logo
госы

2 Половина 15 в., гтг.

Столь цельны по силуэту, по выразительности линии, что по праву могут считаться классическими произведениями древнерусского искусства.

В положении во гроб (ГТГ) великое страдание и душевное волнение людей, оплакивающих завернутого в белые ткани умершего, претворено мастером в эпический образ, выразительность которого повышает строгая композиция и праздничное горение красок. Ярко-киноварному плащу воздевшей руки женщины вторят оранжевые одежды других фигур и желтые уступами поднимающиеся горы. В этом произведении северной школы нет постепенных переходов тонов. Предметы окрашены в яркие резко отграниченные друг от друга цвета, фигуры носят чисто плоскостный характер. Вся икона отличается несравненной силой своего выражения.

Новгородская школа.

Святой Никола.

Из ц. Николы на Липне.

1294 г.

Средник – мощное изображение Николая Мираликийского.

Изображение Николы фланкируется малыми фигурами Христа и Богоматери. изображение насыщено орнаментикой – Евангелие в руках, нимб.

Иоанн (Еван), Георгий, Власий.

2 половина 13 в.

Из селения Крестцы под Новгородом.

Почему именно эти святые? Жили в разное время, не связаны. Возможно, в их дни случилось что-то важное для заказчика.

Иоанн Лествичник крупнее – возможно, соименный заказчику, наиболее значим.

Новгородский характер иконы проявляется в надписании – Еван.

Живопись построена на контрастах ярких цветов (синие, желтые и белые одежды святых на красном фоне), изображение плоскостно, графично, фигуры фронтальны, причем, чтобы подчеркнуть главенствующую роль Иоанна Лествичника, мастер делает его изображение подчеркнуто большим по сравнению с фигурами двух других святых.

Стилистика упрощается, образность тоже. Упрощенность стилистики – и в композиции, и в использовании красного цвета, и в характере письма ликов.

Стилистика – исчезает золото, появляется мощный красный фон. Золото – мощное световое поле 2го плана, которое выталкивает фигуры 1го плана ближе к зрителю. Золото – образ роскоши. Ни в одной иконописной школе не обнаруживается такой любви к красному цвету как в Новгороде.

В новгородских иконах мастера проявляют особую наблюдательность, отсюда жизненность их образов.

Спас на престоле.

С избранными святыми

2 пол. 13 в.

Тоже из Крестцов.

Порфиридов сравнил эту икону с предыдущей, кракелюры совпадают. Эти совпадения позволяют говорить, что эти иконы из одной мастерской, возможно, даже одного мастера.

Чудо Георгия о змие.

Начало 14 в., ГРМ.

Первая житийная икона.

Георгий – в момент триумфа, Елисавета ведет змия.

Всадник в развевающемся синем плаще, сопоставление красного цвета фона и белого коня. Белый – торжество, невинность, святость; красный – духовное борение, мученическая кровь.

Мастера привлекает не воинская доблесть, не его мужество и красота, которую так ярко выражали мастера 12 в. В ряде житийных клейм он подробнейшим образом показывает, как его героя избивают, секут плетками, варят в котле, пилой трут, жгут на огне, между тем в Георгии нет страдания, он даже не замечает всех этих испытаний и мук.

Никола с житием.

Из деревни Озерево, ГРМ.

Синефонная в среднике.

Рождество Богоматери.

Фигура Богоматери выделена размером, цветом, положением.

Введение во храм.

ГРМ.

Упрощенный характер форм, образов.

Борис и Глеб.

Около 1335 г., из Зверина монастыря.

В княжеских одеждах

Типы ликов – вполне устоявшиеся.

Элементарное использование цвета, цвет используется по принципу рядоположения. Плоскость цвета сопоставляется с лежащей рядом другой плоскостью.

Как воины – с мечами, как мученики – кресты в правой руке. При всем отличии облика мужественного Бориса от юношеского Глеба обе фигуры очерчены почти тождественными контурами – и это наглядно выражает их полное единодушие. Закругленность очертаний придает их образам гармонический характер.

Часто пишут новгородцы «избранных святых» - по несколько фигур сразу строго в фас, чаще всего в рост.

Флор, Лавр, Иаков.

14 – 1 пол. 15 в.

Характер новгородского иконописания – явленная на ранних стадиях система развивается, гармонизируется. Исчезают черты нарочитой упрощенности.

Флор, Лавр, Никола и Власий.

