализм» в русской критике // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка, т. 16, вып. 311. М., 1957.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века. М.. 2005.
Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М., 1981.
Шевырев С.П. Очерк истории живописи. (Составлен из 4-х публичных лекций). М., 1852.
К разделу «Русская критика второй половины XIX века»
Белявский Н. Гаршин и передвижники // Искусство, М.-Л., 1939, № 1, с. 103 – 111.
Буслаев Ф. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.
Гаршин В.М. Сочинения. М. – Л., 1963.
Ге Н.Н. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. Вступ. статья, составление и примечания Н.Ю. Зограф. М., 1978.
Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973.
Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. Л., 1991.
Касаткина В.Н. К вопросу об эстетических взглядах Ф.И. Тютчева // Ученые записки Томск. Ун-та, 1964, № 48, с.116 – 133.
Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. 4. Искусство второй половины Х1Х века. Составил Н.Г. Машковцев. М. – Л., 1948.
Ковтун Е. Забытый критик – шестидесятник (О Дмитриеве И.И.) // Искусство, 1955, № 6.
Крамской И.Н. Об искусстве. М., 1960.
Крамской И.Н. Письма. Статьи. В 2-х томах, М., 1965-66.
Нечкина В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время». 1861 – 1863. М., 1973.
Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. Под ред. Н.М. Волынкина. М., 1976.
Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.
Репин И.Е. Далекое близкое. М., 1964.
Репин И.Е. Об искусстве. М., 1960.
Репин И.Е. Избранные письма в двух томах. 1867 – 1930. М., 1969.
Салтыков-Щедрин М.Е. О литературе и искусстве. Избранные статьи, рецензии, письма. М., 1953.
Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х томах. Живопись, Скульптура. Музыка. М., 1952.
Товарищество передвижных художественных выставок. 1869 – 1899. Письма, документы. Тт. 1-2. М., 1987.
Толстой Л..Н. Об искусстве и литературе. Т. 1-2, М.,1958.
Федоров-Давыдов А.А. Реализм в русской живописи XIX века. М., 1933.
Ямпольский И. Сатирическая журналистика 1860-х годов. Журнал революционной сатиры «Искра» (1859-1873). М., 1964.
К разделу «Русская критика рубежа XIX – XX веков».
Александр Бенуа размышляет… М., 1968.
Альфонсов В. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М. – Л., 1966.
Анненский И.Ф. Книга отражений. М., 1979.
Асмус В. Философия и эстетика русского символизма. – «Литературное наследство», т. 27 –28, М., 1937.
Асафьев Б. (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. Л. - М., 1966.
Белый А. Символизм. М., 1910.
Блок Александр. Об искусстве. М., 1980.
Бенуа А.Н. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928.
Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В пяти книгах. Изд. 2-е, дополн. М., 1990.
Бенуа А.Н. Художественные письма. 1930 – 1936. М., 1997.
Билибин И.Я Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970.
«Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.
Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.
Волошин М. «Средоточье всех путей…» Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М., 1989.
Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л. – М., 1965.
Глаголь С. Очерк истории искусства в России. М., 1913.
Глаголь С., Грабарь И. И.И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1913.
Головин А.Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л. – М., 1960.
Гомберг-Вержбинская Э.П. К вопросу о художественной критике 1900-х годов // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 1 / под ред. Н.Н. Калитиной. Л., 1975.
Гордин А.М., Гордин М.А. Александр Блок и русские художники. Л., 1986.
Грабарь И. Э. Введение в историю русского искусства // История русского искусства. Т. 1, М., 1909.
Грабарь И. Моя жизнь. Автомонография. М., 1937.
Грабарь И. Письма. 1891 – 1917. М., 1974.
Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2-х томах. М., 1982.
Дьяконицын Л.Ф. Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX – начала XX в. Пермь, 1966.
Иванов Вяч. По звездам. Статьи и афоризмы. СПб, 1909.
Иванов Вяч. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916.
Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., 1960.
. Кауфман Р.С. А. Бенуа – художественный критик // Советское искусствознание - 81, № 1.
Константин Коровин вспоминает… М., 1990.
Коровин Константин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1963.
Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX века. 1890 – 1904. Социально-демократические и общедемократические издания. М., 1981.
Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX века. 1890 – 1904. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982.
Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. М., 1930.
Лобанов В.М. Кануны: Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. М., 1968.
Маковский С. Современная скульптура. СПб, 1908.
Маковский С. Силуэты русских художников. М., 1999.
Маковский С. Портреты современников. М., 2000.
Перцов В. Реализм и модернистские течения в русской литературе начала XX века // Вопросы литературы. М., 1957, № 2. С. 50 – 69. Пунин Н.Н. Избранные труды. М., 1976.
