logo
госы

4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто

• До 1330 – работал над украшением собора в Орвието.

• 28 рельефов для южных дверей баптистерия во Флоренции.20 - цикл из Жизни Иоанна Крестителя. (двери для крестильни+ покровитель города), 8 – добродетели.

- слева – жизнь Иоанна, справа- смерть Иоанна. Сцены заключены в квадрифолии составленные из ромбов и окружностей (такое еще в декоре фр. церквей, в Руанск соборе)

-им была создана мастерская, положившая начало скульптурной мастерской во Флоренции.

• 1340 – главный мастер флорентийского собора. Создал в нижнем ярусе кампаниллы рельефы по рисункам Джотто.

АРХИТЕКТУРА:

Нет столь явных тенденций. Еще довольно пестра стилистически. Готические (в соборах) и романские (с гражданских постройках) элементы,

но новое содержание!

Культовые постройки

• Джованни Пизано. фасад Сиенского собора 1284 - ок. 1377.

• Лоренцо Майтани. собор в Орвьето (начат в 1285 -1290-х гг.

-не столь сильны готические принципы (взлет ввысь, спиритуализация). Здесь скорее декоративность, почти ювелирность деталей в отделке.

• Санта Тринита во Флоренции(приписывается Николо Пизано) 1258 г- 1290-х гг

-простота, ясная логика построения.

• В конце 13 в. - возведение главного храмового сооружения Флоренции- собора Санта Мария дель Фьоре. Первый проект Арнольфо ди Камбио (ок. 1240—ок. 1310);

в 13 в. работу продолжали Джотто (начавший строить колокольню), Андреа Пизано и Франческо Таленти. Западный фасад лишь в 19 веке.

Должно было не уступать готическим сооружениям других стран.

Простота интерьера, ясность членений. Отделка - облицовка разноцветными мраморами

• Санта Кроче (начата в 1295 г.), приписыв. Арнольфо ди Камбио.

Конструктивное нововведение - замена обычных каменных сводов плоским деревянным перекрытием на горизонтальных стропилах — позволило сделать опорные столбы более тонкими и расширить пролеты между ними. Боковые нефы благодаря этому как бы сливаются с центральным, образуя единое пространство интерьера.

Гражданские постройки. Романские черты.

• Флоренция: Палаццо делла Синьория (Палаццо Веккьо), 1298—1314 гг. .Арнольфо ди Камбио. Возведено всего за три года.

Мощь республики, зубцы, суровая монументальность, единство башни и здания благодаря облицовке каменными «квадратищами».

• Сиена: Палаццо Публико. (1298—1309, башня — 1338—1349). Менее суровое.

Светские постройки меньше зависели от готики, есть проторенессансные черты

• Лоджия деи Ланци во Флоренции (1376—1382; Бенчи ди Чьоне и Симоне Таленти

Простота, лаконичное сочетание трех арок. .

ЖИВОПИСЬ

Пьетро Каваллини

Его творчество тесно связанно с Римом, благодаря чему, он мог соприкоснуться с античным наследием.И наравне с византийскими и романскими традициями прослеживается влияние позднеантичной традиции – светотень, объемно-пластическая моделировка фигур, композиция, пространственные планы. Вокруг Кавалини в Риме сложилась худож. школа. Возможно Джотто был учеником мастера из этой школы.

• Ранняя работа - росписи рим. базилики Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура, ок. 1279–90). Погибла от пожара в XIX в.

• ок. 1293 работал в базилике Санта Чечилия ин Трастевере в Риме. На западной стене сохранился фрагмент фрески «Страшный суд» . Л. Гиберти назвал живопись Кавалини «высокий рельеф» - за ярко выраженную объемность фигур.

• 1295 - мозаики базилики Санта Мария ин Трастевере в Риме

Шесть мозаичных картин на сюжеты из жития Марии: «Рождество Марии», «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Введение Христа во храм», «Успение Марии». Здесь также видно сочетание традиционной византийской иконографии и проторенессансных черт.

В мозаиках намечен переход от символического обозначения пространства через золотой фон к трехмерному изображению, дающему ощущение глубины.

В последующие годы в 1308-1320 работал в Неаполе. выполнил фрески для церкови Санта Доменико Маджоре.

