Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
Для справки. Периодизация - Эпоха Возрождения в Италии -
1) Проторенессанс (Треченто) - 14 век.
2) Раннее Возрождение (Кватроченто) - 15 век.
3) Высокое Возрождение (Чинквиченто) - 16 век ( самый короткий период, первые 30 лет 16 столетия)
4) Маньеризм
Чтобы запомнить итальянские названия периодов, вспоминаем, что Треченто - это 1300-e годы, Кватроченто - 1400-e и Чинквиченто - 1500-e.
КВАТРОЧЕНТО
Западные исследователи
Первый историограф - Джорджо Вазари, жил в 16 веке, написал "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Вазари интересовался 15 столетием, но ценит Высокое Возрождение больше. После Вазари искусством Кватроченто заинтереуются только романтики 19 столетия.Но они воспринимали живопись Кватроченто как Средневековую. Серу де Жонкур, Стендаль, Арто де Монтор - пишут о Кватроченто уже как о Возрождении. Бернард Бернсон (Беренсон) - "Живописцы итальянского Возрождения" (сам ездил по Италии), Аби Варбург - защитил докторскую диссертацию по двум шедеврам Боттичелли – "Рождение Венеры " и "Примавера ". В 1893-1895 работал во Флоренции. Варбург - отец иконологии.Его интересует античная традиция и её преломление в Возрождении.Эрвин Панофский - "Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада". Макс Дворжак "История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В 2х томах." Дворжак - представитель Венской школы искусствознания. Его концепция - История искусства, как история духа. Пишет о Кватроченто и о Высоком Возрождении, но больше всего ценит Маньеризм с его спиритуалистичностью. Эрнст Гомбрих - у него много трудов об итальянском Возрождении ("Наследие Апеллеса", "Норма и форма"). Есть статья о Боттичелли.
Отечественные исследователи
Б.Р. Виппер - "Итальянский Ренессанс" (курс лекций, в 2х томах)- стремился соединить социологический подход с развёрнутым формальным анализом. В. Н. Лазарев. В 1924 году защитил диссертацию о происхождении итальянского портрета. Книга "Старые мастера" (там отдельные главы- о разных художниках, в т.ч. и мастерах Раннего Возрождения - Антонелла да Мессина,Пьеро делла Франческа и др.) Лазарев пишет о влиянии поздневизантийского искусства на Раннее итальянское Возрождение. Т.П. Знамеровская (представитель нашей кафедры) -Защитила кандидатскую о Мазаччо. Принадлежит к социологической школе в искусствознании. Новейшие отечественные исследователи - И.Е. Данилова, Московский искусствовед - пишет о Раннем Ренессансе. Статьи - о роли жеста в итальянском и древнерусском искусстве и о пейзаже и интерьере в живописи эпохи Возрождения. М.Н. Соколов - книги "Мистерия соседства" (о Возрождении), "Время и Место - искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства" (о пейзаже,анималистических изображениях,натюрморте и т.д.). А.В. Степанов (Академия художеств) "Искусство эпохи Возрождения" (книга из серии Новая история искусства).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.