logo
госы

Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.

Историография:

Представление об искусстве Поволжья сложилось в 1930-50-е гг. Некоторые, например Успенский, не видели разницы в искусстве Ярославля и Костромы. Первым на это обратил внимание Чураков, кот., однако, не дал четкой характеристики различий. Большая роль в данном вопросе принадлежит Брюсовой, кот. выпустила несколько книг в 60-80- гг. «Русская живопись XVII в.», «Ипатьевский монастырь», «Фрески Ярославля XVII-нач. XVIII вв.».

В настоящее время ростовскими росписями занимается Никитина, у кот. есть монографии, посвященные церквям Ростовского кремля: Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на сенях. У Блажевской есть книга, посвященная ц. Богоявления в Ярославле. Бусева-Давыдова написала о ц. Ильи Пророка в Ярославле. Сукина о Троицком соб. Данилова мон.

На протяжении столетий «стенное письмо» явл. одной из ведущих областей древнерусского ИЗО. Не случайно, что и в XVII в. оно получает широкое развитие. Наиболее значительные художественные достижения принадлежат в это время мастерам стенописи волжских городов Ярославля и Костромы. Они часто работали вместе, хотя в их искусстве можно отметить некоторые существенные отличия, кот. позволяют говорить об особых художественных школах этих городов, но вместе с тем эти два направления как бы дополняют др. др.

Характерные черты:

• Живописцы изображают фигуры в движении, будто схваченном на лету, что оставляет впечатление полнейшей непринужденности письма и свободы художественного изображения. Наряду с этим весь живописно-изобразительный строй фресок выдержан в обобщенных и в достаточной степени условных формах, кот. принято называть «иконописным» стилем.

• Сцены располагаются рядами в несколько ярусов, причем наблюдается чрезвычайное разнообразие разных тематических циклов.

• В стенописях появляется явление, характерное для миниатюры и житийной иконы: последовательный рассказ о событиях, развернутые повествовательные циклы, в кот. одни и те же эпизоды повторяются с вариациями неоднократно.

• Наряду с каноническими сюжетами присутствуют и такие, кот. были введены стенописцами: русские сказания и легенды, интерес к событиям русской истории. Это не что иное, как зачатки исторической живописи. Круг интересов иконописцев чрезвычайно широк и охватывает все мировоззрение человека того времени. Прослеживается попытка дать свою оценку нравственно-этическим вопросам современности, но все это только с одобрения Церкви. Однако, наряду с этим, было широко распространено критическое отношение к официальной церкви (критика церковной обрядности и официального благочестия). Особенно часто такие сюжеты появляются на стенах папертей. Сюжеты черпаются из литературных сборников – Патериков, «Великого зерцала», «Цветника» - это сочинения нравоучительного содержания, решенные в духе новелл бытового характера. В ценах искушений нередко можно встретить картины легкомысленного содержания.

• В искусство широкой волной хлынули народные верования с дуалистическим представлением о мире, как арене борьбы добра и зла – это основной стержень, вокруг кот. вращается тематика росписей. Широкое распространение получает язык иносказаний и притч. Один из наиб. популярных сюжетов – притча о богаче и Лазаре.

• Художники также словно открывают красоту окружающего мира: в стенописи вводятся изображения лугов, , усеянные цветами, райские сады, сказочные терема, птицы и фантастические звери, красивая утварь и одежды людей.

• Широко используют иконописные подлинники и подлинники описательного характера.

Искусство городов Поволжья тесно связан с искусством Москвы, где после смуты в кон. 20-х гг. нач. широкая строительная деятельность. Московские иконописцы рассылались по разным городам, а иногда и иногородние художники привлекались для работ в Москве. Так закладываются основы общерусской художественной культуры XVII в. Русские иконописцы знакомятся с западными гравюрами, с перспективой, с анатомией. Особенно популярна была «Библия Пискатора» (альбом голландского гравера Фишера, кот. воспроизводил картины художников Возрождения и западноевропейских художников XVI-XVII вв.).

