Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
Историография. Если рассматривать генезис крестовокупольного типа храма, то Вульф и Милле (нач. XX в.) считали его результатом эволюции архитектуры VI-VIII вв.: из купольных базилик возникают крестовокупольные храмы, а из крестовокупольных появляются храмы типа вписанного креста. Их позицию разделяет Брунов (сер. XX в.). Стржиговский считает, что истоки лежат в восточной архитектуре (нач. XX в.). Минусы всех этих исследователей заключаются в том, что они сравнивали лишь плановые схемы и игнорировали высотное построение и стилистические черты.
Краутхаймер (70- гг. XX в.) указывает на ранние крестовокупольные постройки и считает, что в то или иное время существовал то тип вписанного креста, то крестовокупольный тип.
Йозеф Стржиговский – идея восточного влияния, София Константинопольская, по его мнению, - модификация армянского храма («Восток или Рим?», «Алтай-Иран»). Кондаков связывает ранневизантийскую архитектуру с миниатюрой. Другие исследователи: Айналов, Комеч, Брунов (гл. в «Истории русского искусства»), Галина Сергеевна Колпакова «Искусство Византии» (М., 2004).
VI и VII вв. стали временем кристаллизации христианской культуры. Кардинально новый смысл этого времени определен задачей строительства христианской культуры как целого. Во главе этого движения стал император Юстиниан. С точки зрения политической истории для Византии время правления Юстиниана стало периодом активной внешней экспансии. Император все силы употребил на восстановление Римской империи в ее прежних границах. Параллельно с активной завоевательной политикой ведется обширное строительство.
Систематезаторство в первую очередь сказывается в культуре. Константинополь- центр мира, центр государственности, культуры и образованности – пытается осуществить синтез разнородных элементов на новой основе. Существенно, что в качестве таковой признается греческий фундамент, подобно тому, как греческий язык становится государственным. Смена эстетической направленности. Постепенно формируются новые смысловые приоритеты: в них меньше помпезности, меньше цивилизаторских наклонностей и гражданского пафоса. Преобладают восточная созерцательность и углубленность, рассудительность и скептицизм и одновременно любовь к роскоши во всем, что должно представлять Церковь и государство.
Постепенно центральным моментом службы становится Великий вход, в связи с этим служба приобретает процессионный характер и необходимость включения в нее общины верующих. Отсюда в храме преобладает не продольное, а поперечно направленное движение, и это заставляет отказаться от жесткой продольной ориентации в архитектуре храма. Доминирующим становится именно срединное пространство, которое д.б. как то выделено. Лучше всего для этого подходит купол. Параллельно происходит перенос центра богослужения с алтаря на амвон, находящийся под куполом. Лучше всего это выражено в Софии Константинопольской, кот. отражала не только христианские представления о вселенной, но и более древние античные знания и мировоззрения.
Основная разработка проблематики архитектуры шла в двух планах: купольные базилики и крестово-купольные типы храма (существовали на периферии Византийской империи с V в.). Крестово-купольный тип стал преобладающим в IX – XI вв., однако некоторые наиболее чтимые храмы явл. купольными базиликами (храм Влахернской БМ). Возможно, выбором старинного типа здания хотели подчеркнуть их особое значение – купольный тип базилики ассоциировался с самым ранним периодом христианства. Часто купольные базилики – храмы больших митрополий или паломнические церкви.
Именно в VI в. появляется византийская архитектурная школа, развиваются основные типы построек. До VI в. строились в основном базилики. Архитекторы Юстиниана обратили внимание на центрические постройки, которые идеально подходили под процесс литургии. Синтез центрических и базиликальных построек.
Тип базилики распространен в Риме в течение нескольких столетий, универсальный тип постройки, публичное здание (Константин: базилика Максенция, Сан Паоло фуори ле мура). Ранние римские базилики имели плоское перекрытие с двускатной крышей над центральным нефом и односкатными над боковыми нефами. В ряде базилик перед триумфальной аркой находился широкий поперечный неф – трансепт. Латеранская базилика (313 г.), базилика св. Петра (330 г.). Постепенно здание базилики начинает сокращаться в длину, тяготеть ко второму центру в середине здания (первый центр алтарь). Греция – базилика Богоматери Ахийропиитос, ц. св. Дмитрия в Салониках. В Сирийских базиликах усложняется решение алтарной части (полукруглая апсида скрыта прямой стеной), появляются башни и лестницы на хоры. Калат-Семан – четыре базилики, соединенные в крестообразную структуру с ротондой в месте пересечения, центральная часть перекрыта куполом (480 – 490 гг.). Церковь св. Мины в Александрии – трехнефная базилика, трансепт которой равен по площади основному объему храма.
