Кватроченто.
ИСТОРИОГРАФИЯ выложена ОТДЕЛЬНО, в теме ниже.
Скульптура
В 15 веке итальянская скульптура переживала расцвет. Она обретает независимую, самостоятельную роль.Частая практика – заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий. Флоренция – главный центр искусства 15 века. Несмотря на войну с Миланом, появляются новые дорогостоящие проекты. В 1401 году был объявлен конкурс на северные ворота баптистерия, в них, как и в вост.должно было быть 28 композиций на новоозаветную тематику(восточные б.изготовлены в 1330х Пизано, мастером Треченто). Сохранились только 2 конкурсные работы- проекты Филиппо Брунеллески и
ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ. Победу одержал Гиберти. Успех Гиберти в этой работе был столь велик, что ему сразу же заказали еще одни ворота для этого же баптистерия- с историями из Ветхого Завета. Многие ученики Гиберти трудилось над этим заказом- Донателло, Уччелло, Лука дела Робиа, Антонио Поллайло. Двери были установлены в 1452 году. Бронзовые двери украшают рельефы (10 композиций, в которых передана глубина пространства, движение, природа, архитектура). Микеланджело назвал эти двери «Вратами рая» (копия находится в Казанском соборе в Петербурге). Гиберти стал законодателем вкусов во Флоренции первой половины 15 века.
Ученик Гиберти –
ДОНАТЕЛЛО (Донато ди Николо ди Бетто Барди) (ок.1386-1466). Работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. В его искусстве слились жизненная правда и возвышенная героика. Эти качества проявились уже в его ранних работах – статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан Микеле во Флоренции и ветхозаветных пророков для флорентийской кампаниллы (колокольни). Первая работа, прославившая Донателло, была мраморная статуя Св.Марка для льнопрядильщиков, установленная в нише ц. Ор Сан Микеле. В ней мастер воскресил излюбленную в античной скульптуре непринужденную позу с опорой на одну ногу и слегка отставленной другой, мастерски выразив этот мотив складками одежды. Около 1415г. Донателло получил заказ на исполнение статуи Св.Георгия для цеха оружейников. (Св.Георгий – самая известная из этих статуй) Он задумал фигуру, стоящую прочно, как скала и в то же время не инертную, излучающую энергию. Он ставит воина в позу, знакомую готике - герой упирается в землю расставленными ногами, живот слегка выпячен, плечи отведены назад. Левая сторона корпуса Георгия немного выступает вперед, рука приподнята, другая опущена. Чистой противоположностью св.Георгию будет статуя юноши, преисполненного неги. Это статуя «Давид», украшающая двор дома Меличи на Виа Лагра. Нагота Давида- знак того, что он совершил чудо против Голиафа только с Божьей помощью.
В 1433-38гг. Донато создает трибуну для певчих, размещенную под органом над дверью южной ризницы собора Санта Мария дель Фьоре. Спаренные столбики, членящие фигурный фриз, встречаются на римских и раннехристианских саркофагах. Пышный декор консолей и горизонтальных тяг характерен для римского зодчества поздней Империи. Путто- привычный персонаж эллинистического и римского искусства. Но Донателло создает вещь, невозможную ни в классическом, ни в готическом искусстве и оставшуюся уникальной в искусстве ренессансном. Тема трибуны- прославление Девы Марии, ликование небес в ее славу. Как это воплотить в тяжелом камне? Донато превращает скульптурную декорацию в полупрозрачную оболочку, сотканную из светотени.
Слава Донато разнеслась далеко за пределы Тосканы. В 1443году он принял заказ от попечительства базилики дель Санто в Падуе на скульптурное украшение хора этого здания. В ходе работы было решено переделать алтарь(он и позднее много раз перестр., поэтому о работе Донателло можно судить только по реконструкции). Поныне сохранились 7 бронзовых статуй: «Мадонна»справа от нее «Св.Франциск», слева «Св.Антоний» и по две пары святых. Над всей группой высилась на колоннах мраморная сень. Подиум украшали золоченые бронз.барельефы с историями из жития Св.Антония. в свое время это был самый большой алтарь Европы.