Ярославские росписи

Расцвет искусства фрески в Ярославле определяется бурным развитием города, кот. в XVII в вырос в один из крупнейших торговых и пром. центров. Начинается широкое строительство храмов, вследствие чего появляется целая прослойка населения из каменщиков, кирпичников и иконописцев.

Ярославские иконописцы постоянно работали по др. городам России и в Москве вместе с др. мастерами. Это была хор. школа. Наиболее значительные памятники были созданы в 70-90-е гг. XVII в. Этому также способствовал огромный пожар 1658, после кот. весь город из деревянного отстроили в камень. Почти каждые три года создавался нов. ансамбль стенописи.

Ярославские иконописцы не порывали с традициями сложившегося иконописного стиля, но неустанно искали нов. изобразительные средства:

• умело группировали фигуры

• широко применяли прием ритмического чередования и повторов характерных групп, поз, силуэтов

• пейзаж и архитектура уже рассматриваются не как фон, но как самостоятельные элементы изображения

• красочная палитра усложняется качественным различием цветов

Ярославские мастера: Севастьян Дмитриев, Лаврентий Севастьянов. Глава – Дмитрий Григорьев Плеханов. Он всегда строго придерживался традиций иконного письма. Ему принадлежит роспись Успенского соб. Троице-Сергиевой лавры и ц. Иоанна Предтечи в Ярославле (1695-95).

В 70-80-х гг. производится капитальная перестройка Ростовского кремля. Приглашаются именно ярославские и костромские мастера. Тем самым ростовские фрески принадлежат школе Поволжья и мы не можем выделить их в отдельную стилистическую группу.

Главное содержание ростовских храмов составляет развернутый цикл евангельской истории Христа – притчи, чудеса, страсти. Особенностью интерьера явл. сплошная восточная каменная стена, отделяющая алтарь от наоса, кот. расписывается как иконостас. В результате создается стилистическое единство.

Надвратная ц. Воскресения Ростовского кремля (ок. 1675). Авторы росписи неизвестны. Это самая классическая и самая прославленная роспись.

Храм бесстолпный, с папертью. Стенопись главного помещения посвящ. событиям из жизни Христа. На паперти располагаются библейские циклы – 1. сотворение мира и человека, история Адама, Ноя и Авраама; 2. Исход евреев из Египта и 3. Апокалипсис.

Большое значение придается синтезу живописи и архитектуры. Роспись крупных плоскостей стен подчинена общему композиционному замыслу. Все элементы картины подчинены плоскости стены, действие развивается в неглубоком пространстве. Большим разнообразием и тонким вкусом отличается орнаментальное убранство росписи.

По манере исполнения и по стилю им близки фрески ц. Иоанна Богослова (1683).

Ц. Спаса на Сенях (80-е гг.). Ее роспись исполнена Дмитрием Григорьевым. В алтарной части здесь представлены композиции, прославляющие БМ и иллюстрирующие ВЗ историю. Стенопись знаменита композицией «Страшный суд», кот. занимает всю зап. стену. Роспись церкви принципиально отлична от фресок Воскресенской ц. Ее расписывали художники консервативного направления, композиции строго уравновешены, движения фигур сдержанны и как бы направлены все вдоль стены. Колорит утрачивает звонкость.

В 70-е гг. в Ярославле появл. несколько памятников, близких ростовским:

Ц. Николы Мокрого (1672). Здесь главное место занимает житийный цикл Николы. Евангельский цикл размещен в виме. На сев. стене ряд композиций, посвященных чуду при взятии Ив. IV Нарвы. На зап. стене – Страшный суд, внизу – Вселенские соборы. На паперти изображены композиции на ВЗ сюжеты на темы Апокалипсиса и Символа веры.

Ц. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-95). В ее росписи слились традиции ярославской классики и нов. направление, получившее развитие в творчестве Федора Игнатьева.

Ни один памятник не содержит столь обширной программы росписей. В алтаре представлен цикл из 18 композиций на тему «Толкование литургии».

