Дионисий (по лекциям)
Дионисий
В отличие о Рублёва-монаха, был светским человеком, мирянином
Родился около 1440-х гг., где-то в Ростовской епархии (в 1474 она была прис. К московской). Происходит из княжеско-боярского рода.
Большая часть наследия атрибутируется как «круг Дионисия» или «мастерская «Дионисия» (он работал со своими сыновьями Феодосием и Владимиром с сер. 15 века)
Лучше всего представлен поздний этап творчества – северный – роспись и иконы Рождественского собора Ферапонтова монастыря.
1 упоминание – летописный свод 1479 г – роспись храма Рождества Пафнутьево – Боровского монастыря в 1467 г. Мастера: монах Симонова м-ря Митрофан и Дионисий, возглавивший светскую часть артели. Храм был разобран для строительства нового в к. 16 век. Фрагменты живописи – в собрании музея А. Рублева.
Знакомится с Иосифом Саниным (Волоцким) – игуменом Пафн-Бор. Монастыря, основателем Волоколамского м-ря. Тёплые отношения, Иосиф собирал иконы Дионисия и Рублёва. Волоцкий написал «Послание художнику» - о связи молитвы, теории и худож. Средств.
1. Несколько светских заказов в Москве
2. Иконы для Успенского собора Мск Кремля (Фиорованти) – по заказу Вассиана, архиеп. Ростовского – в 1481. Создание Деисуса, Праздничного и пророческого рядов, роспись южного (Похвальского) придела. Рублёв, Дионисий – создатели русской национальной художественной системы, явл. Антиподом итальянской ренессансной, влияние которой проявилось в русской архитектуре этого времени (соборы Мск Кремля). Высокая мистичность, возвышенная одухотворённость образов, прекрасная плоть, уступающая красоте духа.
3. икона Богоматери Одигитрия – для Вознесенского собора в Мск (при монастыре)
4. Облачное Успение из г. Дмитрова. Многофигурность, повествовательность (характ. Для 16 в)
Много работал над монастырскими заказами – прежде всего, в Ростовской епархии (Белозерье).
1. Павлово-Обнорский монастырь: роспись, а также
• иконы: «Спас в силах» и «Распятие» (ГТГ). Не традиционного драматизма – светлая печаль. Позы и жесты образуют единую ритмику иконы. Светлый колорит, плоское цветовое пятно.
2. Кирилло-Белозерский монастырь.
• Икона «Кирилл Белозерский». Вытянут. Пропорции, выразит. Силуэт.
3. Ферапонтов монастырь – Рождественский собор. Надпись на сев. Портале: подпись Дионисия «сам и дети», дата (подпорчена) – между 1500 и 1503. Стилистика – характерные вытянутые силуэты, бесплотные, гибкие. Линейность. Спокойствие и аристократичность ликов, даже их миловидность (московская черта), светлый колорит, осн. На холодных тонах. Характерный голубой цвет холодного оттенка.
Основа росписи – акафистный цикл (посвящённый Богоматери – гимн-Похвала Богоматери) 12 сцен воспроизводят еванг. Историю, вторые 12 – славословие. БМ у Дионисия кажется юной, женственной, по-девичьи прекрасной. Телесность почти растворена в цвете, грациозность, одухотворённость. Дьяконник – роспись на тему жития св. Николая. Зап. Стена – страшный суд. 7 больших композиций на сев. И южн. Стенах – 7 вселенских соборов (актуально для средневековой Руси – ереси)
Иконы:
• Икона Богоматери Одигитрия (Путеводительница) (ГРМ). Царственное великолепие образа, утончённая женственность, человечность. Тончайшие красочные плави, неуловимые цветовые переходы. Праздничность, орнаментальность.
• Сошествие в ад. (ГРМ). Д. отходит от объемной моделировки формы. Плоскостность, обобщённость, дематериализация образа.
• Григорий Богослов. Особая выразительность белого цвета, насыщенного символкой – знак одухотворённости
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.