В 1447г. Донато получил заказ на конную статую только что скончавшегося венецианского кондотьера Гаттамелата. (Хитрая кошка). Один их первых конных монументов Ренессанса.Это беспрецедентное решение: даже властителям вот уже 900 лет после Теодориха не воздвигали конных памятников. Через год заказ был выполнен. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи. Почти 8 метровая статуя на высоком постаменте. После этой работы Донателло покидает Падую и возвращается во Флоренцию. Первый же заказ, выполненный по возвращении,- «Кающаяся Мария Магдалина» для баптистерия- был вызовом всей гедонистической Флоренции. У Магдалины иссохшее лицо, впалые глаза, волосы покрывают ее как власяница. Но вместе с тем у нее молодые и красивые руки, тонкие упругие ноги легко несут статное тело. Как и ожидал Донато, его истовое религиозное искусство не было понято. Козимо Медичи оставался одним из немногих, кто понимал мастера. Только после 1480г популярность Гиберти падает и на первое место выдвигается Донателло.
ЯКОПО ДЕЛЛА КВЕРЧА – современник Гиберти и Донателло. Уроженец Сиены, работал в Лукке. Исполнил надгробие юной Иларии дель Карето. В Болонье – его рельефы портала ц. Сан Петронио, из тёмно-серого местного камня. Мощная монументальность.
ЛУКА ДЕЛЛА РОББИА – принадлежит ко второму поколению флорентийских скульпторов. Глава семьи мастеров Делла Роббиа. (Алтарь Джованни дела Роббиа находится в Эрмитаже). Тяготение к лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Джованни дела Робиа первым в Италии стал применять технику майолики для изготовления скульптуры. В технике майолики создавались медальоны с рельефами на густо-синем фоне (любимый сюжет – Мадонна с Младенцем), гирлянды из цветов и плодов, бюсты.
Живопись.
МАЗАЧЧО (Томазо ди Джованни) Мазаччо – ученик Джотто.Умер очень рано, в 28 лет. Знаменитое произведение Мазаччо – Троица, (1427-28) созданная для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Это фреска, где изображено Распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя, их осеняет образ Бога Отца. На переднем плане – заказчики, как бы находящиеся уже в самом помещении церкви. Передача 3х мерного пространства. Шаг вперёд в развитии перспективы! Невиданная до тех пор реальность пространства и архитектуры, объёмность фигур, выразительная портретная характеристика заказчиков.
Росписи в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине. Выполнены Мазаччо в сотрудничестве с Мазолино. Средствами линейной и воздушной перспективы передано пространство, фигуры связаны с фоном, передано внутреннее напряжение и психологическая глубина образов. Сюжеты фресок посвящены в основном, истории апостола Петра. («Чудо со статиром»,где мастер соединяет в одной композиции 3 разноврменных эпизода, «Пётр исцеляет своей тенью»)
Фрески расположены в два яруса и заключены в иллюзорный каркас: в углах коринфские пилястры, ярусы разделены карнизом. В верхнем ярусе под аркой входа справа находится «Грехопадение» Мазолино, слева - «Изгнание из Рая» Мазаччо. Ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками и рыдающая Ева с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта.
ПАОЛО УЧЕЛЛО (1397-1475). Для его работ характерна тяга к нарядной сказочности, с оттенком наивности. Ранняя работа – «Святой Георгий». Учелло впервые стал применять в своих полотнах линейную перспективу. Сначала работал в мастерской Гиберти, а затем на него повлияло творчество Мазаччо. Три самые известные работы Учелло выполнены по заказу Козимо Медичи и посвящены битве двух флорентийских полководцев с войсками Сиены при Сан Романо. («Битва при Сан Романо»)(1450-e)
БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ (1420-1497). Создал фрески в капелле Палаццо Медичи – Риккарди во Флоренции. Композиции не зависят от членений архитектуры, переходят с одной плоскости на другую. Изображено Шествие волхвов. Торжественная, как бы бесконечная процессия движется среди дивной красоты пейзажа. Необычайное внимание к мельчайшим творениям природы – растениям, животным. Изображения волхвов и свиты – портреты современников Гоццоли, в т.ч. и автопортрет художника.
