logo
госы

Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.

Ампир ( от франц. empire - империя) - стиль завершающий эволюцию классицизма. Первоначально складывается во Франции в недрах классицизма.

Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Декоративное решение стиля Ампир преобладает над конструктивным.

В России ампир нес те же архитектурные идеи, что и во Франции, но главной его целью было прославление победы России над Наполеоном.

На рубеже создания нового стиля — позднего классицизма, или ампира, стоит творчество еще одного архитектора — Тома де Томона. Построенное им здание Биржи на стрелке Васильевского острова знаменательно не столько само по себе, сколько как образец блестящего решения сложнейшей градостроительной задачи — архитектурного оформления стрелки Васильевского острова.

Григорьев и Жилярди построили в Москве большое количество частных усадеб — довольно однотипных желтых особняков с белыми колонными портиками, как правило, с четным числом колонн. Они не несут никакой реальной тяжести, кроме треугольника декоративного фронтона или небольшого балкона обращенных на улицу. В особняках использовались характерные для жилых построек ампира декоративные элементы, которые стали типовыми, и лепнину в стиле ампир сможет заказать себе любой хозяин, даже не обращаясь к знаменитым зодчим.

Самым выдающимся петербургским архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. В 1834 г. Росси построил еще одну необычную арку, соединившую два здания Сената и Синода на Сенатской площади. Правда, в этой постройке позднего ампира уже чувствуется некоторая казенность, сухость, повторение в который раз привычного мотива.

Стиль Ампир всегда ассоциировался с богатством и шиком высшего, дворянского сословия. Для воплощения архитектурных замыслов и интерьеров в стиле Ампир требовались самые дорогие и красивые материалы. Мебель делали из ценных пород дерева: ореха, красного дерева, карельской берёзы. Ножки мебели и деревянные элементы часто выполняли в виде лап птиц и животных. Помимо того, что мебель была очень изящна, она была очень практичной, это и раскладная мебель и кресла и диваны которые повторяли изгибы человеческого тела.

Петербургский ампир отличался истинно русским градостроительным размахом и ориентацией не на греческую, а на римскую классику. Созданный величественный ансамбль улиц и площадей Петербурга как нельзя лучше соответствует образу имперского, ампирного города. Московский ампир имел ряд особенностей, обусловленных прежде всего сложившейся градостроительной системой. Архитектурный облик Москвы отражал вкусы московской знати, привыкшей жить в городе как в поместье, поэтому здесь было много особняков. Пожар 1812 г. уничтожил более половины городской застройки, поэтому Москва оказалась относительно свободной площадкой для более радикального, чем было возможно прежде, внедрения в структуру исторического города принципов регулярного строительства. Согласно генеральному плану реконструкции возникают новые площади и магистрали, участкам городской застройки придается правильная конфигурация.

Московской архитектуре было свойственно уединенное существование здания при сохранении прямого фронта уличной застройки.

Этим продиктован особый тип композиции, примененный Жилярди при постройке дома П.М. Лунина (ныне — Музей искусств народов Востока) на Никитском бульваре. Зданию придается форма вытянутого прямоугольника, выходящего на линию улицы торцовым фасадом, благодаря чему основной его массив оказывается в глубине участка и тем самым отделен от улицы.

Еще одна специфическая особенность ампирных построек Москвы — смелая асимметрия композиции, живописность. Например, наличие разных фасадов у одного здания, как в усадьбе Усачевых, спроектированной Жилярди.