logo
госы

5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).

Кон. 17 – 18 вв – собор получил барочное одеяние.

Внутри Софии все стены, своды, абсиды, столбы и купол покрыты мозаиками и фресками. 87). Как и в византийских церквах, изображения в Киевской Софии должны были раскрывать основные догматы православия. Этой цели служили изображения Христа Вседержителя (Пантократора) и четырех архангелов - в центральном куполе, апостолов - в простенках барабана, евангелистов - в парусах свода, Богоматери-оранты - в центральной абсиде, таинства причащения апостолов и изображения святителей - на стене абсиды, а также многочисленные евангельские сцены и фигуры монахов-аскетов и святых-воинов - на стенах, столбах и сводах остальных частей храма.

Византийские мастера руководили украшением храма, и, безусловно, им принадлежат центральные композиции. Но несомненно также, что в процессе грандиозной работы к ним присоединились и русские художники. В частности, об этом свидетельствуют характерные русские черты многих лиц.

Церковь Ирины в Киеве – в плане краткая вариация на софийную тему – 3 нефа с галереями.

Церковь Георгия в Киеве.

Золотые ворота с церковью Благовещения. Техника и материалы аналогичны Софийскому собору. Строили те же мастера. 4 столпный храм.

Софийная программа – торжество православия, радость приобщения к истине. Софийские соборы строятся в самых крупных городах того времени.

Софийский собор в Новгороде – 1045-1050.

Заказал князь Владимир сын Ярослава Мудрого как собор-усыпальницу. Технико-технологические и стилистические вариации Киевской Софии. Вместе с тем, Новгородский собор значительно отличается от своего киевского прототипа. Вместо тринадцати куполов он имеет только пять (+башня), что сообщает ему строгость и компактность. Ясность форм, четкая отграниченность объемов, конструктивная определенность (благодаря мощным лопаткам, идущим от основания закомар к земле) - все придает храму необыкновенную монолитность. Это впечатление усиливается шлемовидными куполами (в 18 веке главы стали луковичными).

В Новгородской Софии – 1 пояс 2-этажных галерей, на трех фасадах – своды щипцом. В плане – это 5-нефный храм, окруженный галереями. Апсиды замыкают 3 нефа. Конструктивная основа – аркбутан. Многоглавие – решение проблемы освещения храма.

Техника кладки - плинфа и камень. Как и в Киевском соборе плинфа здесь имеет и конструктивные и декоративные функции. В кладке употреблены голосняки.

Первоначально новгородский храм Софии не был оштукатурен. Внешнему его облику особенную суровость придавали стены, сложенные из неправильных блоков грубо отесанных камней, скрепленных розоватым (от примеси толченого кирпича) известковым раствором. Однако побелка в 12 в.

В решении интерьера строители новгородского собора исходили из опыта киевских зодчих, но во многом изменили киевский прототип. Центральное подкупольное пространство здесь более резко отделено от боковых помещений, которые в свою очередь, решительно противостоят просторным и светлым хорам, расположенным с севера, запада и юга. Интерьер частично украшен живописью. В 1108 году храм получил фресковую роспись. Середина 12 века – декоративные мозаики в центральной апсиде.

Полоцкая София.

В летописи нет упоминания о строительстве в Полоцке Софийского собора в 30-е-50-е гг. 11 века. В литературе конца 19 века доминирует датировка 1044 – 1066. В 1044 году Всеслав занял полоцкий княжий стол (до 1103). В 1066 году Новгород взят Всеславом Полоцким. Всеслав увез колокола Софийского собора (возможно для полоцкого храма).

Находится в центре детинца. Нет ничего древнерусского, это барочная постройка 1738-1750 –х гг. При Флориане Грибницком. Это униатский храм, вилинское барокко. Это базилика, алтарь на севере. Интерьер – барочная архитектура, аляповатая роспись. Восточная сторона – граненые выступы апсид. В кладке – камни и цемяночный раствор. Кладка из плинфы со скрытым рядом. Вся восточная стена Софии Полоцкой древняя. Западная апсида из позднего кирпича, инкрустирована плинфой и цемяночным раствором. Фундамент из колотой плинфы (поздний).

Собор был перестроен униатами, появилась ориентация на север, появилась западная апсида, чтобы уравновесить здание.

Интерьер и структура близки Софийскому собору в Новгороде. Кладка киевская – опус микстум.

Это сложный тип крестово-купольного храма. 7 глав.