Рерих Н.К. Избранное. М., 1979.
Розанов В.В. Сочинения. М., 1990.
Розанов В.В. Среди художников. М., 1994.
Русская литература и журналистика начала XX века. 1905 – 1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984.
Русская литература и журналистика начала XX века. 1905 – 1917. Большевистские и общедемократические издания. М., 1984.
Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Ч. 2. М., 1969.
Русская художественная культура конца XIX – начала XX века. Кн. 4. М., 1980.
Садовской Б. О старой и новой критике // «Весы», 1905, № 9 – 10.
Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-начала 1910-х годов. М., 1971.
Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М.. 1993.
Сахарова Е. В. В.Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. М. – Л., 1948.
Сахарова Е. В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. Письма, дневники, воспоминания. М., 1964.
Серов Валентин в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Тт. 1-2. Л., 1971.
Серов Валентин в переписке, документах и интервью. Т. 1. Л., 1985. Т.2. Л., 1989.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX – XX веков. М., 1970.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 – 1910-х годов. М., 1988.
Тугендхольд Я.А. Избранные статьи. М., 1987.
Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
Хроника журнала «Мир искусства». СПб, 1903 – 1904.
Эткинд М. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX – начала XX века. Л., 1989.
Эфрос А. Профили. П., 1922.
Эфрос А.М. Мастера разных эпох. Избранные историко-художественные и критические статьи. М., 1979.
К разделу «Русская художественная критика XX века»
Арватов Б. Искусство и классы. М., 1923.
Арватов Б. Искусство и производство. М., 1926.
Бескин О. О формализме в искусстве. М., 1934.
Габричевский А. Теория и практика архитектуры. Киев., 1993.
Габричевский А.Г. К 100-летию со дня рождения. Сборник материалов. М., 1992.
Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922.
Гинзбург М.. Стиль и эпоха. М., 1924
Грабарь И. Письма. 1917 – 1941. М., 1977.
Грабарь И. Письма. 1941 – 1960. М., 1983.
Грачева С.М. Художественная критика XX века в системе академического образования / Материалы конференции Алпатовские чтения // Искусствознание. М., 2009, № 1. С. 236-254.
Грачева С.М. Художественная критика на страницах журнала «Печать и революция» // Обсерватория культуры. СПб., 2009, № 4. С. 118-125.
Грачева С.М. Критическая деятельность художников русского авангарда первой половины XX века // Научные труды Института им. И.Е. Репина. Вып. 12, СПб., 2010. С. 134-15.
Дурылин С.Н. В своем углу. М., 1991.
Каменский А.А. Вернисажи. М., 1974.
Каменский А.А. Романтический монтаж. М., 1989.
Ларионов М. Лучизм. М., 1913.
Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах.
Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929 гг. М., 1995.
Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930 гг. М., 1998.
Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. С приложением писем К. Малевича к М.О. Гершензону. 1918-1924 гг. М., 2000.
Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х гг. С приложением переписки К.С. Малевича и Эль Лисицкого. М., 2003.
Т. 5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты лекций. Записки и заметки. Поэзия. М., 2004.
Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. Авторы-сост. Вакар И., Михиенко Т. Тт. 1-2. М., 2004.
Морозов А.И. Поколения молодых. Живопись советских художников 60-80-х годов. М., 1989.
Маца И. Советское искусство за 15 лет. М.-Л., 1933.
Морозов А.И. Конец утопии. М., 1995.
Морозов А.И. Соцреализм и реализм. М., 2007.
Поспелов Г.Г. Бубновый Валет. М., 1990.
Пощечина общественному вкусу. Сборник. М., 1912
Пунин Н.Н. Новейшие течения в русском искусстве. Вып.1-2. Л., 1927-1928.
Пунин Н.Н. Современное искусство. Пг., 1920.
Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. М., 1976
Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. М., 1993
Сидоров А.А. Графика первого десятилетия. 1917-1927. М., 1928.
Сидорова Е. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М., 1994.
Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. М., 1999.
Тарабукин Н. От мольберта к машине. М., 1923.
Тугендхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М., 1987.
Турчин В.С. Образ двадцатого. М., 2003.
Фаворский В.А. Воспоминания, письма, стенограммы. М., 1991
Фёдоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. М., 1975.
Эттингер П.Д. Статьи. Из переписки. Воспоминания современников. М., 1989.
Якимович А.К. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века. М., 1995.
В качестве основных источников для изучения материала курса могут быть обозначены все перечисленные в программе периодические издания, посвященные вопросам искусства
- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 035400 – История искусств
- Примерный учебный план подготовки бакалавра по направлению 035400 - История искусств
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 3. Место дисциплины в структуре ооп:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Искусство первобытного общества
- Раздел II. Искусство Древнего Египта
- Раздел III. Искусство Древнего Двуречья
- Раздел IV. Искусство на территориях, соседних с Двуречьем: Передняя Азия, Закавказье, Иран.
