Греческое искусство эпохи эллинизма.
Архитектура
В результате походов Ал. Македонского возникло много нов. центров, также реконструкции подверглись многие вост. города. Для всего этого использовали гипподамову систему: города со всех сторон опоясывались массивными стенами, в пределах кот. располагались правильные прямоугольные кварталы городских улиц. В цетре находилась агора, вокруг кот. и располагались все общественные и культовые постройки. Агора со всех сторон оформлялась колоннадами.
Резко увеличивается кол-во общественных сооружений, кот. строили из одних и тех же материалов с одинаковой степенью технического и художественного совершенства. Эклезиастерии (для народных собраний), базилики (торговые и судебные здания), театры, школы, стои (длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль улиц).
Культовые здания в целом не изменились – в основном, периптеры или простили.
Основным композиционным приемом эллинистической арх-ры был прием перистильного двора (т.о. ограниченного со всех сторон колоннами), по периметру кот. размещались отдельные помещения. Во дворе располагался алтарь для принесения присяги членами гор. совета, а в глубине располагалось глав. здание – прямоугол. зал с местами в виде амфитеатра.
Жилые дома были ограничены от улицы. В центре находился перистильный двор.
Одним из сам. больших городов была Александрия Египетская. Там находился знаменитый Фаросский маяк: три постепенно уменьшающихся призматических объема.??????
Одним из классических планировочных городов явл. Пергам. На горе – акрополь, кот. спускается террасами. Ниже располагаются дворцы, и еще ниже агора. На склонах был размещен огромный амфитеатр. Здесь во дворце Пергамского Акрополя находилась мозаика «Невыметенный пол» Сосия. В Пергаме находился прославленный алтарь Зевса. Состоял из двух ярусов. Первый служи 9-метровым подиумом, на бокк. стенках кот. был развернут коллосальный горельефный фриз (размещение рельефа на цокольной части сооруж. не свойственно греч. арх-ре – здесь стоит видеть влияние иск-ва Двуречья). На второй ярус вела лестница. Здесь располагался жертвенник, и вся площадка была окружена ионической колоннадой.
Для того чтобы вести такое масштабное строительство во многих городах была необходимо теоретическая основа. Поэтому особое значение приобретает архитектурная теория. Важное место во всех трактатах уделялось архитектурным стилям, делается попытка установить каноны и пропорциональные системы (в греч. арх-ре известные нам ордера не были канонизированы), чтобы даже малоквалифицированный арх-р мог ими воспользоваться.
Наблюдается некк. снижение технического уровня массового строительства, что привело к плохой сохранности многих произведений.
Эллинистическая арх-ра имела огромное знач. для арх-ры Рима и восточных городов.
Изобразительное искусство
Все искусство м.б. поделено на три периода:
1. Ранний эллинизм (кон. IV – пер. пол. III в. до н.э.)
2. Средний эллинизм (вт. пол. III - пер. пол. II в. до н.э.)
3. Поздний эллинизм (до I в. до н.э.)
Ведущими центрами становятся нов. города – Александрия и Пергам. Многие старые – Афины – отходят на второй план и только Родос сохр. прежние позиции. В основу нов. художественных направлений кладутся традиции великих мастеров классической эпохи.
Портретное искусство. Существует два направления:
1. Продолжают традиции Лисиппа.
Бронзовая статуя Диадоха.
Статуя Демосфена работы Полиевкта (280 г. до н.э.) оч. точно раскрывает образ знаменитого оратора.
Портрет Силевкта Никатора – сирийского царя.
2. Создают произведения классического, идеализированного типа
Камея с изображением Птолемея II и Арсинои. Такая трактовка портрета отчасти зависит и от того, что в Александрии оч. быстро были восприняты особенности царской власти в Др. Египте, с обожествлением царя и изображением его в виде идеального существа.
Александрийское искусство
Из нов. центров она раньше др. нач. играть ведущую роль. Работали мастера разных направлений.
1. Одни, продолжая традиции Праксителя, создавали образы идеально прекрасных богов и богинь.
Одним из самых любимых был образ Афродиты, но понимание образа изменятся – богиня становится более человечна: жеманна, кокетлива, иногда легкомысленна, но по-прежнему прекрасна. Афродита из Сиракуз и Афродита из Кирены.