Но подлинное начало новой эпохи справедливо связывается с именем живописца Джотто ди Бондоне.

Джотто ди Бондоне. (1266?—1337).

Точная дата рождения не известна. Был достаточно преуспевающим, основал собственную мастерскую.

• К 1296 относятся росписи в верхней церкви Сан Франческо Ассизи. 28 картин жизнь св. Франциска. (который умер при этом не так давно 70 лет до этого). Для фресок оставлен – нижний ярус. Стены расчленены колоннами – между ними группами по три. Каждая сцена разделена виртуальными изображениями колонн. По сторонам от входа «Чудесное открытие источника», «Проповедь птицам». Сцены жизни св. Франциска сопоставлены с библейскими сюжетам в люнетах. Большим вопросом до сих пор остается проблема авторства этого цикла. Так как сами фрески отличаются от других работ мастера. Многие считают, что этот цикл дела рук его учеников, другие, что некоторые все же принадлежат Джотто.

Джотто вводит новый способ фрески: а) по влажной штукатурке, отчего хорошо впитывалась краска, по сухой – лишь синий цвет, некоторые поправки. б) также Джоттозаимствовал технику у мозаичистов: красной краской наносился рисунок (синопии). И далее по рисунку уже работали помощники.

В росписях Ассизи уже появляются новшества

-виртуальная архитектура –новое измеримое пространство – взгляд как через окно (хотя еще и нет явной глубины)

-изображение реальной (современной Джотто) архитектуры

(«Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Святому Франциску», Изгнание демонов из Ареццо,Оплакивание Святого Франциска Святой Кларой и монахинями-клариссами)

Жизнь реального, недавно умершего святого "привело к более реалистичному изображению, "реальная" природа - конкретное ясное пространство, а не византийскй золотой абстрактный фон.

(«Дарение плаща бедному дворянину»)

Разбиение жития на небольшие мизансцены – а не единым куском (как в ср.века), отчего неоторые выглядят как формулы определенного события жизни святого( «Проповедь птицам»)

-пренебрег изображением неизменного облика Франциска (меняется с возрастом)

Через 10 лет, в 1310 Джотто и его мастерская нова в Ассизи - фрески в нижней части церкви Сан Франческо . (правый трансепт, крестовый свод, капелла Марии Магдалины). Также вопрос где ученики, где сам Джотто.

• Единственная дошедшая до нас станковая работа Джотто — монументальный алтарный образ «Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти», Уффици, ок. 1310). Композиция не подписана, однако исследователи единодушно приписывают ее Джотто.

(более традиционна, но мадонна не по центру!+ объем фигуры, реалист черты.)

Далее работал в Риме, выполнял папские заказы.

• Капелла дель Арена (Капелла Скровеньи) в Падуе 1303-1306. Фрески в три ряда, 38 сцен из жизни Христа и Марии («Встреча Марии и Елизаветы» «Поцелуй иуды», «Оплакивание», «Страшный суд»(там Энрико скровеньи преподносит капеллу добродетелям)), «Бегство в Египет и др)

Внизу -14 аллегорических фигур пороков и добродетелей. Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», на противоположной стене- «Благовещение». Все сцены связаны художником в единое целое. Перекличка сюжетов и по горизонтали и по вертикали.

И здесь мы находим новые черты:

-вместо разобщенности отдельных фигур и сцен – единое повествование.

-вместо условного золотого фона – синий фон фресок, уже более реальные живописные планы

- есть перспективное углубление – за счет расстановки фигур (перспективы прямой еще нет)

- появляется объемность фигур, естественность движений, в лицах - психологические человеческие характеры.

-появляется светотеневая моделировка

-вводит в изображение черты быта, обстановки, фигуры у Джотто обретают почву под ногами

+ для Джотто характерны внимание к жестам своих персонажей - так как сцены рассчитаны на созерцание издалека, а также простота, лаконичность, понятность.

• Более поздние работы Джотто - росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции. Уцелели фрески в семейных капеллах Перуцци и Барди.

Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах по три друг над другом.

