Леже. Пуризм.
Крючкова А.В. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000.Рассматривается история живописи 20 века.Последовательно прослеживаются пути развития,по которому шла современная живопись.Исследуется также феномен упадка современной живописи как вида искусства.
Герман М. Модернизм. Спб, 2003.
Жадова. Леже.
Н.Н. Калитина. Французское искусство 18-20 вв.
Из первой мировой войны Франция вышла победительницей. В стране происходили процессы, по-новому ставившие перед деятелями литературы и искусства вопрос об их месте в обществе. Деятели французской культуры, ратуя в своем творчестве за социальную справедливость, выступая против фашизма, так или иначе становились участниками той культурной эволюции, которая происходила под воздействием идеалов социализма. Можно назвать имена Франса, Роллана, Барбюса, Ле Корбюзье, Синьяка, Леже.
Формируются новые тенденции в искусстве, в Париже началось оживление художественной жизни. Ее центр перемещается на бульвар Монпарнас. Здесь собирались поэты, художники, актеры, писатели.
Значение так называемой «школы Монпарнас» заключалось не столько в выработке каких-то новых художественных программ, сколько в создании определенной духовной среды, атмосферы, стимулировавшей дискуссию и поиск. Одна из особенностей парижской школы начала 20-х годов – это привнесенное во французское искусство ощущение беспокойства. Подчеркнутый субъективизм в восприятии окружающего, - словом все то, что формирует экспрессионистические тенденции.
Новые течение в первой половине 20-х гг, характерные именно для французского искусства - неоклассицизм и пуризм. Первое течение было достаточно широким, объединившим на какое-то время самых разных художников; второе – весьма узким, включавшим немногочисленных представителей.
Пуризм – (итал. Purismo, франц - purisme, от лат. Purus – чистый) – эстетическое качество чистоты художественного стиля, творческого метода, технического приема обработки материала. Отсюда: пуризм как рафинированное художественное мышление, эстетизм. В истории художественных стилей пуризм – понятие противоположное эклектике, произвольному смешению элементов разных стилей. Впервые программу пуризма как определенную идеологию в искусстве французского неоклассицизма выдвинул Катремер де Кенси в своем «Архитектурном словаре» (1788), чем предвосхитил эстетику французского ампира. Термин «пуризм» использовал Гете в статье «Античное и современное» (1818). В начале 19 века в Италии возникло эстетическое движение пуризма, отчасти подготавливавшее итальянский Романтизм в поэзии и живописи. В манифесте, опубликованном в 1842 году, пуристы ссылались на призыв Гете: «Пусть всякий по-своему будет греком». Итальянские пуристы вопреки точному значению слова утверждали право художника трактовать античность по-современному, а пуристами называли себя в знак того, что сохраняют в чистоте национальные традиции итальянского искусства.
Термин «пуризм» заимствовали из сочинений Картермера де Кенси французские художники Амедео Озанфан и Шарль-Эдуар Жаннере.
Пуризм вышел из недр кубизма. В 1918 г. – выходит манифест «ПОСЛЕ КУБИЗМА», написанный Шарлем Эдуардом Жаннере (псевдоним – Ле Корбюзье) и Амеде Озанфаном (2 молодых художника). Они подчеркивали значение кубизма, но как представители новой тенденции критиковали, упрекали его в тяготении к излишней декоративности, в утрате присущей ему первоначально организованности, дисциплины. Настало время, утверждали они, вернуть предмету его архитектоническую простоту и чистоту. Считали, что начался переход к стабильности и четкой организации жизни. За кубическим дроблением форм должна последовать их консолидация в ясных структурах. Они стали именовать себя пуристами. Ратовали за то, чтобы вернуть искусству чистоту форм. Искусство должно быть современным, нужно вводить в него элементы машинизма. В качестве некоего пластического символа предмета пуристы выбрали машину как создание абсолютно утилитарное, лишенное всяких нефун
Стремились достигнуть холодной, лишенной объемов и полихромии пластической гармонии, близкой фугам Баха. Пуризм противопоставлял упорядоченность и ясность кубистической «деформации». В своих работах пуристы методично следовали рецептам теории. Плоскостные симметричные композиции Озанфана –живописная версия построений проективной геометрии. В натюрморте «Посуда»(1920) формы сосудов словно вычерчены по линейке. Их линии пересекаются, образуя прозрачный узор.
Следует сказать, что практическая реализация принципов пуризма оказалась наиболее эффективной в архитектуре. Ле Корбюзье вскоре стал признанным главой нового направления – конструктивизма.
Если же обратиться к живописи пуристов, то ее достижения оказались гораздо менее заметными, хотя с этим течением и был связан такой крупный художник как Фернан Леже. Он становится лидером пуризма. Внешне он отличается от парижской художественной богемы. Происходит из семьи нормандского крестьянина. В Париж приехал в начале ХХ века, поступил в Высшую школу декоративного искусства, посещал вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходил в Лувр. В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма. В 1908 году Фернан Леже поселился на Монпарнасе в интернациональной колонии художников Ля Рюш («Улей») и с Парижем связана вся его деятельность. Знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. Жадно впитывает парижские впечатления, увлекается Сезанном, сближается с Пикассо и Браком. С 1909 г. Леже примыкает к кубизму. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.
