Французское искусство XVII в. Пуссен.
Историография (общие работы по XVII веку)
1. Всеобщая история искусства. Т.4 М., 1963
2. Алпатов М.В. Этюды по Западному Европейскому искусству. М., 1963
3. Бенуа А. История живописи
4. Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве 17 века. М., 1937
5. Мастера искусства об искусстве. Т.4. М., 1967
6. Кристеллер П. История европейской гравюры 15018 в. М., 1939
7. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство. М., 1974
8. Звездина Ю.Н. Проблематика в мире старинного натюрморта М., 1987
9. Даниэль С. Картины классической эпохи. Проблема композиции. М.
10. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись 17 в. Тематические принципы. М., 1989 (дает анализ картин)
Литература по Франции XVII века. Только с XX в.
1. Макс Фридлендер (представитель знаточества, Об искусстве и знаточестве, 1942)
2. Э. Панофский (О Пуссене).
3. Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции 17 века. М., 1969
4. Лившиц Н.А. Французское искусство 15-18 в. Л., 1967. При характеристике искусства 17 в. не рассматривает второстепенных мастеров. Выделяет три направления: придворное искусство, демократическое и классицизм. Упоминает Симона Вуэ, Жака Калло, Латура.
5. Золотов Ю.К. Жорж де Латур. М., 1979. Приводит подробные исторические справки связанные с жизнью художника. Выделяет следующие сюжеты Латура – изображения детей и религиозные сюжеты.
6. Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988.
7. Гликман А.С. Пуссен. М., 1964.
8. Гликман А.С. Жак Калло. Л., 1969
9. Лазарев В.Н. Братья Ленен. М., 1936 – уделяет внимание не только Луи Ленену, но и другим братьям.
10. Немилова Н.С. Жорж де Латур. 1959
11. Даниэль С. «Клод Лоррен и классическая пейзажная традиция», «Картины классической эпохи. Проблемы композиции».
Во Франции – абсолютная монархия (больше нигде). Постоянная борьба монархии за оправдание своего божественного происхождения. Ис-во носит исключительно придворный характер. Центр – Париж, все худ-ки принадлежат двору. Пуссен – создатель классицизма. Французская монархия показывала, что жизнь хороша, царит порядок, а рационализатор – Людовик. Наделение монархов божественными чертами. Отрицание барокко (тональный колорит, светотень), следовательно – локальный колорит, плотные, яркие краски. Нет натюрмортов, бытовых жанров.
Первый придворный живописец – Симон Вуэ (1590-1649) – много путешествовал. В Риме (1612-27 гг.) достиг призвания, писал картины для католических дворцов и для собора св. Петра. В 1624 году в Риме он написал для капеллы в церкви Сан Лоренца ин Лючина две картины из жизни Св. Франциска. Активно работал с моделями, прорабатывал позы, жесты, 1е работы монохромны. «Тайная вечеря» (увлечение театром), «Аллегория мира», «Аллегория богатства» (30е гг., Лувр). В Риме так же на него оказало влияние болонская школа, в частности Гвидо Рени. В 1624 году Вуэ вернулся во Францию, получил звание «придворного живописца короля». Он писал картины, создавал картоны для шпалер, рисунки для королевских мануфактур. Основал школу, ученики - Шарль Лебрен, Пьер Миньяр. Почти все его фресковые росписи и большая часть монументальных серий картин погибли. «Св. Карл Борромей», «Принесение во храм», «Геркулес среди богов Олимпа» (Эрмитаж), портрет Анны Австрийской в образе Минервы. Волантэн де Булонь. В выборе сюжета – много от Караваджо. «Игроки в карты». Широкая, пастозная манера. Эскизная манера