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО в 1433-35гг написал колоссальный триптих в центре- Дева Мария с младенцем, на створках- св. Иоанн Креститель и св. Иоанн Богослов, снаружи- св.Марк и св.Петр. художник позаботился об эффекте открывания створок: фигуры на внешних створках изображены на темном фоне, вдруг открывались озаренные со всех сторон золотом фигуры Мадонны и святых. Самым крупным заказом Козимо Медичи был новый алтарь ц.Сан Марко, завершенный Анжелико в 1441г. Сохранились лишь части. «Положение во гроб»: не изображено как тяжело нести тело, нет скорби на лицах близких. Иоанн и Мадонна расположены симметрично Христу, изображенному в центре.
Алтарный образ «Снятие с креста» для капеллы Строцци в ц.Санта Тринита написан Анджелико в 1443г. Фрески в монастыре во Фьезоле (фреска из этого монастыря есть в Эрмитаже).
ФРА ФИЛИППО ЛИППИ мастерски подражал Мазаччо, придавая фигурам округлость с помощью сильного бокового освещения и глубоких теней. В работах Фра Анджелико Липпи ценил колорит. В 1459г. выполняет заказ на фреску в семейной капелле Медичи «Поклонение младенцу». С 1452г фра Филиппо расписывает алтарь собора в Прато - сцены из жизни св.Стефана, и из жизни Иоанна Крестителя. У Фра Филиппо Липпи сильно лирическое начало, нежность образов.
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (1420-1497). Крупнейший художник и теоретик эпохи Возрождения. Ранняя его работа – Мадонна Милосердия. Величайшее его поизведение-росписи главной капеллы базилики Сан Франческо в Ареццо, над которыми он работал с 1452-65гг. Францисканцы предложили сюжет- «Историю Животворящего креста». Цикл начинается «Историей Адама», другие - «История царицы Савской», «Благовещение», «Сон Константина».Сочетание объёмности и плоскостности. Соблюдение перспективы без иллюзии глубины пространства.
В 1458г. Пьеро дела Франческа пишет фреску «Воскресение Христа» для Палаццо Коммунале. Находящийся на оси симметрии Христос кажется непрерывно поднимающимся из гроба. Это впечатление сочетается с вневременной застылостью позы, с окаменевшим лицом Христа, возникает благодаря искусно найденному соотношению земных и небесных тонов, состояния сна и бодрствования.
С 1465г постоянным заказчиком Пьеро становится семейство Монтефельтро. К этому периоду творчества относится парный портрет заказчиков в профиль. («Портрет Федериго да Монтефельтро» и «Портрет Джованны Батиста Сфорца»). Этот парный портрет - первый в истории искусства портрет с чисто пейзажным фоном. Скульптурная чеканная объёмность лиц. Одна из самых загадочных – поздняя работа «Бичевание Христа». В ней сочетаются спокойствие фигур и дух архитектуры урбинского дворца.
Пьеро схож с Джотто тем, что помещает фигуры на переднем плане, но не отягощает их материальностью. Его краски звучат так же радостно. Люди у Пьеро не уступают достоинством героям Мазаччо, у нег нет лишних фигур, для каждого героя найдено лучшее расположение, но у него нет интеллектуальной требовательности к зрителю. Как и Уччелло, Пьеро вместо типичной для флорентийской школы светотеневой пластичности выкладывает плоскость цветом, снимая противоречие далекого и близкого.
АНДРЕА МАНЕНЬЯ (1431-1506) Его идеал – Античность. В его образах сочетаются черты античных героев и людей эпохи Ренессанса. Росписи в церкви Эремитани в Падуе. (Сцены из жизни Св. Иакова) Фрески очень пострадали в 1944 году, во время бомбардировки Падуи.
Стал придворным художником Лодовико 3 Гонзаго, правителя Мантуи. Его росписи украсили дворцовые покои Людовико. До нас дошли фрески «Камеры дельи Спози» во дворце Мантуи. Росписи на потолке изображают римских императоров в медальонах, мифологические сцены. В центре потолка написано большое круглое световое окно. На стенах изображения – семьи Гонзаго. "Мёртвый Христос" - необычный ракурс(снизу-вверх).
САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ (1444/45 - 1510) Флорентийский живописец. Его творчество – вершина раннего Возрождения, переходная фигура между Кватроченто и Чинквиченто. А.Ф Лосев считает Боттичелли художником Высокого Ренессанса (но это единичное мнение). Ученик Верроккьо и Фра Филиппо Липпи. Любимый художник Медичи. Раннее «Поклонение волхвов» (1476) – изображены 3 поколения Медичи. Среди ранних работ Боттичелли много изображений Мадонн. Другие работы этого времени – «Сила» (одна их Добродетелей, другие выполнены Пьеро дель Поллайоло), «Мадонна Евхаристии» («Мадонна с Младенцем и Ангелом»), «Портрет Молодого человека с медалью Козимо Медичи», «Портрет Джулиано Медичи» и другие.
Зрелый период творчества – «Мадонна дель Магнификат» («Мадонна Величания») (1480). В 1481-21 Боттичелли и другие мастера (Гирландайо, Роселли, Перуджино) расписывают Сикстинскую капеллу по заказу папы Сикста IV. Боттичелли исполнил сцены из жизни Моисея и «Искушение Христа». Вершина творчества Сандро – «Весна» («Примавера») (1482) и «Рождение Венеры»(1485), созданные для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. По мнению Эрнста Гомбриха, величайшая сила творчества Боттичелли состоит в том, что он сумел наполнить языческие образы той мистикой, которая до этого была присуща только религиозной живописи. Также, на мифологические сюжеты – «Паллада и кентавр», «Венера и Марс». Поздний период творчества – 1490e годы. Связан с влиянием проповедей монаха Савонаролы (призывал к отказу от роскоши, Вазари сообщает, что Сандро сжёг свои работы на мифологические сюжеты, но на творчество мастера повлияла скорее казнь Савонаролы в 1498). Усиливается аскетичность («Благовещение Честелло», 1490), начинаются «сломы форм» - «Оплакивание Христа» (2 картины – 1490 и 95 гг.), с «обваливающейся композицией». «Клевета Апеллеса» (1495) – напряжённый клубок движения и в стороне – 2 фигуры – Раскаяние и Истина, напоминающая Венеру. В 1480-90 исполнил графические иллюстрации к Божественной Комедии Данте (Ад, Чистилище и Рай). Последние работы – «Мистическое Рождество» (1500) – проблеск надежды на мир во Флоренции, «Мистическое Распятие» (1500), «Последнее причащение Св. Иеронима» (1495), «История Вирджинии», «История Лукреции» (1504), «Сцены из жизни Св. Зиновия» - резкие, напряжённые жесты, контрастные цветовые сочетания, порывистые движения, - отражение смятения и неуверенности самого художника. Четыре створки маленького алтаря находятся в России (Благовещение – в ГМИИ им. Пушкина), и Св. Доминик и Св. Иероним – в Эрмиаже.
Изысканное искусство Боттичелли, с элементами стилизации, - намеренного возврата к средневековью, уплощению формы, упрощению цвета и объёма связано с династией Медечи и аристократическим окружением их круга (т.н. Платоновская Академия, куда входили поэты, философы, музыканты). В творчестве Боттичелли, в отличие от других мастеров 15 века, сильно личностное начало, это самый субъективный художник Раннего Возрождения. Боттичелли – великий мастер линии. Павел Муратов о нём : «Творчество Боттичелли было отвлечённым, его пряжа была неосязаемой, а сотканные из неё уборы - это уборы духа».
