logo
госы

Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.

Историография: Верещагина А. Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала ХХ века. Л., 1973. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII в. М., 1999. Лисовский В. Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л., 1982.

Первые попытки созданя школы нац. худ. кадров в нач. XVIII в. связаны с петровскими преобр-ми. Строит-во СПб требовало худож. средств: от приемов планировки города до украш. зданий ж-сью и ск-рой. Способных на это рус. мастеров было мало, их опыт не отвечал стремл. Петра созд. столицу «на европейский манир». Из Европы приезжают «архитекты», «палатных и персонных дел мастера», за границу отпр. рус. «пенсионеры». Но Петр понимал, что дело худ. образ-ния следовало по-новому наладить и в самой России, используя богатейшие традиции отечеств. иск-ва.

В петровское время появл. первые проекты созд. рус. худ. школы. Петр пишет в 1718 г.: «Сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет» (т. о. имя новому учрежд. нашел сам Петр). Академией иногда называли Рисовальную школу при СПб типографии, но она была мала и преследовала чисто утилитарные цели – готовить мастеров книжн. иллюстрации. «Цейх-директор» типографии Абрамов в 1719 г. планировал ее расширение, чтобы соотв. названию Академия. Но план не осуществлен.

Лишь незадолго перед смертью Петр подписал указ «о Академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». В составе Академии наук и стала сущ-ть высшая худ. школа. Однако и здесь худ. отделение продолжало выполнять чисто утилитарные ф-ции: иллюстр. научн. изданий, гравирование портретов, карт, планов. Более значит. роль в становл. худ. обр-я сыграла «Канцелярия от строений» с живописной и архитект. «командами» при ней. Время ее деятельности совпало с периодом становления и укрепления в рус. и-ве стиля барокко. В «командах» начин. худ-ки под наблюдением профессионалов накапливали богатый практич. опыт. Под влиянием живописн. команды, напр., сформ. талант Антропова и Вишнякова.

Однако практическая по преимуществу, прикладн. направленность подготовки, даваемой больш-ву худ-в в «командах», ограничивала возможности последних как учебного заведения. Т. о. создание самост. худ. школы, опирающейся на опр. методич. основания и обогащенной глубоко разработанной теорией, было еще актуально.

Взлет рус. барокко на руб. 50-60-х гг. XVIII в. сменился новыми веяниями. И-во классицизма стремилось к использованию в своих целях достижений науки. В цвете, свете, композиции, перспективе – всюду искали незыбл. законы. Академии искусств – эти детища классицизма – становились теми учрежд-ми, в кот. вырабатывалась стройная с-ма видения и худ. воспр. мира, свойственная новому стилю.

М. В. Ломоносов в сер. XVIII в. писал: «Россия [...] требует величеству и могущству своему пристойного и равномерного великолепия, какового ни откуду приобрести невозможно, как от почтенных художеств…».

Взглядам Ломоносова сочувствовал И. И. Шувалов. Именно он в 1757 г. «вошел в Сенат» с представлением об учреждении Академии художеств, в ответ на что 6 ноября последовал правит. указ об учреждении в СПб АХ. Шувалов сам возглавил АХ, кот. на первых порах, по уставу, считалась причисленной к Моск. универу.

В нач. 1758 г. из числа учеников гимназии при универе были отобраны и привезены в СПб 16 наиболее способн. юношей. Занимались под присмотром Дю Буле. В СПб набрано 20 академ. «рекрутов», в осн., из солдатских детей. Т. о. первыми учениками АХ стали А. Лосенко, Ф. Шубин, И. Ерменев, Ф. Рокотов, В. Баженов, И. Старов и др. звезды.

Первый выпуск (1762 г.) был подготовлен в осн. иностранцами (рисунок и ж-сь – Лоррен, Девельи, Лагрене, скульптура – Жиле, гравюра – Шмидт). Но постепенно стали появл. и рус. имена: Ломоносов – как мозаичист, гравер Е. Чемесов, «живописец исторический при шпалерной фабрике» М. Пучинов. Была учреждены должность директора (А. Константинов, затем А. Кокоринов).

