Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
По учебнику Т. В. Ильиной
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) — создатель и парадного портрета, в котором запечатлел в красках весь «екатеринин век», переписал всех екатерининских вельмож, и великий мастер камерного портрета. В каждом необычайно тонко чувствующим национальные черты своих моделей. О Левицком заговорили при жизни (иностранцы): путешественники И. Бернулли и Фортиа де Пиль, историки искусства Фиорилло и Реймерс, а из соотечественников — поэты К. Батюшков и М. Муравьев, коллекционер Павел Свиньин. Первые биографические сведения о нем э Я. Штелину. в 1840-х годах Нестор Кукольник призывал спасать забытые имена русских художников XVIII в. Левицкому и в XIX столетии повезло: на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. представлено пять его портретов («Екатерина-законодательница», портрет старика-священника и три портрета «смолянок»), вызвавших отклик в Европе, а первый серьезный отечественный исследователь искусства XVIII в. П.Н. Петров назвал его «великим художником».Но революционно-демократическая критика во главе со Стасовым порицала Левицкого за прославление «баричей», за изображение «чванливых моделей» с такой силой, что даже совсем чуждый изобразительному искусству ХУШ в. «древнерусист» Ф.И. Буслаев вынужден был заступиться за живописца. интерес «мирискусников», выставки начала XX столетия. Событием в изучении творчества художника явилась первая бйография, написанная В. Горленко и вошедшая составной частью в первую монографию о живописце С.П. Дягилева (1902). После революции, в 1922 г. была устроена (в основном усилиями Грабаря) персональная выставка Левицкого к 100-летию со дня смерти.
В конце 1920-х —1930-е годы изучение творчества мастера несет бремя вульгарно-социологических теорий. Первая попытка — «История русского искусства XVIII века» Н.Н. Коваленской (1940) и «История русского искусства XVIII века» Г.В. Жидкова (1951). в 1964 г. выходит обширнейшая монография Н.М. Гершензон-Чегодаевой о Левицком. В 1985 г. состоялась вторая персональная выставка, посвященная 250-летию со дня рождения художника, после которой ряд публикаций.
Левицкий родился на Украине, в семье священника и гравера. отец перв учитель. предполагают, что оба они работали над росписью Андреевского собора в Киеве под началом Антропова- настоящим учителем Левицкого, который не без влияния и ведома Антропова уезжает в Петербург, где и числится в его учениках до 1764 г. Жизнь Левицкого была навсегда связана с главным художественным центром —Академией художеств, в которой он 17 лет руководил портретным классом. Этот Период (1771—1787 прекрасные педагогические способности мастера, наиболее плодотворный и интенсивный этап творческой жизни художника. В 1787 г. Левицкий УХОДИТ в отставку в результате неурядиц и конфликтов с академическим начальством, прежде всего с Бецким.
Слава к Левицкому пришла с академической выставки 1770 г., на которой среди архитекторов Валлен-Деламота, Фельтена, Старова, иностранных художников Гроота и Перезинотти, рядом с Лосенко он экспонировал шесть портретов: Г. Теплова, А. Строганова, X. Виргера, Б. Умского, Н. Сеземова и А. Кокоринова, из которых до наших дней сохранились три последних. За портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова (1769, ГРМ) Левицкий получил звание академика. В традиционной композиции парадного портрета с непременным условным жестом, которым модель «указует» на лежащий на бюро чертеж здания Академии, в праздничном одеянии, сшитом к торжественному событию инаугурации и стоившем Кокоринову годового жалованья, образ не однозначно-репрезентативный. Умение Левицкого «воссоздавать людей — вершина реализма в русской портретописи XVIII века, — писал А. Эфрос.