Наверху – Богоматерь Знамение, Параскева и Илья-пророк.

Новгородская школа иконописи переживает свой расцвет в 15 веке. В Новгороде иконы создавались преимущественно для представителей торговой знати города. В Москве, где сосредоточена была борьба за национальное освобождение, иконопись имела более философский характер, чем в Новгороде. В новгородских иконах 15 века сильнее сказывается любовь к яркому, занимательному повествованию. Вместе с тем в новгородской иконе ясно проглядывает воздействие народного творчества, фольклора. Вся новгородская иконопись отличается высоким и ровным совершенством выполнения, и этим объясняется ее давняя заслуженная слава. Прелесть новгородской иконописи в том бодром, эпическом духе, каким проникнуты ее лучшие произведения.

Илья Пророк.

15 в.

Фигура вытягивается.

Георгий со змием.

Из деревни Манихино.

Самая краткая редакция. Сейчас датируют 15 в., раньше – 14.

1338 г. – артель Исайи Гречина

1341 г. – иконы праздников для Софийского собора. Написаны в такой стилистике, что нет сомнений, что это работа греческого мастера.

Икона праздника входа в Иерусалим

Преображение.

Византизирующее влияние усиливается.

Рождество Христово.

1 пол. 15 в.

Нет ярких, открытых красок.

Весь колорит обладает особого рода единством, которое придается белильными оттенками.

Праздничные иконы из Успения в Волотове.

Воскрешение Лазаря.

Яркий новгородский образец иконописания, представлен локальными яркими красками.

Цветовые градации, невиданные ранее, в одеждах Христа и др.

Теплые охристые краски – основной цветовой фон.

Работа, скорее всего, мастеров епископской артели.

Преображение.

Четкая симметрия верха.

Новгородские таблетки.

Для того, чтобы положить аналойный стол в определенный день.

Работа архиепископских мастеров.

Чудо в Хонех

Изящная фигура в сложном, но не экспрессивном повороте.

Деисус (или Молящиеся новгородцы)

1467 г., исполнена по заказу какого-то богатого боярина, Антипа Кузьмина.

2 яруса.

В верхнем – семифигурный Деисус, во втором – предстоящие Христу молящиеся умершие члены семьи новгородского боярина: женщина и двое детей, мужчины разных возрастов в характерных древнерусских костюмах.

Битва новгородцев с суздальцами/Чудо от иконы Знамение

Изображена победа новгородцев над суздальцами в 1169 году.

В верхнем ярусе – перенесение иконы Знамение из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону в кремль. В среднем – парламентеры от суздальцев едут едут встретиться для переговоров с новгородцами, выехавшими из городских ворот, но суздальцы коварно посылают стрелы, некоторые из них попадают в икону; тогда Богоматерь насылает на суздальцев слепоту и они начинают убивать друг друга. Новгородцы выходят в бой и одерживают победу, что изображено уже в нижнем ярусе. Новгородский мастер, как и древние летописцы, с невозмутимым спокойствием характеризует как защитников, так и и врагов Новгорода: он полон непоколебимой уверенности в конечном торжестве спрведливости; он тонко подмечает и передает красоту и ритм в торжественном шествии и в бурной военной сцене. Композиция новгородской иконы определяется простым нанизыванием сходных силуэтов, их зеркально точным соответствием. По сравнению с московскими иконами в новгородских иконах краски теплее и ярче: вместо голубца преобладает киноварь; линии более резкие, нередко прямые; более жестки световые контрасты.

Та же икона из ГТГ – больше следов общерусской живописи.

Псковская школа живописи.

Псковская иконописная школа стабилизировалась ко второй половине 14 столетия и достигла расцвета в 15 веке. Псковские иконы отличаются от новгородских трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиционного и иконографического решений, повышенной эмоциональностью, сочностью письма. В псковских иконах фигуры более тяжелы и неподвижны, чем в новгородских, а в гамме преобладает темно-зеленый, красно-коричневый, белый цвет. Письмо выполнено широкими, размашистыми мазками, контурная линия отсутствует.

Илья Пророк в пустыне.

2 половина 13 в.

Киноварь другого цвета, не как в Новгороде.

Живопись высокого качества

Поясное изображение мученицы.

1 пол. 14 в., псковский музей.

Преобладание темно-зеленого.

Киноварный чепец – киноварь тоже не похожа на новгородскую.

Фон желтый цвет – аурипигмент, замена золотого фона.