изображения. Театральные, гротескные костюмы. «Коцерт», «Возрасты человека», «Суд Соломона». Представители крестьянского жанра – Антуан, Луи и Матье Ленен – уроженцы северной Франции. Старший – Антуан (окол. 1588-1648) в 1624 году открыл в Париже мастерскую, в которой работал вместе с братьями Луи (1593-1648) и Матье. Луи рисует чел. фигуры, Матье – архитектурные фоны, Антуан – пейзаж. В 1648 году старшие братья были приняты в Королевскую академию живописи и скульптуры. Но вскоре умер Луи, вслед за ним и Антуан, Матье пережил их на 30 лет. Любят делить композиции на несколько групп. Кулисность. Луи писал по большой части картины небольшого размера, камерного характера, в сдержанном, спокойном тоне, при рассеянном дневном свете, в мягкой, светлой красочной гамме. Он изображал крестьян в минуты отдыха - в поле, пере домом. У Луи совершенно отсутствует повествовательность, драматизм. Обобщенная трактовка лиц, обликов персонажей. Всегда легко найти центр. «Крестьяне на пороге хижины» (30-40е), Матье – «Сцена из крестьянской жизни», Луи – «Посещение бабушки», «Семья прядильщицы» (образ девочки сзади – влияние Латура). «Отдых всадников», «Семейство молочницы» (Эрмитаж). Антуан Ленен – «Церковная процессия», «Фамильный портрет», «Групповой портрет в интерьере». Матье – «Крестьянин в интерьере» (Эрмитаж).
Жак Калло (1593-1635) – уроженец Лотарингии, родился в Нанси, но с 15 лет жил и обучался гравированию в Италии. Для произведений раннего периода (1617-1621) характерны усложненность пространственного построения (эффектные сопоставления планов, резкие контрасты масштабов) – серии «Balli», «Capricci», «Лотарингское дворянство» и др. В 1621 году он возращается в Нанси. Становится придворным мастером лотарингского герцога. Калло изобразил на своих листах в этот период герцогскую резиденцию в Нанси, турнир и народные гуляния, охоту, нищих, цыган; он создает серию на религиозный сюжет («Страсти»), бытовые и батальные сцены. В начале 1629 г. Калло приезжает в Париж. Офорты Калло «Виды Парижа». Серия гравюр «Бедствия войны» (в 1632). 1631 год - «Мученичество Св. Себостьяна»; 1635 год - «Искушение Св. Антония». Жорж де Латур (1593-1652). Родился в городе Вик - сюр – Сей. В начале 1610 г. совершил поездку в Италию. Вернулся во Францию, вскоре завоевал признание, работал по заказам аристократии, лотарингского герцога и французского короля. Заказанные Людовиком картины Евангельского цикла не приняты, так как использовано все, что нельзя – светотень, из-я бедняков. Монументальность форм, картины его по большей части больших размеров, с крупными фигурами на первом плане. Живопись Латура сдержана по колориту, но цвет играет важную роль. Преобладает – зеленый, темно-серый – общая гамма холодная. Резкий контраст светотени. Любит строить композицию на сопоставлении силуэтов, прорабатывал контуры, обводя их яркими полосками света. Караваджизм - решающее влияние на формирование стиля Латура. Две группы композиций – дневные («Гадалка», «Шулер»), ночные – в них свеча - как источник света. В его творчестве - два направления: жанровые сцены и картины на религиозные сюжеты. Картины на религиозные сюжеты – простые по композиции ( в них отсутствует действие и повествовательное начало), как правило, с небольшим количеством персонажей, написанные при искусственном освещении («Магдалина со светильником» 40-е г., Париж, Лувр). «Иосиф - плотник», «Воспитание Богоматери». Ввел моду на искусственный свет.