Фернан Леже, в ранние годы примкнувший к пуристам, увлекся эстетизацией машинных форм. По его собственным воспоминаниям, «новая эстетика» открылась ему на фронте первой мировой войны в 1914 году под Верденом, когда вдруг среди гари и дыма он увидел «идеальный», сверкающий на солнце стальной ствол артиллерийского орудия. Леже создал оригинальный стиль в изображении человеческих фигур и предметов из округлых, геометризованных форм, напоминающих «идеальные механизмы».
Проблема современного звучания художественного произведения с самого начала занимала видное место в эстетике Леже. В отличие от кубистов, он хотел передать динамику форм, ибо считал, что новое ощущение движения, скорости (автомобили, самолеты) является одной из существенных особенностей современности и задача искусства состоит в том, чтобы откликнуться на эту потребность. Машина стала для Леже символом века, воплощением практической целесообразности. Отсюда — широчайшее использование в картинах как собственно механических индустриальных форм (колеса, трубы, строительные леса, краны и т. д.), так и наделение предметов и людских фигур чертами машинизма (отливающие свежеокрашенным листовым железом волосы, руки-трубы, обыденные предметы, напоминающие детали механизмов).
Леже придавал большое значение пропаганде своих творческих принципов. Уже в 1912—1913 гг. он выступил с публичными лекциями. Затем, вернувшись с войны и оправившись от отравления газом, художник продолжал читать лекции, публиковать статьи, участвовать в дискуссиях. В 1920 г. Леже сближается с людьми, разделяющими его взгляды на искусство, в первую очередь с Ле Корбюзье и автором манифеста "После кубизма" А. Озанфаном. Эстетика пуризма с ее пропагандой очищенных строгих форм нашла в лице Леже одного из основных приверженцев. Уподобляя картину разумно построенному, целесообразному архитектурному ансамблю, организуя с помощью живописи пространство интерьера, стремясь к синтезу, Леже не забывает и о самоценности живописи.
Художник утверждает своим творчеством равноправный союз живописи и архитектуры, а то и главенство живописи. Он любил много рассуждать об искусстве. В 1924 году он открыл Академию, в которой преподавал вместе с Озанфаном.
Одной из типичных картин раннего периода творчества Леже является "Свадьба" (1911—1912). Многое роднит эту картину с кубистическими холстами Брака и Пикассо: приглушенные, неяркие тона, схематизированный геометрический рисунок, передающий распавшиеся формы, множественность точек зрения. Но в картине есть и существенные отличия от работ кубистов. Это динамизм движущейся массы участников свадебного кортежа, это черты машинизма в трактовке фигур, и. конечно, отчетливо проявляющееся монументально-декоративное начало.
Леже был мобилизован –> тяжело ранен, отравлен газом, долго не мог прийти в себя. В начале 20-х гг. выработал свой собственный стиль. В произведениях, созданных после 1918 года появляется его оригинальная точка зрения на современный город. Впоследствии Леже напоминает формально сурового конструктора, инженера композиций, как в натюрмортах, так и в композициях с фигурами, на которых он сконцентрировал свое внимание в начале 1920-х годов.
Следующий шаг в творческом развитии Леже может быть прослежен на примере работ "Механические элементы" (1924) и "Танцовщица в голубом" (1930). Первая картина представляет собой комбинацию механических элементов: стилизованных частей труб, дисков, металлических форм, просто геометрических форм, расположенных на интенсивно-красном фоне. Впечатление объемности, сферичности здесь выражено значительно меньше, чем в ранних работах. Декоративное начало (за счет цвета, плоскостной трактовки многих элементов) усилено. Может показаться, что человеку не остается места в творчестве Леже, но это не так. В "Танцовщице в голубом" на фоне ярко-синей плоскости отчетливо обозначается светлый контур женской фигуры: овал лица, дуга носа, точка зрачка, окружность груди и т. д. Женщина возникает из мира машинных форм — она его часть, его составляющая.
Одновременно Леже обращается к человеческой фигуре как таковой, делая ее главным действующим лицом своих картин. Появляются танцовщицы, музыканты, подчеркнуто объемные, похожие друг на друга. Движение приобретает заторможенный характер, словно бы останавливается, застывает.
К. 20-х – н. 30-х – «Джоконда с ключами». Центр композиции держат ключи, формы округлы. Мир ширпотреба. Искусство сближается с повседневностью. «Джоконда» была столь популярна в 20-е – 30-е годы, что воспроизводилась повсюду (на упаковках мыла и т. п.).
Образ человека, как части огромного механизированного мира, в дальнейшем будет мало меняться в картинах художника: обобщенные, лишенные примет индивидуальности фигуры, сохраняющие в каких-то деталях отпечаток современности (костюм, предмет в руках, элементы фона). "Композиция с двумя попугаями" (1935—1939), "Досуги" (1948—1949). -'Загородная прогулка" и многие другие произведения, где главным действующим лицом является человек, показывают его крупно и масштабно.
Ключевой период в фигуративной живописи Леже приходится на 1940-1945 гг. Эти годы Леже жил в эмиграции в Нью-Йорке. Он был поражен громадной страной, ее архитектурой, динамизмом и современностью, и здесь он создал значительные работы, которые отражают эти его потрясения. Вместе с тем, произведения Леже, точно также как произведения Пикассо и Матисса, очень повлияли на американское искусство.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.