Борис и Глеб

Около 1340 г., ГТГ.

Значимо использование оранжевых и киноварных оттенков.

Кончик носа в псковской школе акцентируется белильным пятнышком.

Жемчужная обнизь в одеждах.

Вторая половина 14 века представлена в псковской иконописи произведениями, в которых школа предстает сформировавшейся.

Три иконы из храма Варвары.

80-90е гг. 14 в.

Стилистически очень близки, что позволяет говорить о «Варваринском мастере».

Собор Богоматери.

ГТГ

Изображение на сюжет песнопения.

Темные горы, плоские вершинки называются лесчатками.

Своеобразный киноварный трон.

Деисус.

Новгородский музей.

Дополнен фигурами Варвары, Параскевы.

Избранные святые – Варвара, Параскева, Ульяна.

Именно эти иконы знаменуют сложение псковского иконописания во 2 пол. 14 века.

Избранные святые – Параскева, Никола, Иоанн Златоуст, Василий Великий.

Лик Иоанна Златоуста – псковские глазницы, темные зрачки. Темные треугольники под глазами. По-псковски написан нос.

Дмитрий Солунский

ГРМ, 2 пол. 15 в.

Рождество Христово

16 в.

Много внимания уделяется ассисту – золотой разделке одежд.

Фигурка пастушка – изящная.

Чудо Георгия о Змие.

Вначале датировалась 14 в., теперь – ближе к 16 в.

Черный конь.

Причины различия между Новгородом и Псковом:

- Псковские иконописцы пользовались местными красками.

- Псков – пограничный город, жизнь в постоянных военных деяниях. Горожане должны были чувствовать и складываться по-особенному.

- исихазм в это время (2 пол. 13 – 1 пол. 14 вв.) был в высшей степени сильным и во многих отношениях определяющим духовные отношения. Живопись по общему характеру образов, в которых явлен дух «умного делания», похожа на Феофана.

Раннемосковская иконопись.

Владимиро-суздальская культура была истоком московского иконописания.

Раннемосковских произведений мало.

Борис и Глеб в житии.

Середина 14 в., ГТГ.

Из Коломны.

Плоскостная, линейная, графичная трактовка формы.лица скорее задумчивы, чем скорбны, в них много мягкости, доброжелательства и одновременно стойкости и мужественности.

Слово в слово переданы все эпизоды, о которых говорится в тексте жития: миниатюры образуют как бы изобразительные письмена, но самый трагизм гибели невинных героев слабо выражен.

Плавь – создает эффект вибрации, отдаленно напоминает итальянское сфуматто.

Собор архангелов Михаила и Гавриила.

Конец 13 в., из Михайло-Архангельского собора в Устюге.

Архангелы держат в руках икону Христа – торжество иконопочитания.

На синем фоне, с нарочитым использованием синих цветов.

Спас Ярое Око

Либо византийский, либо русский по византийской традиции

Ангел из троицы

Икона 14 в., записа

Ангел из троицы

Икона 14 в., записана в 17 в.

Богоматерь

2 пол. 14 в.

Во второй половине 14 – нач. 15 века работает Феофан Грек.

Сохранились его иконы, которые принадлежат московскому периоду творчества. Практически все находятся в Москве.

Донская Богоматерь

Конец 14 века, ГТГ.

Тип – богоматерь Умиление.

Ассист исполнен темпераментно, эффектно.

Звучная живопись насыщенных, сдержанных тонов, построенная на контрастах красного, синего, зеленого, белого, по-феофановски смелое использование бликов для подчеркивания экспрессии, приемы моделировки ликов и рисунок губ и глаз, усиление драматического начала в сюжете, достигаемое определенными композиционными акцентами, которыми иконописец не боится нарушать привычные иконографические схемы, - все это говорит в пользу авторства великого грека.

На обороте – Успение.

Тоже приписывается Феофану.

Свеча у ложа усопшей Богоматери, скорбные лица апостолов, колорит, построенный на контрастах темного и светлого, подчеркивают трагическое напряжение происходящего. Такую смелость в трактовке мог себе позволить очень большой художник, выдающаяся творческая индивидуальность.

Около 1403 г. – собор в Переяславле-Залесском.

Преображение

ГТГ

Из Переяславля.

Апостолы Петр и Павел (в Успенском соборе)

Широкая манера письма. Образы, исполненные необыкновенной духовной чистоты.