logo
госы

Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.

Процесс феодализации привел в 9 в. к образованию Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире.

Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов и часто находили на Руси свою вторую родину.

Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными, что связано с давними традициями архитектуры, особенно северной. Не случайно древняя летопись отметила деятельность вышгородских зодчих 11 в., мастеров деревянной архитектуры - Миронега и Ждан-Николы. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях.

Не сохранились и древнейшие каменные храмы. Однако раскопки позволили установить план первого городского киевского собора - Десятинной церкви Успения Богоматери, сооруженной по желанию князя Владимира (989-996). Сначала Это был трехнефный крестовокупольный храм; в 1039 г., при князе Ярославе, он был расширен и стал пятинефным. 4-столпный храм с нартексом и галереями, крестово-купольный. Внешний облик его представить невозможно. Результаты раскопок позволяют, впрочем, утверждать, что внутри он был богато декорирован фресками и мозаиками. Близ собора находились каменные дворцовые сооружения, также богато украшенные мрамором, мозаикой, майоликовыми плитками. «О 25 верхах». 25 глав – это много, но многоглавие существовало. Владимир заказал очень большой храм. Предполагались обширные хоры и 2-х ярусные галереи, поэтому нельзя было осветить основной объем храма. Это и является причиной многоглавия.

Современная реконструкция – 7 глав, галереи с 3 сторон.

Десятинная церковь была окружена дворцами.

1034 – 1035 – начало строительства Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Мстислав Черниговский в 1036 году умер, его похоронили в этом соборе. Собор сохранился хорошо. В 18 веке были пристроены южная башня, форма куполов изменена, притвор с западной стороны. В плане это 4 столпный храм с нартексом крестово-купольного типа. Отпечаток базиликальности. К востоку от подкупольного квадрата появляется поперечный неф. Это сложный вариант крестово-купольной системы.

Интерьер собора барочный.

Строительство данного собора – завершение этапа в русской архитектуре. Дальнейшее развитие зодчества иное. После смерти Мстислава – Ярослав – самовластец.

1037 год – статья в летописи о строительных инициативах Ярослава: «По указу Ярослава строится город Киев».

Строятся: Софийский собор в Киеве (1037), Церкви Ирины и Георгия, Золотые ворота с церковью Благовещения. Ориентация на Константинополь, перекличка с Софийским собором в Константинополе, но лишь в имени и посвящении, а не в архитектурных формах.

К этому же времени относится реализация Софийной программы – храмы в Киеве, Новгороде, Полоцке.

Софийский собор в Киеве (1037 – 1045).

При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятин

От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде. Характерна также конфигурация внешних объемов, которые плавно повышаются к центру, к главному куполу. Принцип постепенного, как бы ступенчатого нарастания массы здания стал с 11 в. последовательно проводиться в древнерусском зодчестве.

София, как и другие большие городские соборы 11 в. и более поздние, во многом определяет характер всей древнерусской архитектуры. Грандиозность, представительность, торжественность определялись ролью Софийского собора как главного архитектурного сооружения города. Архитектурный образ постройки воплощал идею силы и величия киевской державы.

Первоначальный вид собора значительно отличался от современного. С севера, запада и юга его опоясывала открытая галлерея, проемы которой впоследствии были заложены; стены не были побелены, и ряды кирпича, чередующиеся с широкими полосами розоватой цемянки, придавали храму живописный и нарядный вид.

Пять нефов Софии четко выделены, но все они тяготеют к центральному подкупольному помещению. Внутренние деления выражены во внешних объемах собора и прежде всего в куполах, среди которых массивный центральный купол подчиняет себе остальные. Первоначальный облик храма сохранился лишь с восточной стороны.