Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
начало 16 века – Дионисиевская окраска искусства (после Дионисия) – образ утонченной духовности, аристократизма, возвышенности. (икона Апокалипсис – мастерская Дионисия.) угасает к середине 16 века.
в сер. 16 в. иконопись приобретает общерусский характер. Специфические особенности регионов сглаживаются, сливаются в общую стилистику (становление единого российского государства во главе с Москвой).
литературная основа живописи – сюжеты в основном берутся из житий святых, ветхозаветных притч, псалмов, сочинений Отцов Церкви. повествовательность, детализация, многофигурность, символика (иконы: Шестоднев, Видение Лествицы, Притча о слепце и хромце, Видение монаха Евлогия (ангелы радают дары монахам после всенощного бдения), Видение пономаря Тарасия (он отводит молитвой грозу от Хутынского монастыря), Церковь Воинствующая, Премудрость Создателей Дома Божьего и тд.) много пишут по указу Ивана Грозного после пожара 1547 г для Москвы. низкий уровень работ, вопросы иконописания обсуждаются на церковных соборах.
конец 16 – начало 17 – формируется Строгановская школа живописи.
вотчина Строгановых в Сибири и Предуралье
создатели икон – мастера г. Сольвычегодска – писали иконы по заказу Строгановых. особая стилистика: небольшой размер (подобие миниатюры), дробное, детализированное письмо, линейность, плотные ярке краски эмалевидного характера. часто – драгоценные оклады. “мелочное письмо”. на обороте – подпись автора и надпись о принадлежности иконы Строгановым.
часто изображаются покровители семьи Строгановых, их соименные святые.
по заказу Строгановых в этой же стилистике писали для них в Москве (Прокопий Чирин, семья Савиных и тд)
строгановское письмо оказало большое влияние на живопись того времени, в особенности на ДПИ (Палех, Мстера)
хронология: сама школа – рубеж 16-17 вв, стилистика – конец 16 – 1 пол 17 в.
1. Никита-Воин. 1593. богатая орнаментика, утонченные пропорции.
2. Никита-Воин, Григорий Богослов, св. Марфа, св. Евпраксия.
3. Дмитрий Солунский и царевича Дмитрий Угличский. детализация, орнаментальность, закрашенные цветовые плоскости, без нюансировки
4. царевич Дмитрий и князь Роман Угличские. богатая отделка золотом
5. чудо Федора Тирона
6. История Ионы.
7. Чудо Георгия о Змие
вне билета:
парсуна (с конца 16 в) – 1й светский жанр в отеч. живописи. не вырастает из иконописи, а является реакцией верхов на тотальное обмирщение живописи – она служит светским целям. Но приемы, техника – иконописные.
1. князь Скопин-Шуйский.
2. Алексей Михайлович
3. Федор Иванович. (картуши с текстом)
4. Никон (горки – иконописный фон)
5. Лев Кириллович Нарышкин
2 пол 17 в. подписные иконы!
Симон Ушаков (1626-1686) – обновление иконописи. работал в Оружейной Палате (как Академия Художеств) вместе с Иосифом Владимировым. пишут трактат о живописи – против сторонников традиционной “темноватой” иконописи (древние иконы – с потемневшей олифой – думали, что та они и выглядели первоначально). за красочность, световидность, следование западным традициям. появление зеркала – более реалистичная живопись. активно осуждается вопрос об итальянской живописи.
1. Благовещение с акафистом. телесность, декоративность, богатый архит. фон
2. похвала Владимирской иконе Богоматери. медальоны с гос. и церк. деятелями. митрополит Петр и Иван Калита “насаждают” древо государства Российского. Владим. Богоматерь – покровительница Москвы.
3. Троица. (ГРМ) 1671. материальность, подробность. лица, а не лики.
4. Спас Нерукотворный
Кирилл Иванов
1. Троица. домики на европ. манер
2. Седьмой Вселенский Собор.
Федор Зубов.
1. Св. Николай
Симон Спиридонов Холмогорец
1. Иоанн Предтеча с житием. природа – в духе треченто. миниатюрность в письме, орнаментальность
2. Спас на троне
3. митрополит Алексий
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.