Купольная базилика – один из вариантов приближения к главной для Византии архитектурной идее создания центрического сооружения, осененного куполом.
Базилика святой Ирины в Константинополе (532 г.) входила в состав дворцового комплекса и отличалась огромными размерами купола (18 м) и парадным нартексом с большим количеством входов. Продольные размеры базилики сокращены, в плане читаются простота и ясность. Основное пространство храма построено на сочетании почти равных по величине рукавов, которые группируются вокруг центрального квадрата (возможно, результат перестройки в VIII в.) Базилика святой Ирины имела два купола.
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 – 536 гг.). Центрическая постройка. Снаружи квадратная, внутри - восьмигранник. Одна алтарная апсида, снаружи граненая, внутри круглая. Минимум декора. Источник архитектурных форм – сирийские храмы VI в. (храм в Изре, 512 – 513 гг.)
Подводит итог в сфере строительства центрических зданий доюстиниановской эпохи. Возможно, архитекторами были зодчие св. Софии – Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Одновременно объединяет три функциональных типа: мартирий, дворцовую и общинную церковь. Внутри восьмигранник (вписанный снаружи в прямоугольник) окружен венком чередующихся ниш на каждой грани и этот венок явл. двухъярусным обходом центрального пространства. Нижний ярус, отдавая дань греческой традиции, увенчали не аркадой, а тяжелым архитравом. Это позволяет выделить по вертикали каждую нишу, создает ощущение легкости. Купол поставлен без барабана прямо на стены. Купол зрительно опирается на арки, хотя распор передается через экседры и арки, перекинутые от устоев центрального восьмигранника к наружным стенам. Зрительно почти все архитектурные детали развивают форму круга или полукруга, подготавливая переход к сфере купола. Все пространство храма хорошо просматривается из любой точки. Бесконечное богатство перспектив, возникает ощущение не каменной массы, а зыбкой колеблющейся завесы. Этот эффект в еще большей степени усиливается тем, что опоры скрыты тонкими профилированными колонками. Формы мельчают сверху вниз. Снаружи ц. не привлекает особого внимания. Ее ассиметричные фасады отличает строгий крепостной характер. Единственное новшество – выявленный объемно купол.
Храм Святой Софии в Константинополе (532 - 537). Построен Анфимием из Трал и Исидором из Милета. Синтез архитектурных форм. Существовала София Константина – базилика, построенная в 360, перестраивавшаяся в 404 – 415 гг. и сгоревшая в ходе восстания в 532 г. Юстиниановская София была построена в самом центре города. В 558 г. упал купол, построен в 563 г. В 989 г. вновоь обрушилась западная часть купола, восстановлена армянским зодчим Трдатом.
Брунов обращает внимание на то, что некоторые исследователи ошибочно полагают, будто Св. София является звеном эволюционного ряда, механически образовавшимся из подобных предшественников.
Трехнефная базилика. Грандиозность базилики заключалась не в ее размерах (были и больше), а в соединении огромной базилики и огромного же купола. Этот храм не только подвел итог купольных базилик, но и стал совершенным центрическим сооружением, воплощающим идеи космического символизма и вселенской литургии. Не случайно и теоретическое оформление храма как космоса происходит после постройки св. Софии.
В основу положен малоазийский тип базилики – т.е. перекрытой куполом. Тем самым в здание было внесено начало центричности, вследствие чего базилика сильно укоротилась и как бы подтянулась к куполу. Диаметр купола 31,5 м., он перекрывает центральное пространство на высоте ок. 40 м., образуя в центральном пространстве почти квадрат. Теперь именно центральное подкупольное пространство, а не алтарь (не доступный для верующих) становится идейным средоточием здания и богослужения. Все связано с реорганизацией литургического действа во время которого подчеркивается идея единства земного и небесного служения. Поэтому собор св. Софии воспринимался современниками как самое яркое воплощение по-новому осознанной идеи Церкви.
