Матисс и фовизм.
М.В. Алпатов Анри Матисс. М, 1969.
Н.Н. Калитина. Французское искусство 18 – 20 вв.
Для искусства начала 20 века было необычайно характерно выступление групп, которые создавались именно в результате личного и творческого общения. Существовало «Общество независимых», на выставках которого экспонировались произведения фовистов и кубистов. Действовал также «Осенний салон», организованный в 1903 году архитектором и дизайнером Францем Журденом. Исключительную роль в художественной жизни Франции начала 20 века сыграли выставки постимпрессионистов.
Искусство Африки и Востока, народная картинка и непрофессиональное «примитивное» искусство стимулировали поиски новых средств художественной выразительности.
Именно в «Осеннем Салоне», проходившем с 18 октября по 25 ноября 1905 года в Гранд Пале состоялось совместное выступление фовистов. Здесь же был придуман сам термин «фовизм», который в переводе с французского означает «дикие», «хищники». Даже автор данного термина – художественный критик журнала Жиль Блаз Луи Воксель - не мог вразумительно объяснить, почему «дикие». Многие факторы могли повлиять: мохнатое пальто Матисса, картина Ван Донгена «Прекрасная Хуана, танцующая свои сладострастные танцы среди диких зверей» (хотя, эта картина была создана уже после возникновения термина), произведение Анри Руссо, в котором художник изобразил джунгли, где среди тропических растений лев терзает антилопу. По поводу данного им названия Матисс писал: «Название «Дикие» никогда не было принято нами; мы всегда смотрели на него только как на этикетку, налепленную критиками. Этот эпитет придумал Воксель. Мы выставлялись в Осеннем Салоне: картины Дерена, Мангена, Марке, Пюи и нескольких других художников были повешены в одном из больших залов. В середине зала был выставлен детский бюст в итальянском духе, скульптура Марка. Воксель, войдя в зал, вскрикнул: «Смотрите, Донателло среди диких зверей». Выступление фовистов было встречено почти всеми критиками в штыки. Критик Моклер назвал в 1905 году картины фовистов претенциозными, нелепыми и смешными.
Фовизм стал первым самостоятельным направлением начала 20 века. Время наибольшей творческой близости художников-фовистов - 1905-1907гг. «Колыбелью» фовизма было ателье Моро, где встретились Матисс, Руо, Марке, Манген, Камуэн. К ним присоединились работавшие в парижском пригороде Шату – Дерен и Вламинк. Наконец, с севера приехал голландец Ван Донген, из Гавра – Дюфи, Фриез, Брак.
Фовисты, как и импрессионисты, не занимались теорией. Они просто самозабвенно писали, опираясь на опыт импрессионистов и постимпрессионистов, увлекаясь восточным декоративизмом и красотою средневековых витражей. «Зрительная агрессивность» их полотен, из-за которой они и получили прозвище «Дикие», определялась прежде всего яркостью сочетания цветовых плоскостей. Именно соотношения пятен чистого цвета строило двухмерно пространство, создавало некий синтетический, обобщенный образ мира, воспринятого эмоционально, прочувствованного через цвет. Второй определяющий элемент искусства – рисунок - также играл очень большую роль у фовистов. Лаконичный, сведенный к простейшему контуру, он не только ограничивал цветовое пятно, но и подчинял плоскость определенному линейному ритму.
Центральной темой для группы фовистов стало изображение природы. Однако художники-фовисты обладали достаточно яркими индивидуальностями, чтобы даже в момент наибольшего сближения сохранять свое творческое лицо. Это касается и пейзажа. Сколько разнообразных лирических и драматических, интимных и эпических пейзажей вышло из мастерских только самых крупных пейзажистов – Марке и Вламинка, Дюфи и Дерена!
Признанной главой группы фовистов стал Анри Матисс, старший среди своих товарищей возрастом и, несомненно, превосходивший их если не масштабом дарования, то его универсализмом.
Художник не считал «чистую» форму самоценным художественным элементом, но совершенное владение формой, прежде всего цветом и рисунком, доставляло ему высочайшее эстетическое наслаждение.