Николя Пуссен (1594-1665) – родился в маленьком городке Андели в Нормандии. В 1612 году покидает Андели, 1615 – Нормандию. В Париже знакомится с памятниками античной скульптуры и гравюрами. В 1624 году художник приезжает в Рим. 1й итальянский период. 2 автопортрета (1649, 1650). Он изучает болонских мастеров и древнеримскую пластику; не принимает Караваджо. 1й итальянский период – мифология, перед отъездом – библ.сюжеты, 2й итал-й период – пейзажи. Ранние работы лишены пестроты. Лица и тела копирует с античных работ. 1625 – «Аполлон и Дафна». Ринальдо и Армида (25-26 гг.). Вакханалия (28 г., Лувр). «Нарцисс и Эхо» (28 г., Лувр). Одно из лучших произведений на античную тему - «Царство Флоры» (1631, Дрезден) – театральный пафос, театр жестов, поз. Художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы». «Триумф Нептуна и Амфитриты» (34 г.), «Триумф Пана», «Аркадские пастухи» (Пастухи натыкаются на гробницу с надписью «И я в Аркадии». Лувр), «Танец человеческой жизни» (1638). Библейские композиции - «Битва израильтян с амарикитянами» (Эрм), «Снятие с креста» (к. 20х, Эрм). «Танкред и Эрминия» (30-31 г.) – по Тарквадо Тассо. «Чума в Азоте» и «Разрушение храма в Иерусалиме» (1637) – перегружены персонажами. 1636 – возвр. во Францию, к власти – Ришелье. 36-42 гг. – самый неудачный период, так как только по заказу короля- при дворе Людовика. В 1642 – умирает Ришелье, Пуссен возвращается в Италию – появляется пейзаж, библейские картины. «Св. семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем по пути в Египет». Пейзаж – 3 плана, принцип кулис, обобщенная природа, водный источник, высокая линия горизонта, руины. Часто с мифологическим сюжетом. «Пейзаж с Полифемом» (45-47 г., Эрм), «Пейзаж с Гераклом», «Пейзаж с апостолом Матфеем и ангелом» (43-44 г.), «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Цикл «Времена года» (60-64 г.) - пейзажи-сцены ветхозаветной истории - в это время у Пуссена проблемы в семье. Модусы Пуссена: Пуссен считал, что подражать надо всему что видишь (не только идеальному) – равноправие сюжетов. Цель живописи – наслаждение, но рациональное. Научиться можно только простейшим элементам, главное же дается от природы. Не писал портреты. Получая заказ, он думает, читает источник, создает эскизы. Потом делает восковые макеты. Никогда не пишет лицо с живых моделей. Большое значение придавал собственной точки зрения на заказ. Писал статьи, заметки об искусстве – «Письма Пуссена» (друзьям), «Заметки о живописи» (труд его биографов), заметки самого Пуссена. В письмах – о средствах выражения (перспектива). 12 замечаний о живописи. 3 тезиса – В ис-ве должны быть равноправны все сюжеты, Цель живописи – наслаждение, но развлекать поучая. Научиться всему этому можно читая свою историю. Автор теории модусов – в 1647 в письме к Шантену. Модусы: дорический (библ. композиции), фригийский (войны, баталии), лидийский (печальные), гиполидийский (божественная слава, рай), ионийский (вакханалии).
Гаспар Дюге. Умер в 1675 г. Жил в основном в Риме, копировал руины и развалины. Пейзажи схожи с Пуссеном (стаффажные фигуры). «Пейзаж со св. Августином», «Пейзаж с руинами», «Водопад в Тиволи», «Вид в Тиволи».
Клод Лоррен (1600-1682) был современником Пуссена. Настоящее имя Клод Желле. «Поэт солнца». Главным образом о жизни и деятельности Лоррена известно из сочинения одного из близких друзей – художника и гравера Иохима фон Зандрарта. Лоррен был третьим из пяти братьев, в 12 лет осиротел и переехал в Фрейбург к своему старшему брату, граверу по дереву, у которого освоил основу рисунка. По другим источникам Клод Желле родился в крестьянской семье, родители отдали его в обучение к кондитеру, затем юноша отправился в Рим. В Риме Лоррена принял к себе пейзажист Август Тасси. После знакомства с пейзажными работами Готфрилда Вельса, Лоррен переезжает в Неаполь, где жил этот художник. После двух лет вновь возвращается в Рим. К концу 20х к Лоррену приходит слава и богатство. В 1631 году он уже выполнял картины по заказу Людовика. Лоррен только однажды покинул Италию на время с 1625-1626 год. Почти в любом произведении Клода присутствуют изображения древних руин храмов и дворцов. Тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному освещению. Люди на первом плане играют роль стаффажа. Солнце никогда не пишет ярко очерченым, через дымку, линия горизонта понижена. Цикл «Гавани», «Времена суток» (8!). (В Эрмитаже - «Утро в гавани», «Полдень», «Полночь»). «Пейзаж с Аполлоном и Севиллой Кунской». Лучшие произведения – 60-70е. «Пейзаж с Товием и ангелом» (сер. 60х), «Борьба Иакова с ангелом». 8 серий офортов.
