1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
В отличие от Моста, который претендовал только на право свободного творчества, СИНИЙ ВСАДНИК провозгласил себя авангардом искусства. При стилистической близости к «Мосту», «Синий всадник» связан уже с какими-то религиозными моментами. Хеккель же говорил, что главное – покончить с пафосом, для СВ – наоборот, возродить пафос. Пафос духовности.
КАНДИНСКИЙ (1886-1944) был основателем и идеологом «Синего всадника».
Кандинский предложил новую трактовку символики цветов: белый — безмолвие, синий — под стать цвету неба — мистика, тайна, желтый — земной цвет, зеленый — равнодушие, он не возбуждает чувства, всегда неподвижен, черному приписывался конец всего, который наступит после угасания Солнца, а красный устремлялся к беспокойству. Великий живописец считал, что краски должны притягивать зрителей, но не раскрывать истинное содержание картины. И одна из главных идей в его творчестве — отказ от любых предметных форм, выражение их сущности через «вибрацию» цветовых пятен.
1911 К этому этапу относятся картины, созданные мастером до его обращения к беспредметному. Вообще, Кандинский принял решение стать художником только в 30 лет. До этого он изучал экономику и право и даже получил докторскую степень по этим наукам. Но после 1896 года он уехал в Мюнхен учиться рисовать, чтобы стать настоящим художником. До начала 1МВ его жизнь связана с мюнхенской традицией, с немецким фольклором, с немецкой теософией. В это время Мюнхен был городом, где свое учение развивал Рудольф Штайнер, учения Блаватской, Ницше, Шопенгауэр. Франц Штук там работал, Вагнер. Мюнхен становится вторым после Парижа центром жизни в Европе. С этого момента начинается его профессиональная творческая деятельность. Первые работы создавались под влиянием импрессионизма и пуантилизма. Самым ярким впечатлением Канд была мск работа К. Моне «стог сена». И его собственная картина, увиденная в потемках и вверх ногами. (мифология, «Золотая осень» Левитана, вагнеровские персонажи, всадники, которые скачут по каким-то важным делам. Далее – мирискусническая манера, подражания Рериху, Билибину). Нашли свое отражение в ранних работах и религиозные воззрения художника, и русский фольклор. В начале 1900-х годов Кандинский много экспериментирует: это и небольшие картины маслом, и цветные рисунки, и даже гравюры на дереве. Художник находится в постоянном поиске.
Хотел стать юристом (1885 – 1893 – учеба в Москве на Юридическом факультете). Поездка на север России, где познакомился с народным северным искусством. Поездки в Париж, Голландию, Италию, Сев. Африку. В 1896 отправляется в Мюнхен учиться. В 1903 пишет картину «Синий всадник». С 1910 работает в Мюнхене. С началом WWI вернулся в Россию. С 1921 – окончательно уехал из России. В 1933 переезжает из Берлина в Париж. В 1883 была экспонирована его первая абстрактная картина «Девушки под снегом». Выступает организатором «Нового общества художников», «Синего всадника». Был человеком очень рационалистического склада. К 1901 году ощущает себя настолько сложившимся мастером, что пишет первую статью по вопросам искусства («Критика критиков») и основывает художественное объединение «Фаланга» со школой, в которой преподает. Думает не столько о преподавании рисунка и живописи, сколько о воспитании душ молодого поколения в духе тогда распространившихся эзотерических учений. Большинство учеников в школе были теософами, да и сама школа была, с ее ритуалами, некой «мастерской Духа», что-то наподобие масонской ложи. Такое уподобление художественных объединений орденам было не ново в то время. 1910 – в Мюнхене он основывает «Новое художественное общество».
1910 – создает первую абстрактную акварель «Без названия».
1911 – выходит его книга «О духовном в искусстве».
В 1922 году принимает предложение архитектора Вальтера Гропиуса, возглавлявшего знаменитое учебное заведение «БАУХАУЗ» в Веймаре, начать там преподавательскую деятельность.
После 1908 – в Мурнау, деревня около Мюнхена, где была развита живопись на стекле. По стилистике близки группе «Мост», но важно подчеркнуть, что они не отличаются такой двойственностью отношения природе. Для Канд важно доверие к природе, преображение природы.
В работах 1910х преобладают мотивы горы, восхождения. («Влюбленные»). Много путешествует по северу России.
Ключевая концепция – концепция вибрации: уподобление картины ритму там-тамов. (От Канд – к Поллаку). («Дамы в кринолинах»)
В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат «О духовном в искусстве». Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Канд различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспаения созерцающего автора-зрителя.