Анри Матисс родился 31 января 1869 года. Он изучал право в Париже и работал клерком в адвокатской конторе перед тем, как заняться живописью сначала в авторитетной Академии Жюльена, а затем под руководством Моро в Школе изящных искусств, где он встретил некоторых будущих фовистов. В искусство он пришел поздно и почти случайно, когда в возрасте 21 года после операции по удалению аппендицита в восстановительный период ему дали коробку с красками. В конце 1890-х гг. он экспериментировал с дивизионизмом и впитал в себя глубокое знание теории цвета. В 1899 году он обратился к творчеству Сезанна, купил у Воллара картину Сезанна «Купальщицы», которую хранил всю жизнь и обращался к ней в моменты упадка и кризиса. Отныне Матисс интенсифицирует цвет и предпочитает писать плоскостно, без каких-либо цветовых переходов. Ритмически соотнося цветовые аппликации, художник одновременно передает и присущий предметам цвет, и их форму, и окружающее их пространство. Последнее строится именно на сочетании цветовых зон, образуемых разноокрашенными цветовыми плоскостями. Никакой пространственной иллюзии, никакой воздушной перспективы. Все нарядно, звучно, декоративно, как в восточном ковре.
С 1902 года картины Матисса и его единомышленников начала покупать Берта Вейль. В 1904 году Воллар устроил первую персональную выставку Матисса. Выросший под серым небом Северной Франции, он был поражен яркими красками и теплом Средиземноморья, когда впервые приехал в Коллиур летом 1904 года.
Ведущий представитель фовизма, он стал лидером среди молодых авангардистов, в 1905-1907 гг. открыл школу для молодых художников. Его «Заметки художника» (1908) – одна из наиболее важных деклараций принципов современного искусства. В это же время он посещает Марокко и попадает под влияние исламского искусства, для которого характерны четкие линии и яркие цвета.
Он прошел через увлечение импрессионистами, постимпрессионистами («Люксембургский сад» 1901-1902), дивизионистами («Роскошь, покой и сладострастие» 1904), но в поисках повышенной интенсивности, яркости и силы цвета пришел к упрощенности и плоскостности форм. Интересуясь чисто формальными задачами, прежде всего живописными, он отказался от сюжетной повествовательности. Предметом его изображения служат самые простые вещи: пестрые ткани и кресла, цветы, обнаженное тело. Под впечатлением от поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок («Красная комната» или «Гармония в красном», 1908). Композиция строится на контрасте цветов. Упрощенность формы, однако, не исключает передачи метко подмеченных характерных поз, жестов, даже состояний («Семейный портрет», 1911). Повышенная звучность цвета, крупные красочные плоскости, условность формы и пространства с их схематизированными линиями – все эти качества в полной мере проявились в декоративных работах Матисса. Панно «Танец» и «Музыка» (1910) были написаны художником по заказу московского собирателя новой живописи П.И. Щукина, для его особняка. Панно объединяет не только тема, но близкие выразительные средства. В обоих панно нет никакой индивидуализации образов. Но все подчинено общему плоскостному и цветовому ритму.
Вместе с тем, Матисс – не символист, он не навязывает цвету символико-аллегорический смысл. Его картины не надо разгадывать, как ребус. Это образы, полные спокойствия, созерцательности, ясности. Цвет – основное выразительное средство в полотнах художника.
В 1920-хх годах Матисс половину времени проводит в Ницце. Атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Его стиль становится более материалистическим, плоскостным. «Гармония в желтом», «Купальщики у реки», «Урок музыки», «Декоративная фигура на орнаментальном фоне».
В 30-е гг его стиль станосится предельно условным, плоскостным, графичным. «Розовая обнаженная»,«Дама в голубом». В 1930 американец Элберт Барнз, известный коллекционер работ Матисса, заказал настенную декорацию для своего частного музея. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы. В середине 30-х в своих многочисленных работах маслом и книжных иллюстрациях Матисс раздвигал границы картин — формы уходили в пространство за рамкой. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940).
Искусство Матисса продолжало поражать богатством цвета, даже когда он был прикованным к постели инвалидом и мало двигался. Последние годы жизни Матисса можно отнести к наиболее плодотворным и творческим: он экспериментировал с бумажными аппликациями и коллажами. 1943-1947 – Матисс работал над серией иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных нуашью обрезков. В период 1946—1948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Тяготение к искусству монументальному характерно для всей творческой жизни художника. Одна из последних работ – декоративное оформление «Капеллы четок» в Вансе (1948-1951). Свет, проникающий через синие, желтые, зеленые витражи, создает ложную, таинственную атмосферу. Лучшие традиции графического искусства, идущие от знаменитых карандашных портретов французского Ренессанса, через Энгра и Дега, Матисс пронес в 20 столетие (портрет Бодлера, офорт, 1930-1932).
Другие представители фовизма:
Морис де Вламинк (1876-1958).
