logo
госы

Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)

начало 16 века – Дионисиевская окраска искусства (после Дионисия) – образ утонченной духовности, аристократизма, возвышенности. (икона Апокалипсис – мастерская Дионисия.) угасает к середине 16 века.

в сер. 16 в. иконопись приобретает общерусский характер. Специфические особенности регионов сглаживаются, сливаются в общую стилистику (становление единого российского государства во главе с Москвой).

литературная основа живописи – сюжеты в основном берутся из житий святых, ветхозаветных притч, псалмов, сочинений Отцов Церкви. повествовательность, детализация, многофигурность, символика (иконы: Шестоднев, Видение Лествицы, Притча о слепце и хромце, Видение монаха Евлогия (ангелы радают дары монахам после всенощного бдения), Видение пономаря Тарасия (он отводит молитвой грозу от Хутынского монастыря), Церковь Воинствующая, Премудрость Создателей Дома Божьего и тд.) много пишут по указу Ивана Грозного после пожара 1547 г для Москвы. низкий уровень работ, вопросы иконописания обсуждаются на церковных соборах.

конец 16 – начало 17 – формируется Строгановская школа живописи.

вотчина Строгановых в Сибири и Предуралье

создатели икон – мастера г. Сольвычегодска – писали иконы по заказу Строгановых. особая стилистика: небольшой размер (подобие миниатюры), дробное, детализированное письмо, линейность, плотные ярке краски эмалевидного характера. часто – драгоценные оклады. “мелочное письмо”. на обороте – подпись автора и надпись о принадлежности иконы Строгановым.

часто изображаются покровители семьи Строгановых, их соименные святые.

по заказу Строгановых в этой же стилистике писали для них в Москве (Прокопий Чирин, семья Савиных и тд)

строгановское письмо оказало большое влияние на живопись того времени, в особенности на ДПИ (Палех, Мстера)

хронология: сама школа – рубеж 16-17 вв, стилистика – конец 16 – 1 пол 17 в.

1. Никита-Воин. 1593. богатая орнаментика, утонченные пропорции.

2. Никита-Воин, Григорий Богослов, св. Марфа, св. Евпраксия.

3. Дмитрий Солунский и царевича Дмитрий Угличский. детализация, орнаментальность, закрашенные цветовые плоскости, без нюансировки

4. царевич Дмитрий и князь Роман Угличские. богатая отделка золотом

5. чудо Федора Тирона

6. История Ионы.

7. Чудо Георгия о Змие

вне билета:

парсуна (с конца 16 в) – 1й светский жанр в отеч. живописи. не вырастает из иконописи, а является реакцией верхов на тотальное обмирщение живописи – она служит светским целям. Но приемы, техника – иконописные.

1. князь Скопин-Шуйский.

2. Алексей Михайлович

3. Федор Иванович. (картуши с текстом)

4. Никон (горки – иконописный фон)

5. Лев Кириллович Нарышкин

2 пол 17 в. подписные иконы!

Симон Ушаков (1626-1686) – обновление иконописи. работал в Оружейной Палате (как Академия Художеств) вместе с Иосифом Владимировым. пишут трактат о живописи – против сторонников традиционной “темноватой” иконописи (древние иконы – с потемневшей олифой – думали, что та они и выглядели первоначально). за красочность, световидность, следование западным традициям. появление зеркала – более реалистичная живопись. активно осуждается вопрос об итальянской живописи.

1. Благовещение с акафистом. телесность, декоративность, богатый архит. фон

2. похвала Владимирской иконе Богоматери. медальоны с гос. и церк. деятелями. митрополит Петр и Иван Калита “насаждают” древо государства Российского. Владим. Богоматерь – покровительница Москвы.

3. Троица. (ГРМ) 1671. материальность, подробность. лица, а не лики.

4. Спас Нерукотворный

Кирилл Иванов

1. Троица. домики на европ. манер

2. Седьмой Вселенский Собор.

Федор Зубов.

1. Св. Николай

Симон Спиридонов Холмогорец

1. Иоанн Предтеча с житием. природа – в духе треченто. миниатюрность в письме, орнаментальность

2. Спас на троне

3. митрополит Алексий