Постепенно в живописи классицизма сложился комплекс норм, которые художники должны были соблюдать неукоснительно. Нормы эти были основаны на живописных традициях Пуссена. Требовалось, чтобы сюжет картины содержал серьезную духовно-нравственную идею, способную благородно воздействовать на зрителя. Такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах. Основными художественными ценностями признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты. Композиция картины делилась на четкие планы. Во всем художнику необходимо было ориентироваться на античных мастеров.
Шарль Лебрен (1616-1690) – первый живописец короля и директор Академии (1й ее куратор) – был официальным главой французского искусства этой эпохи. Лебрен работал главным образом в области исторической живописи. Композиции Лебрена – это почти всегда некие живописные аллегории триумфа монархии и божественного величия короля (серия картин на тему «История Александра). Лебрен писал и множество портретов («Портрет канцлера Пьера Сегье»). Благодаря Лебрену была основана в 1648 году французская Королевская академии живописи и скульптуры, он много лет руководил Королевской мануфактурой гобеленов и мебели. Архитектор, перестроил Версаль.
Крупнейшем портретистом первой половины и середины 17 века был Филипп де Шампень (1602-1674). «Портрет кардинала Ришелье» – величественность. Он никогда не приукрашивает модель, не льстит ей. В парадных портретах Шампеня характер человека сохраняет свое значение и первенствующую роль. Портреты аббата Сен Сирана, Антуана Вирте или Арно д,Андильи (1650). Реалистическая точность и объективность видения была присуща и «малым» мастерам французского портрета, современникам Шампеня – Р. Тасселю («Портрет Катерины де Монтолон»), Лорану Фошье, Роберу Нантейлю и др. Во второй половине 17 века портрет развивается главным образом в рамках придворного направления. В эпоху Людовика 14 процветал парадный портрет, в котором модель сознательно идеализировалась и подчеркивалась ее социальная принадлежность. Пьер Миньяр (1612-1695) писал преимущественно женские портреты. Модели художника всегда красивы, элегантны, нарядны и изящны (портреты Гортензии Манчини, «Портрет мадам де Монтеспан»). Миньян был также автором аллегорических, или мифологических портретов, где знатные особы изображались в виде Венеры, Дианы и т.п. «Портрет маркизы Сеньелей в виде Фетиды».Наиболее интересными мастерами портретной живописи этого времени были Николя Ларжильер (1656-1746) и Гиацинт Риго (1659-1743). Парадные портреты Ларжильера в полной мере следуют типу пышных риторических изображений. Таковы портреты Элизабет Богарне и Шарля Лебрена. Но у него есть парадные композиции иного плана, где модель показывалась в своей частной жизни («Портрет Людовика 14 и его семья», 1708). «Красавица из Страсбура». В отличие от Ларжильера, Гиацинт Риго был придворным портретистом, писавшим преимущественно членов королевской семьи и аристократии. В «Портрете Людовика 14» - концепция «большого», парадного стиля выражена с максимальной полнотой. Однако в искусстве Риго есть и другая линия – это портреты его друзей – писатель Фонтенель (1713) – непринужденная свободная поза, небрежно одетый. «Портрет матери» (1695).