Его ранние пейзажи отличаются интенсивным цветом, густым мазком и сильно упрощенным рисунком. Ощутима тяга к эксперименту. Художник обращается к старым темам, хотя техника живописи у него новая. Его палитра состояла из четырех цветов – красного, голубого, желтого и зеленого.
«Пробковые дубы» 1905. Нельзя не вспомнить Ван Гога. Для него цвет — некое движение.
«Набережная в Пек» 1906. Импресс. Мотив — уходящая в даль перспектива. + влияние Ван Гога.
В его творчестве происходят изменения. Преобладает гамма холодных сине-зеленых тонов. Тоже чувствуется влияние кубизма, хотя сам он критиковал их течение.
В 1920-30-е Вламинк, также как и Дерен, стал увлекаться классической старой живописью. «В его картинах всегда гроза». Влияние Курбе.
Альбер Марке (1875-1947).
Учился в мастерской Моро. Ему присущ очаровательный, поэтический стиль: выразительный простой рисунок; гармония, ясность; отсутствие несущественных деталей. Пейзажист от бога. Очень любил путешествовать. Средиземное море, Алжир. Но любимое место все же Париж. Создатель «Парижской поэмы». Наиболее удачными и популярными были его виды Парижа и французских портов.
«Берег Ла-Манша» 1906. Скорее импрес. цвет. традиции, чем фовистские. Лаконичные средства.
«Берег в Ментоне» 1905. Это время — расцвет фовизма. Органично сочетается фовизм (здания, корабль) и импр-м (вода). Импр-ты открывали Париж 19 века (кафе, улицы, концерты); марке же любил классический Париж: набережные, мосты и т.п.
«Мост Сан-Мишель». Вид из окна. Сена для М — река-труженица. Она редко бывает пустой — лодки, баржи и т.п.
«Пейзаж с собором Парижской Богоматери».
М почти отказывается от цветовых пятен. Тональная живопись. Облик Парижа будничен, но, в то же время, поэтичен.
«Венецианская лагуна» 1930-е. Опять заметна импр. тенденция. С годами М возвращается к ней все чаще и чаще.
Андре Дерен (1880-1954).
Он более всего известен как друг Матисса, вместе с которым он писал картины на юге Франции в начале 20 века. Он был одним из первых художников, заинтересовавшихся африканской скульптурой.
Он придерживался традиционных сюжетов, включая серию видов Лондона, созданную в 1906 году. Затем он отказался от яркого цвета и сосредоточился на форме.
«Набережная в Пек». Ранняя работа. Экспрессионистские тенденции. Характерно: увлечение импр-мом (композиция) и фовизмом (форсирование цвета).
Как и все художники, Дерен тяготел к югу Франции:
«Крепость в Калеуре» 1906. Система неоимпр-ма после знакомства с Синьяком оказалась чужда Дерену, но отголоски все же заметны (стена).
«Танцовщица» 1906.
«Натюрморт с кувшином» 1911. Вещь совершенно неожиданная. Все признаки кубизма (зарождается как раз примерно в это время): множественность точек зрения, геометризм, жесткость, отказ от ярких тонов. Цвет настраивает на эмоциональную волну, а форма на рациональную — главный принцип кубистов.
«Вид в Мартик» ГЭ. «Белый» / «готический» период (тяготение к вытянутым формам). Предвоенные годы. В это время популярен Руссо => тенденция к примитивному рисунку.
Дерен синтезирует все влияния (импр-ты, кубисты, фовисты, примитивисты).
Его предвоенные работы — вершина творчества, хотя работал и в 50-е.
«Натюрморт с кувшином» 1930-е. Классический натюрморт.
Ослаблению интереса к фовизму способствовало внимание многих художников к произведениям Поля Сезанна. Элементы картин Сезанна постепенно проникают в работы фовистов. Это особенно заметно у тех, кто работал вокруг Марселя - в Ла Сиота, Касисе, Мартиге и Эстаке в 1906-1908 гг. Этот переход от примата цвета к примату формы особенно заметен в работах гаврских фовистов – Жоржа Брака, Рауля Дюфи, Отона Фриеза. А вот фовисты, работавшие в Средиземноморье – Дерен, Манген, Матисс – усваивали достижения Сезанна намного медленнее.
Можно сказать, что фовизм «был не только финальным погружением в цвет…», фовизм был также финальным погружением в пейзаж. Во время кубизма живописный модуль сместится на натюрморт, а пейзаж, даже если и будет создан в картине, будет иметь характер натюрморта.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.