«Импровизация 7» 1910
«Импровизация 26» 1912
Композиция – максимальная удаленность от натуры, в отличие от импрессии и импровизации. Это максимально свободное от сюжета произведение. Очень важным является бессмысленное на первый взгляд.
«Композиция 6» Эрм 1913
тема Апокалипсиса, потоп, катастрофа, радуга, плывущая ладья
«Композиция 7»
«Маленькие радости» 1913
Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).
В 1914 возвращается в Россию. В России его стиль становится геометрическим. Если его живописному стилю соответствовал трактат «О духовном в искусстве», то геометрическому – «Точка и линия на плоскости». Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер.
Москва. Красная площадь. 1916.
Смутное 1917
Серый овал 1917
Сумеречное 1917
В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).
В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования; изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости, изданной на немецком языке в 1926. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры 1922) обретают в этот период более рационально-геометрический характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате 1923, Несколько кругов 1926).
После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте: Доминирующая кривая 1936
Голубое небо 1940
Разнообразные действия 1941.
Композиция 9
композиция 10
Небесно-голубое
Последняя акварель 1944
ФРАНЦ МАРК (1880 – 1916) получил художественное образование в Академии в Мюнхене. Уделял внимание технике рисунка, анатомии. Сразу же вошел в группу «Синий всадник». С 1909 – отступление от адекватного природе цвета при изображении животных. («Синие лошади»). Полотна этого периода заполняют синие и красные лошади. В 1916 году был убит на фронте WWI. Его герои – животные.
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие существа. Поздние работы характеризуются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жесткими цветовыми переходами, подчас создающими тревожное и апокалиптическое настроение.
«Синий конь» 1911, «Косули в камышах» 1909, «Судьба животных» 1913, «Лисы» 1913, «Тироль» 1914.
АВГУСТ МАККЕ (1889 – 1914)
В своих зрелых вещах, воспроизводящих обычно простые жанровые мотивы в пейзажной среде (Купающиеся девушки, 1912, Баварские государственные собрания, Мюнхен; Люди на мосту, 1914, Музей земли Гессен, Дармштадт; Дети у водной колонки, 1914, Городские художественные собрания, Бонн), Макке проявил себя как самый жизнерадостный из экспрессионистов: он сам определял свои произведения как «песнь о красоте вещей». Его яркие красочные гаммы со временем принимали все более абстрактный, «космически»-орнаментальный характер, приближаясь к орфизму Р.Делоне, с которым он познакомился в 1912. Новым стимулом для его колористических поисков стало краткое путешествие в Тунис, предпринятое вместе с П.Клее (1914).
Габриэле Мюнтер
Немецкая художница Габриэле Мюнтер (1877—1962) сыграла существенную роль в развитии экспрессионизма в Южной Германии и в деятельности «Синего всадника». На эволюцию ее творчества огромное влияние оказал Василий Кандинский, чьей гражданской женой и творческой спутницей Мюнтер была более 10 лет. Личным вкладом и заслугой художницы является развитие техники живописи на стекле, которую у нее переняли и Кандинский, и Марк, и Кампендонк. Самым плодотворным и интересным периодом в ее творчестве стал 1908—1911 год, когда она вместе с Явленским, Веревкиной, Кампендонком активно развивала новую концепцию живописи — абстракционизм3. Удивительно то, что из всех созданных Мюнтер работ всего лишь одну можно отнести к беспредметным картинам («Абстракция» 1912). Габриэле Мюнтер предпочитала рисовать портреты и натюрморты, менее эмоциональные, чем у Явленского или Кандинского, изящные как композиционно, так и стилистически.
Явленский и Веревкин 1908-1909
Кандинский и Эрма Басси, после обеда 1912
ГЕНРИХ КАМПЕНДОНК
Самый молодой участник «Синего всадника» Генрих Кампендонк (1889—1957) был не только художником, но и станковистом, и мастером монументальной живописи, дизайнером, витражистом, декоратором. Идеи абстракционизма, заложенные Кандинским — концепция новой теории цвета и самостоятельности линий, — попали на подготовленную благодатную почву. В картинах Кампендонка отсутствуют крайний пессимизм и отрицание человека, свойственные его наставнику и ближайшему другу Францу Марку, они более жизнерадостны.
лошадь у озера 1915
картина с луной 1919
С началом Первой мировой войны Кандинский был вынужден покинуть Германию, в 1914 году на фронте убили А. Макке, через 2 года погиб Ф. Марк. С этого момента объединение «Синий всадник» прекратило свое существование. В 1924 году Кандинский вновь попытался создать творческое объединение. В «Синюю четверку» кроме самого организатора вошли П. Клее, А. Явленский и Л. Файнингер. Выставки этой группы состоялись в нескольких городах Германии и США, после чего «четверка» распалась.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.