logo
госы

Дионисий (по лекциям)

Дионисий

В отличие о Рублёва-монаха, был светским человеком, мирянином

Родился около 1440-х гг., где-то в Ростовской епархии (в 1474 она была прис. К московской). Происходит из княжеско-боярского рода.

Большая часть наследия атрибутируется как «круг Дионисия» или «мастерская «Дионисия» (он работал со своими сыновьями Феодосием и Владимиром с сер. 15 века)

Лучше всего представлен поздний этап творчества – северный – роспись и иконы Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

1 упоминание – летописный свод 1479 г – роспись храма Рождества Пафнутьево – Боровского монастыря в 1467 г. Мастера: монах Симонова м-ря Митрофан и Дионисий, возглавивший светскую часть артели. Храм был разобран для строительства нового в к. 16 век. Фрагменты живописи – в собрании музея А. Рублева.

Знакомится с Иосифом Саниным (Волоцким) – игуменом Пафн-Бор. Монастыря, основателем Волоколамского м-ря. Тёплые отношения, Иосиф собирал иконы Дионисия и Рублёва. Волоцкий написал «Послание художнику» - о связи молитвы, теории и худож. Средств.

1. Несколько светских заказов в Москве

2. Иконы для Успенского собора Мск Кремля (Фиорованти) – по заказу Вассиана, архиеп. Ростовского – в 1481. Создание Деисуса, Праздничного и пророческого рядов, роспись южного (Похвальского) придела. Рублёв, Дионисий – создатели русской национальной художественной системы, явл. Антиподом итальянской ренессансной, влияние которой проявилось в русской архитектуре этого времени (соборы Мск Кремля). Высокая мистичность, возвышенная одухотворённость образов, прекрасная плоть, уступающая красоте духа.

3. икона Богоматери Одигитрия – для Вознесенского собора в Мск (при монастыре)

4. Облачное Успение из г. Дмитрова. Многофигурность, повествовательность (характ. Для 16 в)

Много работал над монастырскими заказами – прежде всего, в Ростовской епархии (Белозерье).

1. Павлово-Обнорский монастырь: роспись, а также

• иконы: «Спас в силах» и «Распятие» (ГТГ). Не традиционного драматизма – светлая печаль. Позы и жесты образуют единую ритмику иконы. Светлый колорит, плоское цветовое пятно.

2. Кирилло-Белозерский монастырь.

• Икона «Кирилл Белозерский». Вытянут. Пропорции, выразит. Силуэт.

3. Ферапонтов монастырь – Рождественский собор. Надпись на сев. Портале: подпись Дионисия «сам и дети», дата (подпорчена) – между 1500 и 1503. Стилистика – характерные вытянутые силуэты, бесплотные, гибкие. Линейность. Спокойствие и аристократичность ликов, даже их миловидность (московская черта), светлый колорит, осн. На холодных тонах. Характерный голубой цвет холодного оттенка.

Основа росписи – акафистный цикл (посвящённый Богоматери – гимн-Похвала Богоматери) 12 сцен воспроизводят еванг. Историю, вторые 12 – славословие. БМ у Дионисия кажется юной, женственной, по-девичьи прекрасной. Телесность почти растворена в цвете, грациозность, одухотворённость. Дьяконник – роспись на тему жития св. Николая. Зап. Стена – страшный суд. 7 больших композиций на сев. И южн. Стенах – 7 вселенских соборов (актуально для средневековой Руси – ереси)

Иконы:

• Икона Богоматери Одигитрия (Путеводительница) (ГРМ). Царственное великолепие образа, утончённая женственность, человечность. Тончайшие красочные плави, неуловимые цветовые переходы. Праздничность, орнаментальность.

• Сошествие в ад. (ГРМ). Д. отходит от объемной моделировки формы. Плоскостность, обобщённость, дематериализация образа.

• Григорий Богослов. Особая выразительность белого цвета, насыщенного символкой – знак одухотворённости