Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
по учебнику Т.В. Ильиной
собственно, здесь понятие "россики"
Историография.
Одним из главных источников по данной тематике, безусловно, является труд Якоба Штелина «Записки об изящных искусствах в России».
«Словарь художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах» А. И. Успенского.
Врангель Н. Н. Иностранцы в России // Старые годы. 1911. Июль–сент.
В 1925 году А.П. Мюллер издает свою монографию «Иностранные живописцы и скульпторы в России». «Искусство первой половины XVIII века» Г. Е. Лебедева.
Особый вклад в изучении в изучении «россики» внесла О. С. Евангулова.
Евангулова О. Русский портрет XVIII века и проблема «россики». // Искусство. № 12.
Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России в первой четверти XVIII века.
Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России в первой половине XVIII века.
Евангулова О.С. Русские портреты 18 века и их французские современники // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1987».
Эфрос А. М. «Два века русского искусства».
Малиновский К.В. Художественные связи Германии и СПб в 18 веке.
С конца XV века Московская Русь начинает пользоваться в области искусств услугами Запада. Уже в 1490 году с русским посольством приезжает в Москву много иностранных мастеров, в большинстве своем итальянцев, но, за исключением, нескольких зодчих, имена всех остальных, живописцев, резчиков по дереву, резчиков по камню до нас, к сожалению, не дошли.
В середине XVI века московское правительство, уже понимая о необходимости взаимосвязях с иностранцами, делает ряд попыток завязать их. В 1547 году, по поручению Ивана Грозного, саксонец Шлите набирает в Германии мастеров-ремесленников и художников, но ливонский орден не пропустил делегацию.
Борис Годунов, сочувствуя и покровительствуя западному просвещению, поддерживает оживленные отношения с западом, в частности с Цесарией(Австрией) и Англией. Иностранцев в его царствование было уже больше, были среди них и художники.
В 1628 году царь Михаил Федорович послал золотых дел мастера Жилля Ван Экселя в Голландию с поручением пригласить иноземных художников и ремесленников. Во время троекратного приезда в Москву в 1633, 1635 и 1643 годах голштинец Олеарий, мастер на все руки, музыкант и хороший рисовальщик, посетивший Россию по торговым делам сдал многочисленные зарисовки видов Москвы и бытовых сцен.
Ганс Детерсон – один из первых живописцев служивший при московском дворе у Михаила Федоровича. Преемником Детерсона был Данила Вухтер в 1667 году.
Преемник Михаила Алексей Михайлович был большим поклонником западных новшеств, интересовался западным укладом жизни, западным театром.
В 50-60-х годах века работали в Москве гамбургский купец и художник Петерс Инглис, польский щляхтич Станислав Лопуцкий и Ганс Дитерсон, состоявший при оружейной палате с 1643 года. Дитерсон исполнил потрет патриарха Никона. Иоганн Вертор работал в тех же годах – также писал Никона. Немецкий живописец Шурман писал в конце царствования Алексея Михайловича портрет царицы Натальи Кирилловны.
В конце XVII века долго работали в Москве живописцы Иоганн Андреас Вальтер из Гамбурга и Грубе из Данцинга, друг Лефорта. Он написал в 1694 году в Новгороде портрет Прозоровского. Позднее – портрет Петра.
Но, необходимо, отметить, что все иностранные художники, приезжавшие в Россию до начала 18 века, не оказали сколь заметного влияния на русских художников. В основном, они сами перенимали художественный язык мастеров, работающих в оружейной палате, с одной стороны, с другой – они должны строго следовать пожеланиям заказика.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.