Скульптура
Скульптор Франсуа Жирардон (1628-1715), обучался в Риме у Бернини, значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка совместно с Шарлем Лебреном и Андре Ленотром. Все его произведения соединяют в себе черты классицизма и барокко. В композиции «Аполлон и нимфы» (Версаль) барочные пластические принципы даны в классическом преломлении. Об этом говорит прямое воздействие эллинистической скульптуры (в типе лица, в моделировке обнаженного тела, в трактовке одежд), изолированность каждой фигуры, стремление к симметрии в их размещении. Для Версальского парка исполнил рельеф «Купающиеся нимфы» и группу «Похищение Прозерпины». В 1683 году для Вандомской площади в Париже Жирардон создал монументальную конную статую Людовика 14 (она погибла во время Великой Французской революции 1789-1799), образцом для которой послужила древнеримская статуя императора Марка Аврелия. Антуан Куазевокс (1640-1720), много работал в Версале, оформляя зал Войны и Зеркальную галерею. В большом рельефе для зала Войны «Переход Людовика 14 через Рейн» мастер сделал фигуру короля более выпуклой, в то время как другие герои почти не выделяются из плоскости. В скульптурных портрета Куазевокс точен и очень психологичен – «Портрет принца Конде». Пьер Пюже (1620-1694) в 16 лет уехал в Италию, где в течение 4 лет обучался живописи в мастерской Пьетро да Кортона. Большое значение для творчества Пюже имело знакомство с произведениями Бернини. Самая знаменитая работа – «Милон Кротонский». «Александр Македонский и Диоген».
1я половина 17 в. – стиль Людовика XIII, 2я половина – стиль Людовика XIV. Характерная деталь для Франции – «порт фенетр» - среднее между окном и дверью + балкон по колено. Мелкая расстекловка, двухцветность, пышность. Площадь Вогезов в Париже в центре (большой зеленый двор без проездов) – двуцветные корпуса, крытые галереи внизу. Жак Лемерсье́ (1585 г. - 1654 г.) - Церковь Сорбонны в Париже, 1635-54 гг. Люксембургский дворец в Париже – архитектор Саломон де Брос, построен для Марии Медичи, парк с коллекцией скульптур, к. 16 - нач. 17 в. В сер. 17 в. – переходный памятник от Людовика XIII к эпохе Людовика XIV – ансамбль Во-Ле-Виконт, усадьба Николя Фуке (министр финансов) - архитектор Луи Лево, ландшафтный архитектор Андре Ленотр и художник по интерьерам Шарль Лебрен. Франсуа Мансар (1598 —1666) – начинал как помощник Саломона де Броса. Дворец в Мезоне под Парижем. Церковь Валь-де-Грас. В 1646 г. от услуг Мансара отказались, и храм достраивал в соответствии с его планами «первый архитектор короля», Жак Лемерсье.
Стиль Людовика XIV – «гранд манье», особенность – соединение классицизма и барокко. Рельеф фасада, пышность формы. Версальский дворец - парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале. С 1661 Людовик XIV начал расширять дворец. Строительство дворца вели Луи Лево и Мансар, архитекторы Андре Ленотр (парк) и Шарль Лебрен (интерьеры) обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), в конце которой – 2 симметричных зала – зал войны и мира. Изобилие декора. Придворная церковь (часовня) – Франсуа Мансар. Парадная лестница Большого Версальского дворца не сохранилась (Луи Лево). Спальня короля Людовика XIV. В экстерьере – классицизм, интерьер – барокко. Парковая колоннада – Франсуа Мансар. Главный фонтан – колесница Аполлона. Акварели Бенуа – виды Версаля в XIX веке.
1671- королевская Академия архитектуры. Директор – Франсуа Бландель. Лувр. Автор официального проекта Лувра – медик Клод Перро. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Жак Лемерсье - павильон с часами Луврского дворца.
Добавить несколько памятников архитектуры - пару церквей, Мансаров, триаду - Лебрен-Ленотр-Лево. Пару слов о системе Версаля. Выделить, кто работал для Луи 13, 14го Ришелье. Влияние Рубенса и итальянцев на фр.искусство
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.