Взошедшая в 1762 г. на престол Екатерина объявила весь шуваловский период деятельности Академии «партикулярным». Шувалов «уволен за границу без срока», на его место назначен И. И. Бецкой, взявшийся за реформирование АХ.

Для воспитания породы людей, «свободных от недостатков общества», в созданное при АХ Воспитательное училище стали набирать 5-6-летних детей, которых следовало полностью изолировать от внешнего мира.

4 ноября 1764 г. Екатерина II «даровала» реформированной АХ устав и «Привилегию» - это официальный день рождения АХ. 1 января 1765 г. утвержден Совет Академии, сост. из президента (Бецкой), 4 профессоров и конференц-секретаря. 28 июня 1765 г. сост. закладка главного здания АХ (Ж-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов), новаторского на фоне петербургской арх-ры 50-60-х гг. Главным в АХ эпохи классицизма был класс исторической живописи. Художник, посвятивший себя историч. ж-си д. б. иметь «то отменно превосходное ума просвещение и то отменное искусство, каковых от него требуют изображения высоких или важных деяний». Понятие «историческая ж-сь» трактовалось широко: это м. б. эпизоды из античной мифологии или Библии. Таковы первые исторические композиции конца 1750 – нач. 1760-х гг.: А. П. Лосенко «Товий с ангелом» (1759), «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (ГРМ), «Чудесный улов рыбы» (1762, ГРМ), М. И. Пучинов «Беседа Диогена с Александром Македонским» (1762), Г. И. Козлов «Апостол Петр отрекается от Христа» (1762) – все не очень высокого качества.

Т. о., создание своей национальной школы истор. ж-си было еще делом будущего. Именно в этом жанре должны будут найти свое воплощение передовые нарвственно-воспитательные идеи. При этом они, в сознании лучших идей эпохи, могли быть подтверждены, раскрыты на примерах своей отечественной истории. Так, например, Ломоносов разработал «Идеи для живописных картин из российской истории» (1764), кот. д. б. способств. большему распр. в рус иск-ве конкретно нац. тематики вместо религ. символики и аллегории барокко. Это были 25 сцен из рус. истории X-XVII вв. Большинство из них требовало массовых сцен. Не были претворены на практике. Тем не менее, с середины 1760-х гг. АХ постоянно задавала в качестве программы для получения академических званий и наград обучающимся «задачи… из российской истории». Почти все они, к сож., не сохр.

«Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ) Антона Павловича Лосенко – первое произведение из русской истории. 1) интерес к переживаниям героя (Владимир не святой, но человек) – постановка психологических задач. 2) стремление облагородить образ Владимира. Здесь налицо не изжитые еще в середине века традиции барокко, но есть и стремление к классической ясности, уравновешенности, рационалистичности. «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ) – последнее неоконч. произв. Лосенко. Пример «внедрения» классицист. принципов в рус. живопись: композиция строится наподобие многофигурной мизансцены классицистического спектакля. Действие развор. на фоне величеств. колоннады, участники сцены обр. кулисы, в центре – главн. персонажи, готовые пожертвовать личным счастьем во имя долга. Превалирует линейно-пластическое начало. Во 2 пол. 70-х – 80-е гг. в жанре истор. живописи работает П. И. Соколов, писавший в основном на сюжеты из античной мифологии («Меркурий и Аргус», 1776, ГРМ; «Дедал привязывает крылья Икару», 1777, ГТГ), и И. А. Акимов («Прометей, делающий статую по повелению Менервы», 1775; «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета», 1782). В этот период реакции после разгрома пугачевского восстания сюжеты из национальной истории потеснились и на первый план выступили сюжеты историко-религиозные и мифологические. Возникает множество пышных, льстивых, аллегорических, с мифологическими героями картин, прославляющих Екатерину: С. Торелли «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств».

Специальным указом 1795 г. была подтверждена ведущая роль исторической живописи: отныне руководителей всех классов подчинялись профессору класса исторической живописи.

Новый этап в развитии исторической живописи связан с Г. И. Угрюмовым, основной темой произведений кот. явл. борьба рус. народа: с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1796-1798, ГРМ»), с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», 1793, ГРМ), за безопасность своих границ («Взятие Казани», 1797-1799, ГРМ) и пр.