Характерна выразительность, ясность и чистота композиционного решения. В рассказ вводятся все нов. подробности и детали. В сводах помещена евангельская история. В верхнем ярусе – цикл жизни Иоанна Предтечи, кот. начинается с бегства Елизаветы с младенцем в горы. Несколько композиций со сценами проповеди Предтечи перемешиваются со сценами проповедей самого Христа: совершенно необычное, свободное отношение к иконографии. Далее следует рассказ о деяниях Предтечи при дворе Ирода, Усекновение и Обретение его главы. По легенде глава Предтечи была обретена во время пахоты, кот. и изображает художник. Трудно представить себе более поэтичное и изящное выражение легенды.

Композиция «Иерусалимские девы перед Суламифью» имеет прототип в Библии Пискатора.

Устанавливаются нов. соотношения м/у человеком и его окружением: размер фигур меньше, пейзажу и архитектуре уделяется значительно больше места.

В росписи паперти представлены ветхозаветные сюжеты: сцены жизни Адама и Евы, сцены из книги пророчеств Даниила (Поклонение золотому тельцу – это многолюдная бурная сцена), Давид и Вирсавия. Несколько композиций отведено житию Андрея Юродивого. История явления Толгской БМ епископу Трифону, где художники получили возможность показать сам Ярославль.

Вообще мы должны отметить увлечение новыми темами в росписях. Например в ц. Воскресения в г. Романове-Борисоглебске в галерее помещены сцены «Сказания о крещении Руси». (именно о женитьбе на греч. принцессе о его болезни). Из библейских сюжетов интересна композиция Строительство Вавилонской башни, Сусанна и старцы.

Росписи ц. Богоявления в Ярославле.

Костромские росписи

Для развития искусство Костромы большую роль сыграла ктиторская деятельность Годуновых в их фамильной вотчине – Ипатьевском монастыре. Затем монастырь пользовался особым покровительством Романовых в связи с избранием здесь на царство Михаила Федоровича.

В Костроме глубокие корни пустил раскол.

Руководитель костромских иконописцев – Гурий Никитин. Один из передовых художников эпохи. Под его руководством расписывается Троицкий соб. Данилова мон. в Переславле Залесском, ц. Ильи Пророка в Ярославле, Троицкий соб. Ипатьевского мон. в Костроме (1685), Спасо-Преображенский мон. в Суздале.

Костромичи расписали Успенский соб. Кирилло-Белозерского мон. (сам храм расписан ок. 1639, а паперть в 50-х гг XVI в.). Здесь следует обратить внимание на характерную иконографическую особенность – размещение на сводах композиций на тему песнопений. Паперть украшена сюжетами из Апокалипсиса. Представлена также характерная для костромичей композиция «Древо Иесеево». Здесь впервые появляется звучная красочная гамма, кот. в последующем станет преобладающей. Паперть расписана под руководством Василия Ильина.

В стенописях костромичей часто встречается изображение в паперти «Страшного суда». Например, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. (Работами руководил Василий Ильин). Здесь черти связывают веревкой группу монахов, царей и влекут их в преисподнюю. В адском пламени горит архиерей. Рудом расположена «Лествица», дополненная колоритными подробностями. Черти тащат монахов в ад по указу сатаны, восседающего со списком в руках. На первом плане демонстрируются всевозможные содомские грехи монашества: пьянство и блуд с нагими девицами и отроками. Во фреске найден впечатляющий и оригинальный образ группы монахов-заговорщиков, над которыми кружат вороны.

Сам собор расписывался под руководством Гурия Никитина. В куполе обычное для костромичей Отечество. Стены поделены на 4 яруса во избежание излишней дробности. Верхний ярус рассказывает легенду о ВЗ Троице, ниже – жизнь и деяния ИХ, в стенопись нижнего ряда включено неск. картин из «Песни Песней», прославляющих символический союз Христа и Церкви в виде двух возлюбленных. Художников привлекают изображения событий, кот. позволяют раскрыть сильные искренние чувства. Напр., в деяниях па. Павла представлено «Чудо в Троаде», где он воскрешает свалившегося со второго этажа мальчика. Также есть сцена «Смерть Анании и Сапфиры», кот. утаили часть пожертвования на храм и умерли.