Архитектура
ФИЛИППО БРУНЕЛЕСКИ (1377-1446) Флорентиец, родоначальник ренессансной архитектуры в Италии, 1 из создателей научной теории перспективы. Сначала работал как скульптор (участвовал в конкурсе на проект рельефов дверей баптистерия). Ранняя его постройка - купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Он изобрёл сложную конструкцию - лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из 8 рёбер, который опоясывали кольца. Символ Флоренции. С 1421 по 1444 строит здание приюта - Оспедале дельи Инноченти (госпиталь невинных). Двухэтажный фасад, внизу- ряд аркад на стройных колоннах. Лёгкие пропорции, простота и гармония. Главная особенность ренессансной архитектуры- её масштабы соразмерны пропорциям человека, его росту. Брунелески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. (капелла ц. Сан Лоренцо, капелла Пацци) В начале 30-х годов 15 века - Брунелески и Донателло едут в Рим, и там изучают античные памятники. Церкви Б. Сан Лоренцо (14442-44) и Санто Спирито (1444).
ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ (1404-1472) архитектор, философ, учёный. "Ренессансная личность". Поклонник античности. Трактаты Альберти- "10 книг о зодчестве","О живописи", "О статуе". Т.е. он - теоретик искусства. Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-51), Ц. Санта Андреа в Мантуе - фасад напоминает триумфальную арку.
Архитектура Венеции долго была связана с готическими традициями - Золотой дом (Ка д Оро). Ренессансные традиции- архитекторы Пьетро Ломбардо и Марко Кодуччо (дворец Вендрамин Калерджи и церковь Санта Мария дельи Мираколи). Скуола ди Сан Марко - новый тип ощественого здания.
Можно ещё добавить Веррокье, А. да Мессина, Паллайоло
+к Мантенье "Мертвый Христос" и "Триумф Цезаря"
АНТОНИО ПОЛЛАЙОЛО (1431-98)
живописец, скульптор, ювелир и гравёр. Представитель флорентийской школы позднего кватроченто. Испытал влияния Донателло и А. дель Кастаньо. В произведениях П. экспрессивность соединяется с рационалистическим познанием закономерностей реального мира. Культ изысканной, уверенной линии, характерный для скульптурных работ П. (гробница папы Сикста IV в гротах Ватикана, бронза, 1489—93), проявляется и в его живописи, свидетельствующей об интересе к механике человеческих движений, анатомии, перспективе и пейзажу ("Геракл и Антей", около 1465, Галерея Уффици, Флоренция; "Похищение Деяниры", "Мученичество Св. Себастьяна""). Те же черты присущи его гравюрам резцом на меди, которые порою служили мастерам Возрождения образцами при изображении обнажённого тела. Самая известная гравюра - "Битва обнажённых" П. нередко сотрудничал со своим братом Пьеро (1443—96).
АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРРОККЬО (1435-1485)
скульптор, живописец и ювелир Раннего Возрождения. Учился у ювелира Верроккьо (имя которого унаследовал) и др. Испытал влияние А. Поллайоло. С 1467 выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В творчестве В. реалистические традиции флорентийского кватроченто сочетаются с аристократической утончённостью, характерной для художников, работавших при дворе Медичи в последней четверти 15 в. В своём раннем произведении - надгробии Джованни и Пьеро Медичи (порфир, цветной мрамор, бронза, 1472, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции) - В. достиг гармонической соразмерности и изысканной декоративности форм. В статуе Давида (бронза, 1473-75, Национальный музей, Флоренция), отличающейся анатомической точностью и тщательностью моделировки, ювелирной тонкостью отделки, острой и изящной угловатостью линий, воплотил новый, аристократически утонченный идеал красоты. В. выполнил ряд точных по характеристике портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея, Вашингтон; женский портрет, мрамор, около 1475, Национальный музей, Флоренция) и произведения монументально-декоративной скульптуры. В группе "Неверие Фомы" (бронза, 1476-83, фасад здания Орсанмикеле во Флоренции) добился внутренней значительности образов, свободы композиции, естественной взаимосвязи фигур. Центральное произведение В. - конный памятник Б. Коллеони на площади. Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1479-88, отлит в бронзе в 1490) - яркое воплощение ренессансного индивидуализма. Героизированная фигура кондотьера исполнена суровой энергии и динамического напряжения. Немногочисленные живописные работы В. ("Мадонна", около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем; "Крещение", после 1470, Галерея Уффици, Флоренция, выполнено при участии Леонардо да Винчи) отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурной тщательностью моделировки форм. В. был учителем многих итальянских художников (Леонардо да Винчи, Перуджино, Боттичелли и др).