Конструктивная система здания – каркасная (тонкие стены явл. лишь легким заполнением м/у столбами). Зодчие связали воедино базилику Максенция и Пантеон, изобретя систему полукуполов, связывающую купол Софии с ее базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. Эти была создана базилика совершенно нового типа, единственным представителем которой является София Константинопольская. Раньше купол постоянно колебался и чаще всего притягивался к алтарю, теперь же полукупола создают к востоку и западу аналогичные формы, имеющие одинаковую глубину. Конха апсиды включается в систему полукуполов и оказывается привязанной к централ. куполу. В конструктивном отношении система полукуполов также играет большую роль. Распор центрального купола погашается через полукупола и гирлянды полуциркульных и крестчатых сводов в боковых нефах.
Сферические паруса также знаменуют конструктивную находку зодчих. Зодчими т.о. был найден нов. метод переходя от квадрата плана к окружности купола. До этого использовали тромпы.
Особенностью Софийского соб. служит также особая трактовка границ м/у нефами, кот. разделены на отдельные пространственные зоны.
В пространственном отношении полукупола продолжают ритм нарастания пространства интерьера от боковых нефов к центральному. По мере развития полукуполов в направлении купола пространство нарастает вплоть до кульминационной точки в центре. Форма создает обрамление пространству. Она одновременно устойчива, статична, но не имеет твердых границ, ибо подчинена пространству. Теперь главной архитектурной задачей становится разработка концепции внутреннего пространства. Сама же материальная оболочка доведена до значения отрицательной величины и становится способом проявления пространства. В этом – принципиально нов. смысл концепции св. Софии в русле развития христианской архитектуры. Все раннехристианские постройки передавали движение пространства ритмом отдельных пластических форм, здесь же формы растворены в пространстве.
Световое кольцо в основании купола отрезает его от стен и делает купол словно висящим в воздухе. Свет постепенно стекает к нижним частям. Больше уже нет такого контраста, как в ранних базиликах, где были резкие контрасты света и тени – теперь все залито светом и свет подобен воздуху.
Но космическое и богословское соединяется со светским, имперским. Тема оболочки-обхода, интерпретация хор, проходящих на уровне второго яруса вокруг всего здания, представляет идеи дворцовой архитектуры.
Храм Святой Софии напоминает церковь святого Полиекта (522 – 527 гг.), не сохранившуюся и частично раскопанную. Диаметр купола – 20 м.
Церковь Святых Апостолов (536 - 550). Разрушена в 1469 г. турками, на месте храма построена Голубая мечеть. Сохранилось описание Прокопия Кесарийского и изображения на миниатюрах. Церковь Святых Апостолов развивает идею многоглавия. Это был крестообразный в плане пятиглавый храм. Усложненный центрический вариант, развитый трансепт.
Церковь Святого Иоанна Богослова в Эфесе. Построена по примеру церкви Святых Апостолов. Плохо сохранилась. Имеет 6 глав, дополнительная глава – в западном членении. Дополнительный нартекс и атриум. Строгий характер развертки.
периодизация:
1) ранняя Византия
1. 4-5 вв. - позднеантичное, раннехристианское искусство
2. 6-7 вв. эпоха Юстиниана и его приемников. расцвет Виз. искусства, оформление его в отдельное, самостоятельное явление
3. 726-843 гг. - иконоборческий период
2) средняя Византия
4. сер 9 - сер 11 вв - искуссство македонской династии (Македонское Возрождение)
5. 2 пол 11 - нач 13 вв - Комниновское искусство - классическая эпоха
3) поздний период
6. 1 пол 13 в - искусство времени господства крестоносцев (1204-1261)
7. 1261 - 1453 - Палеологовское возрождение
План ответа:
I) Византийское искусство в отечественной историографии: Лихачева, Банк, Попова, Лазарев, Айналов. По архитектуре - в основном, это Р. Краутхаймер;
II) Краткая периодизация истории византийского искусства с основным упором на ранневизантийский этап;
III) Исторический фон: краткая характеристика эпохи Юстиниана
IV) Основные памятники VI-VII вв.:
1) София Константинопольская. Предыстория: эволюция базилики в Италии и Византии в первые века. Феномен купольной базилики, сравнительная характеристика с римскими. История строительства св. Софии. Технические приемы. Значение. Воздействие на турецкую архитектуру
2) Церковь св. Ирины
3) Церковь свв. Сергия и Вакха
4) Церковь св. Апостолов и многоглавие в византийском зодчестве
5) Церковь св. Иоанна в Эфесе
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.