В схеме репрезентативного портрета решен образ — Прокофия Акинфиевича Демидова (1773, ГТГ). Демидов был поклонником Руссо, и сам являлся талантливым человеком — ботаником, садоводом, энтомологом, написал сочинение о жизни пчел, знал толк в минералогии, оставил драгоценный гербарий Московскому университету, которому даровал и суммы и содержал по студентов; основал Коммерческое училище и Воспитательный дом в Москве. На
Портреты позднее стали называть сюитой, хотя нет сведений, что Левицкий задумывал их как нечто цельное, и работал над ними несколько лет. общий замысел в них все-таки проявился, он определен общей темой, которую избрал Левицкий, — темой победительной юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения; в них прослеживается единый декоративный замысел. Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (таков первый портрет, изображающий самых маленьких — Н.М. Давыдову и Ф.С. Ржевскую), танцующими (Е.И. Нелидова, Н.С. Борщова, А.П. Левшина), в пасторали (Е.Н. Хованская и Е.Н. Хрущева), музицирующими (Г.И. Алымова), с книгой в руках (Е.И. Молчанова). «Смолянки» — это парадные портреты. В некоторых портретах модели помещены на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие — на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа, изображающего парковую природу. Мастер и не скрывает, что его модели в двойном портрете Хованской и Хрущевой или в портрете Борщовой прямо поставлены на маленькую сценическую площадку. Это сознательная, чуть ироническая «неправда маскарада», как писал А.Н. Бенуа, «ненастоящность» придает еще больше очарования этим «очаровательным дурнушкам», некрасивым красавицам с милыми неправильными лицами, «в заученных позах нелепого танца на дорожках парка». Как декоративные полотна смольнянки предназначались для Большого Петергофского дворца.
На портрете Дени Дидро (1773—1774, Музей искусства и истории, Женева) изображен в домашнем одеянии кирпично-красного тона, без парика, лицо немолодое, усталое.Мешки под глазами, старческие складки шеи — ничто не укрылось от мастера, твердо усвоившего уроки своего учителя Антропова быть трезвообъективным
излюбленная модель Левицкого на протяжении всего его творческого пути — молодая жизнь. Именно такой изображена на портрете Мария Алексеевна Дьякова (1778, ГТГ), будущая жена архитектора Львова, к кругу которого принадлежал художник. ощутимо участие художника в душевной жизни модели, трогательно-бережное отношение к этой жизни, то, что можно назвать современным словом — «сопереживание». Это качество он приносит на смену мимолетности, мгновенности, изменчивости настроения и в какой-то степени, даже имперсональной одухотворенности образов Рокотова.
В эти годы исполнил миниатюрный портрет Николая Александровича Львова (конец 1770-х гг., Москва, Литературный музей). Слава Львова — архитектора, поэта, музыканта, фольклориста, «души» кружка Державина, Хемницера и Капниста, друга Левицкого и Боровиковского — еще впереди. Здесь он только вышедший из Измайловского полка, где отслужил простым солдатом. он обладал еще голосом, который определил его семейное счастье, ибо в домашней опере друзей Львов познакомился с М.А. Дьяковой. Брак их был тайным, так как семья девушки не согласилась на союз с ничем не примечательным и совсем не богатым торжковским дворянином, и только через несколько лет, которые Дьякова прожила под родительским кровом (Львову было легче: он углублял свое образование за границей), тайна была раскрыта и брак признан — история совсем в духе романа своего времени .
портрет Львова построен на объемности форм, энергичной светотеневой лепке, приведенном в цветовую целостность сочетании голубовато-зеленых и оливковых тонов с желто-розовыми. Новой чертой для XVIII столетия представляется постановка фигуры, ее резкий разворот, свободное движение, создающие впечатление беседы со зрителем, которое еще усиливается тем, что рот модели слегка приоткрыт. Этот «разговорный» прием художник использовал еще раз в конце своего творческого пути в портрете А.С. Протасовой, но он станет часто употребимым в искусстве следующего столетия.
В ряду камерных портретов 70-х годов имеется, стоящий особняком и называемый по-разному: портрет старика-священника, или портрет отца художника (1779, ГТГ). Изображение Левицкого часто сравнивают в науке с рембрандтовскими «стариками» по энергичной светотеневой лепке.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.