В к Перуцци уцелели шесть фресок: три - с изображением Иоанна Крестителя, и еще три - посвященные жизни Иоанна Богослова. (очень плохо видно их, плохая сохранность)

В Барди -семь фресок с изображением сцен из жизни Святого Франциска. Выполнены по сухой штукатурке.

-более сложные ракурсы, свободное расположение фигур, архитектурный фон, повествование на сцены не разбито (в сц св. Франциска в Барди)

• Из последних работ приписываются полиптихи (1334) – болонский с Мадонной на троне, бартончелли – коронование Марии.

• В 1334 после смерти Арнольфо ди Камбио он назначен главным архитектором Флорентийского собора. Кампанилла созданна по его чертежам и рисункам.

После смерти Джотто некоторые исследователи отмечают, что уровень живописи упал, а начинания Джотто были продолжены лишь в 15 веке.( за исключением достижений Сиенской школы).

Дуччо ди Буонинсенья. (около 1250—1319) Считается родоначальником сиенской школы.

Искусство Сиенской школы отличается изящностью, красочностью и декоративизмом. Более нарядная, изысканная живопись. Здесь все еще царит дух церковности, много готицизмов. И у Дуччо можно найти много византийских и готических черт.

Выполнял в основном алтарные композиции, темпера, на золотом фоне, в арх обрамлении стрельчатых арок. Его мадонны лиричны, высоко одухотворенны.

• Мадонна Ручелаи (довольно традиционна)

• Маэста 1308-1311 для сиенского собора.(на лицевой стороне в пределе и наверху «истории из жизни Марии, на обороте – «страсти Христовы». Любовь к предметному окружению.

«Вход Господень в Иерусалим» с оборотной стороны – можно сравнить с тем же у Джотто. Дуччо – располагает зрителя в пространстве картины, Джотто –нет.Дуччо более зрелищный, любит занимательный рассказ, красочность и яркость.

Пьетро и Амброджо Лоренцетти (около 1280-1348)

– декоративная и светская живопись Сиены.

У Пьетро – мадонны тоже уже с реалистическими чертами («Мадонна с младенцем и со св. Франциском и Иоанном Богословом» из нижней церкви в Ассизи)

об Амброджо – младшем брате.

Амброджо занимался перспективой и за шестьдесят лет до Брунеллески открыл единую точку схода линий — правда, на плоскости, а не в живописно созданном пространстве. Единственный из сиенцев интересовался античностью, и флорентийскими достижениями. Первый стал уснащать обширыне многофигурные сцены подробностями, передачей изменчивых состояний людей и природы.

Крупнейшее произведение - росписи для Палаццо Пубблико в Сиене -

• В зале Девяти – 1337-1339- ««Последствия доброго и дурного правления» – энциклопедия современной жизни на двух стенах Сиены и ее окрестностей. Фрески сохр. плохо. Главное здесь - реалистические подробности городского быта, жизни, природы Сиены. Природы без человека для Амброджо не существует. Как пишет Александр Степанов такого типа изображения ранее не встречалось (были иконы, были истории), а здесь описание. – описание «функционирования» правления.

Пиза – ок. 1336 (возможно автор Буонамико Буффальмакко) написал фрески в галерее вокруг кладбища Кампосанто. ( в 1944 почти полностью осыпались – фотографии и старые копии лишь) «Триумф смерти» - самое устрашающее + «Ад», «Страшный суд», сцены жизни анахоретов.

Альтикьеро (и его видимо ученик, сотрудник Аванцо)

Веронские живописцы (сев Италия). Продолжали революцию, начатую Джотто.

В 1370 по приглашению Франческо I да Каррара в Падуе – портретная галерея ( не дошла)

Роспись капеллы Сан Феличе (базилика дель Санто) – Альткьеро.

Центральная – «Голгофа» ( 1376-79) почти триптих, разделенный колонами. Отказывается от символического изображения ландшафта голгофы – изображает реальную гору. Как репортер – изображает фрагмент жизни. Первым отказался от принятой локальный раскраски фигур и предметов и от передачи светотени путем дозировки белил.- Т.е ввел живопись оттенками – отчего ощутимы материальные свойства предметов.

Росписи капеллы Сан Джордже – цикл св. Лючии. (видимо большая часть принадлежит Аванцо)