Роспись Троицкого соб. Данилова мон. в Переславле Залесском (1662-68). Во главе стоял Гурий Никитин. Цикл с деяниями Троицы представлен в верхнем ярусе. Как развитие темы троичности в главном алтаре представлена Новозаветная Троица, что оч. необычно. Христологический цикл в средней части. В вост. своде – София Премудрость новгородского извода. В куполе – Вседержитель со сжатой по-новгородски десницей. Дьяконник посвящен Иоанну Предтечи. Мы видим, что костромичи предпочитают новгородскую сюжетику. Главное внимание уделено Апокалипсису, кот. занимает всю зап. стену, а также нижние части южной и сев. Это один из наиболее полных известных нам циклов. Апокалипсис широко использовался раскольниками для пропаганды своих идей – они говорили, что придет антихрист, намекая на Никона. Церковь нач. постепенно вводить в систему росписи храмов сцены из Апокалипсиса, пытаясь подтвердить его каноничность, однако Апокалипсис все равно остается орудием в борьбе раскольников. В Данилов мон. архимандритом был после раскаяния назначен Григорий Неронов. В эти годы как раз и производили роспись. В данном случае особый смысл приобретает предпочтение проновгородской тематики в противовес богородичному культу «московского православия».

Здесь проявляется особенность Гурия Никитина: в догматических композициях он строго следует образцам, но при изображении каких-либо событий сюжет всегда решается в духе импровизации.

Ц. Ильи Пророка в Ярославле (1680). Расписывали костромские мастера во главе с Гурием Никитиным.

Роспись располагается крупными широкими поясами в 4 яруса. Верхний ряд – сюжеты евангельской истории, следующий – деяния апостолов (нач. с Пятидесятницы). Третий - жизни и чудеса Илии (нач. с притчи Христа, кот. указывает на то, что в его отечестве нет пророка. Заканчивается Огненным восхождением), нижний посвящен жизни и чудесам его ученика – Елисея. Большая заслуга Гурия Никитина заключается в том, что он из всего многообразия эпизодов литературного рассказа выбирает именно те, кот. представляли возможность воплотить картины и образы глубокого содержания.

Характерны сложные движения, необычные ракурсы.

Широкую известность получила композиция «Жатва». Она навеяна гравюрой из Библии Пискатора. Прекрасно передана сцена оплакивания младенца. Затем мать едет к Елисею с просьбой воскресить сына.

Следует отметить большой интерес к пейзажу и архитектурным построениям, к интерьеру. Незабываемое впечатление оставляет колорит росписи с живописным сочетанием изумрудно-зеленых, золотисто-охряных, перламутрово-розовых цветов, пурпура и голубца.

Церковь огромная с галереями и несколькими пределами, кот. росписывались позже и др. мастерами (придел Покрова (1697) (посвящен Акафисту БМ) и Ризоположения (1715-1716)). В творчестве этих мастеров усиливается жанрово-реалистическое начало (сцены из жизни Адама и Евы). Меняется отношение к цвету: вместо локальных декоративных пятен с резкой графикой пробелов стали применять разбелку цвета, благ. чему фигуры приобретают материальность.

Различия м/у ярославскими и костромскими иконописцами:

Различия эти, прежде всего, глубинного порядка, они касаются системы содержания и построения художественной формы.

• В целом система росписей костромичей более независима от московской, чем стенопись ярославских иконописцев.

• костромичей интересуют сложные в богословском содержании композиции.

• различия в стиле:

ярославские мастера

- выработали твердые навыки традиционного иконописного мастерства в соответствии с указаниями и типами иконописных подлинников и стилем новгородской иконописи с иконной лепкой ликов

- позы фигур подвижны, динамичны

- особое пристрастие к декоративности

костромские мастера

- меньшие традиционалисты в отношении стиля

- декоративность как самоцель им чужда

- особое внимание проявляют к изображению характера человека, к поискам типа, наделенного внутренней характеристикой, выразительностью образа.