- Раздел V. Искусство Эгейского мира
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Культура «гомеровской Греции». Искусство геометрического стиля.
- Раздел II. Искусство эпохи архаики (конец VIII-VI вв. До н. Э.)
- Раздел III. Искусство классического периода (V-IV вв. До н. Э.)
- Раздел III. Искусство эпохи эллинизма (последняя четверть IV- I в. До н. Э.).
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Искусство Древнего Рима.
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1: искусство раннего средневеквовья
- 1.1.Искусство Рима VI-IX веков
- 1.2. Искусство варварских народов
- Раздел 2. Каролинское и оттоновское искусство. Формирование романского искусства.
- 2.2.Формирование романского искусства
- Раздел 3. Романское искусство
- 3.1 Архитектура
- 3.2.Романская скульптура
- 3.3.Романская монументальная живопись и книжная миниатюра
- Раздел 4. Искусство готики
- 4.1. Готическая архитектура.
- 4.2. Готическая скульптура.
- Раздел 5. Искусство Поздней готики
- 1. Архитектура.
- 2. Скульптура.
- 3. Живопись.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Позднеантичное и раннехристианское искусство.
- Раздел II. Искусство ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества.
- Раздел III. Искусство средневизантийского периода.
- Раздел IV. Искусство 13 в. И поздневизантийского периода.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- Общекультурные компетенции
- Профессиональные компетенции
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.1 Искусство Италии XIII-XIV вв.
- Раздел 1.2 Искусство Раннего Возрождения в Италии.
- Раздел 1.3 Искусство Арс Нова
- Раздел 2.1 Искусство зрелого и позднего Возрождения в Италии.
- Раздел 2.2 Искусство Северного Возрождения.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Декоративно-прикладное искусство
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 1.1
- Раздел 2.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 1.1
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 1.Художественное ремесло древних славян. 1 – 10 вв.
- 2. Художественное ремесло Киевской Руси X–XII в.
- 3.Художественное ремесло Среднерусских земель хi – хiii веков.
- 4.Художественное ремесло Великого Новгорода XII–XVI вв.
- 5.Художественное ремесло Московского княжества XIV – XVI вв.
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Введение: общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и источники методологии
- Раздел 2. История науки как история ее методов (пути сложения современного искусствознания)
- 2.1 Первоначальный период истории искусства (античность и средние века)
- 1.2. Эпоха Возрождения и Вазари
- 1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания
- 1.4 Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана)
- 1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории
- 1.6 Культурно-историческая школа в истории искусства и начало самостоятельной науки об искусстве
- Раздел 2. «археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника (знаточество)
- Раздел 3 анализ формы (морфология искусства)
- 3.1 Формально-стилистический метод
- 3.2 Венская школа искусствознания
- 3.3 Традиции французского, англо-американского и отечественного формализма
- 3.4 Структурный анализ в искусствознании
- Раздел 4 семантический подход
- 4.1 Иконография
- 4.2 Иконология
- 4.3 Семиотика в искусствознании
- Раздел 5 художественная критика: ее подходы и литературные формы (жанр эссеизма)
- Раздел 6 междисциплинарные тенденции
- 6.1 Психологические и социологические подходы к искусству
- 6.2 Религиозные подходы
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел 8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 15
- Раздел 16
- Раздел 17
- Раздел 18
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 История искусства
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Русская критика XVIII столетия.
- Раздел 2. Русская критика первой половины XIX века.
- Раздел 3. Русская критика второй половины XIX века.
- Раздел 4. Русская критика рубежа XIX-XX веков.
- Раздел 5. Русская художественная критика XX в.
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I.
- Раздел II
- Раздел III Собирательство в России.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Рисунок
- Раздел 2. Печатная графика
- Раздел 3. Книжный дизайн
- Раздел 4. Виды техник прикладного искусства
- Раздел 5.Техника монументальной живописи
- Раздел 6. Техника станковой живописи
- Раздел 7. Техника создания скульптуры
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Введение
- Раздел 2. Истоки реставрации
- Раздел 3. Организационные основы охраны и реставрации памятников в России в XIX в.
- Раздел 4. Функции реставрации
- Раздел 5. Структура научной реставрации
- Раздел 6.
- Раздел 7. Описание практики
- Раздел 8. Характеристика консервационных операций
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Теоретические проблемы эстетики.
- Раздел 2. История эстетической мысли.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Разработчики и эксперты проекта пооп