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (1430-79)
живописец, родом из города Мессина (отсюда и прозвище). Учился, по-видимому, у неаполитанца Колантонио. Работал главным образом в Мессине (в 1475—76 — в Венеции). Сложился как художник под воздействием НИДЕРЛАНДЦЕВ, у которых заимствовал технику масляной живописи, что позволяло А. да М. добиваться необычайной глубины цвета, использовать освещение в качестве одного из важнейших художественно-выразительных средств. Вероятно, под влиянием нидерландского искусства стремился к развёрнутой обрисовке окружающей человека реальной среды (пейзаж, интерьер). Ознакомившись с творчеством Пьеро делла Франческа и Андреа Мантенья, А. да М. приобщился к разработке новаторских проблем искусства Возрождения. Образы, созданные А. да М., отличаются величавым спокойствием, классической уравновешенностью. А. да М. сделал крупный вклад в становление ренессансного реалистического портрета. Произведения: так называемый автопортрет (около 1473) и «Распятие» (1477) — в Национальной галерее, Лондон; фрагменты алтаря из церкви Сан-Кассиано в Венеции (1475—1476, Художественно-исторический музей, Вена), «Св. Себастьян» (1476, Картинная галерея, Дрезден), "Мадонна Аннунциата" (1475).
Про забытых венецианцев (чуть чуть)
Более застойный характер. Лишь с сер 15 в. новые тендеции.
Колорит для венецианских мастеров стал одним из выразительнейших средств в воплощении образов природы, человека, его внутреннего мира, характера, настроений.
ЯКОПО БЕЛЛИНИ (ок. 1400—1470) последователь Пизанелло. Не порывал до конца с трад 14 в. Известен больше как график. Альбомы его рисунков. – античные зарисовки с натуры, разнообразные трактовки религиозных сюжетов, доведенные до конца рисунки (и не как этюды)
ДЖЕНТИЛЕ БЕЛЛИНИ (1429—1507) – сын. Официальный худ Венец республики. Зарождение венецианской исторической живописи: «Процессия святого креста на площади Сан Марко» (1496), «Чудо святого креста» (1500), «Чудесное исцеление Пьетро де Людовичи» (1501; все в Венецианской Академии) и «Проповедь св. Марка в Александрии».
(Был в Константинополе – портрет султана Магомета).
ВИТОРЕ КАРПАЧЧО (ок. 1455—ок. 1526) Ученик Джентиле. Также повествователен. Жанровые мотивы. Основной цикл картин (9шт) «Жизнь св. Урсулы». («Сон св Урсулы, «Прибытие послов, др)
На всякий случай схематично
основные центры живописи кватроченто:
1. Флоренийский -самый активный, внимание к проблемам простанства (Мазаччо, Учелло, Фра беато Анджелико, Беноццо Гоцолли, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Фра Филиппо Липии, Доменико Гирландайо, Ботичелли)
2. Умбрия.(Перуджино, Пентуриккьо, Пьеро дела Франческа, Мелоццо да Форли, лука Синьорелли
3. Падуя. (Мантенья)
4. Венеция. (Запоздала, лишь с сер 15 века) (семья Беллини, Карпаччо, да Мессина)
*(в Вероне - Пизанелло) - с нач 15 века - Верона город Венец Республики.
И ещё один венецианец, ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ
(он тоже из семьи Беллиги)
второй сын Якопо — Джованни Б. (около 1430—1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи («Оплакивание Христа», около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж («Преображение», 1480—85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; «Аллегория», так называемая «Озёрная мадонна», 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция; «Пиршество богов», 1514, Национальная галерея, Вашингтон). В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. Многочисленным «мадоннам» Джованни Б. («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна», 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины («Мадонна на троне в окружении святых»1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики — Джорджоне и Тициан.
Проблема Леонардо да Винчи? Опять-таки заказчики - Сфорца, Гонзаго, Медичи. их роль.Теоретические труды по искусству- Альберти, Филарете и пр.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.