2. Другие, используя достижения Лисиппа в области пластической анатомии, изображали маленьких детей (Мальчик, борющийся с гусем, Мальчик с уткой, Аллегорическая группа с рекой Нил и 16 играющими малютками Так называемый стиль Боэфа.), стариков и старух, и даже типы с физическими недостатками – горбунов, карлиц.
Кроме культовых статуй широкое распространение получает декоративная скульптура: садово-парковая и для украшения дворца.
Статуя старушки-пастушки и старика-пастуха. (Рим). Этот старые, утомленные работой люди с натруженными руками и ногами, сгорбленными спинами. Такие статуи стояли в парках и дополняли впечатление уголка сельской местности.
Пергамское искусство
Здесь ведущими были художественные традиции Скопаса и Лисиппа.
Характерные черты:
-драматичность ситуации,
-динамика действия,
-патетичность,
-усложненное композиционное построение
-резкие контрасты живого человека и мертвого тела
-сильная пластическая форма
-богатая игра светотени
Портрет Аттала I. Подобен портрету Ал. Македонского Лисиппа.
Пергам не раз отражал нашествие варваров. Этой теме было посвещ. два памятника.
Первый был заказан Атталом I. Скульптурные группы были созданы Эпигоном, Пиромахом, Стратоником и Антигоном, и стояли на Пергамском акрополе. Здесь были изображены сцены гигантомахии, амазономахии, битвы греков с персами и галлами. Производят впечатление фигуры убитого и умирающего галла. Лицо второго искажает страдальческая гримаса – метко схвачен момент, когда воин уже упадет замертво.
Галл, убивший свою жену и убивающий себя. Т.к. не желал сдаваться с плен. Мертвое тело жены еще скользит вниз и галл держит ее за руку, а сам вонзает себе меч в шею – значит через секунду он рухнет сам. Но в этот момент он оборачивается к врагам с торжествующим взглядом, что он умирает свободным. Трагедия раскрывается в контрасте мертвого и живого тела.
Второй памятник – это алтарь Зевса. Здесь работали Дионисиад, Орест, Менекрат. Длина фриза 120 м., высота 2,3 м. Изображена гигантомахия. Фигуры выполнены оч. высоким рельефом почти в круглой пластике, фон фриза густо заполнен развивающимися одеждами, змеями. Одежда обработана так тщательно, что чувствуется ее материальность. Яростная битва изображена в самом разгаре. Фигуры даны в сильном движении, великолепно отражены их чувства. На площадке второго яруса расположен малый фриз с мифом о Телефе. Здесь события развиваются спокойно, движения неторопливы.
Афродита с Мелоса. 2 в. до н.э. Лицо ее классически прекрасно, но не холодно-спокойно, а полно страстности.
Искусство Родоса
Колосс Родосский. Создан учеником Лисиппа Харесом. Это огромная бронзовая фигура бога Гелиоса (30 м.), кот. опирался ногами на берега гавани. Погибла в 227 г. в результате землетрясения.
Ника с о. Самофракии. 3 в. до н.э.
Лаокоон. (Рим, Ватикан). То же настроение безнадежного отчаяния и смертельного ужаса. Создана Агесандром, Полидором и Афинодором в сер. I в. до н.э. Особенно удачна фигура Лаокоона, физические муки кот. усугубляются душевными страданиями при виде гибели своих сыновей. Кажется, что он издает вопли, лицо его искажено нечеловеческими муками. Поверхность лица и тела переданы оч. дробно, с желанием показать кажд. мускул. Такая измельченность формы несколько сбивает общее впечатление. Не совсем удачны и фигуры сыновей: их пропорции уже взрослых юношей не соответствуют масштабу фигур. Композиция носит характер рельефа.
Живопись
Развивается реалистическое искусство. В Александрии разрабатывается нильский пейзаж: на фоне берегов Нила действуют комические фигурки пигмеев.
Живописец Переик – «живописец мусора» - это его прозвище. Изображал цирюльни, ослика с поклажей, натюрморты.
Многие произведения II-I вв. проникнуты духом мрачного пессимизма. Например, искусство Тимомаха. Выбирал картины на мифологические сюжеты, но выбирал те сцены, в кот. он мог показать патетические чувства.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.