Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
Федор Степанович Рокотов (1735/36 – 1808)
Историография:
При жизни имел большую известность, о чем свидетельствуют упоминания современников. Поэт Н.Е. Струйский посвятил ему «Письмо к Академику Рокотову», в котором в восторженном виде отзывался о нем: «Рокотов!..достоин ты назван бытии по смерти сыном дщери Юпитеровой…».
Якоб Штелин в своем труде «Записки Якобы Штелина об изящных искусствах в России» писал, что художник был очень знаменит, поэтому не всегда сам мог справиться с заказами. Ему помогали ученики, мастер прописывал только головы.
Вскоре о портретисте стали забывать. Его смерть в 1808 году прошла незамеченной.
Для XIX века характерна оценка В.В. Стасова мастеров предшествующей эпохи. Ему они представлялись слабыми подражателями западным образцам, копиистами.
Значительные события – портретные выставки 1902 и 1905 года (Таврическая выставка). Деятелям «Мира искусства» пришлось заново открывать произведения портретиста.
1901-1902 – кн. А.Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке». Суждение о художнике двойственное. С одной стороны, «превосходный портретист», с другой – точен, сух и бесстрастен.
1910 – статья Н. Врангеля в «Старых годах», которая представляла собой главу из готовящейся монографии. Однако работа так не вышла в свет.
1911 – сообщение Ю. Шамурина в ж. «Старые годы». Уточнял дату смерти (1808 год).
1941 – А.В. Лебедев «Ф.С. Рокотов. Этюды для монографии». 6 этюдов, посвященных отдельным произведениям.
1959 – Н. Лапшина – единственная монография.
Во второй половине XX века выходили отдельные публикации (Р.Подольский, О. Чарновский, Т. Алексеева, А.Русакова, Н. Романычева, О.Евангулова, А.Карев и др.), но все ещё остается немало невыясненных вопросов.
Биография
О жизни Рокотова известно не так и много. До сих пор остается дискуссионным происхождение художника. По одной версии он принадлежал к крепостным князя Ф.И. Репнина, который дал вольную живописцу. По второй – внебрачный ребенок того же князя. Так или иначе, скорее всего, через Репниных стал знаком с И.И. Шуваловым, который будучи куратором Московского университета и АХ, и способствовал принятию Рокотова в Академию.
В 1760 году был принят в АХ. Учителя Л. Токке, П. Ротари и др. Его восхождению по лестнице признания способствовали дворцовые заказы.
1765 год – 29-летний Рокотов был удостоен звания академика, с чем связана программная картина, исполненная по гравюре Ф. Бартолоцци, «Венера, Амур и Сатир» (ГРМ) – единственное сюжетное произведение мастера. Через некоторое время художник оставил службу в АХ и уехал в Москву, где прожил до конца жизни. Своей семьи у него не было, самыми близкими родственниками и наследниками являлись племянники. Умер в 1808. Погребен в Ново-Спасском монастыре. Могилу сейчас уже не найти.
Творчество
Обычно творчество художника делят на два периода:
- петербургский (до середины 60-х гг.)
- московский – основной период творчества. Может быть назван художником московской школы. (Как Левицкий или Боровиковский – петербургской).
Петербургский период.
Самая ранняя подписная и датированная работа, которая нам известна, – ”Портрет молодого человека в гвардейском мундире” (1757. ГТГ). Одни исследователи (Грабарь, Анисимов, Лапшина) склонны считать его автопортретом. Однако Лебедев утверждал, что на нем изображен известный гравер Чемесов. В этой раннем произведении еще весьма трудно предугадать будущие знаменитые рокотовские портреты, которые принесут художнику славу. Работа небогата колоритом и скована в рисунке.
В 1760 г. ”по словесному приказанию” И.И.Шувалова Ф.С. Рокотов был принят в Академию художеств. О тесных связях с куратором Академии и крупнейшим покровителем русского просвещения И.И. Шуваловым свидетельствует работа Ф.С. Рокотова ”Кабинет И.И. Шувалова”, известная по копии его ученика А. Зяблова (1779. ГИМ). Это первое русское произведение интерьерного жанра. Но Рокотов был портретистом, а в Академии приоритет отдавался ”исторической живописи”.
Признание приходит к художнику на поприще парадных и так называемых полупарадных портретов – репрезентативных и представительных изображений. Ф.С. Рокотов, как и другие художники второй половины ХVIII века, еще пристально-внимателен к общественному положению модели, он в точности живописует мундир, регалии, ордена и прочее. Портреты этих лет еще связаны тесной связью с искусством рококо середины века: вписанность фигур в овал при сохранении прямоугольной формы самого холста, легкие наклоны голов, едва намеченные улыбки. Однако уже на раннем, петербургском этапе в его творчестве проявилось отношение к модели, характеризующееся интересом к личным качествам человека, он создает образы, которые отличаются максимальной натурной конкретностью.
Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Рокотов пишет ”Портрет великого князя Павла Петровича в детстве” (1761. ГРМ) и ”Портрет Петра III” (1762). Одновременно с А.П. Антроповым Петра III, уже в качестве российского императора, был приглашен писать и Ф.С. Рокотов. В апреле 1762 г. император дал ему сеанс. Писался наспех. Произведение осталось не востребованным при дворе.
Дальнейшие политические события в России способствовали признанию художника. С приходом на трон Екатерины II Ф.С. Рокотов был приближен ко двору. В 1763 г. он приглашается писать ”Парадный портрет императрицы” (1763. ГТГ) в связи с ее коронацией в первопрестольной Москве. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (старший брат, оставшийся в тени, существует в 2-х редакциях в ГТГ и РМ) и Григория Орлова.
К середине 1760-х годов A.C. Рокотов становится, как пишет Реймерс, высоко ценимым портретистом, и его произведения пользуются большим успехом. Он создает портретную галерею представителей самых родовитых семейств: Юсуповых, Куракиных, Бестужевых-Рюминых, Голенищевых-Кутузовых.
Московский этап:
Московский период н.1770-1790-е (камерный портрет). Между 1765 и 1767 годами он уезжает в Москву, где, по-видимому, и остается до конца жизни. С переездом в Москву заканчивается ранний период жизни и творчества Федора Рокотова. В своем родном городе художник всецело работает по частным заказам, хотя ему и пришлось выполнять отдельные поручения Академии художеств.
В Москве Ф.С. Рокотову предстоит проработать почти 40 лет, здесь он состоится как ”истинный Рокотов”, выработавший свою живописную манеру. Объективно он воплотит тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, ”душевном изяществе”. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». Складывается его камерный (и его разновидность – интимный (хрупкость, одухотворенность)) портрет.
В московский период Ф.С. Рокотов создал целые родовые галереи; таковы портреты семейных кланов Барятинских (”Портрет князя И. И. Барятинского” (н. 1780-х. ГТГ) , Воронцовых (не просто заказчики, но близкие ему люди – ”Портрет графа И.И. Воронцова” (к. 1760-х. ГРМ), ”Портрет графини П.А. Воронцовой” (н. 1790-х. ГРМ)) и Голицыных.
В 1772 году, видимо, в Москве Ф.С. Рокотов исполняет портреты своего близкого друга, пензенского помещика, поэта ”Николая Струйского” (1772. ГТГ) и его второй жены ”Александры Струйской” (1772. ГТГ), урожденной Озеровой. Легкая живописная дымка и темный фон, из которого выступают неясные очертания высокой пудреной прически, обтекающие плечи атлас стали отличительными особенностями манеры художника. Легкий мазок, прозрачные лессировки, делающие незаметными цветопереходы, широкая и изысканная колористическая гамма, основанная на тускло-зеленоватых, золотисто-коричневых, блекло-розовых и жемчужно-серых тонах - стали излюбленной палитрой живописца. Модели окутаны прозрачной дымкой, неким рокотовским сфумато.
Из московских произведений выделяется ”Портрет поэта-сатирика Майкова” (1775. ГТГ). Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. В овальном ”Портрете Сумарокова” (1777. ГИМ) - проникновение в трагическую судьбу драматурга последней поры его жизни. В 1760-1770-е гг. большинство рокотовских портретов писалось еще на прямоугольных холстах. Но портрет А.П. Сумарокова уже предвещает переход живописца на овальные холсты.
На рубеже 70-80-х годов открытость и прямота сменяются на непроницаемость и сдержанность переживаний. В этот период он испытал влияние классицизма – цвет становится локальным, ясность и строгость формы, противопост. светлого силуэта темному фону.
С 80-х годов можно говорить о рокотовском женском типе – горделиво посаженная голова, удлиненный разрез прищуренных глаз, полуулыбка. Творческий взлет живописца прочерчен целой вереницей прекрасных женских образов: ”Портрет Новосильцовой” (1780. ГТГ) – самая маленькая смолянка в год основания института, ”Портрет Кутайсовой” (н. 1780-х). ”Княгиня Орлова” (1779. ГТГ) - сословный вид, с орденом Екатерины. ”Портрет Суровцевой” (к. 1780-х гг. ГРМ) – уже более определенный образ женщины, красота внутренняя, а не внешняя. ”Портрет графини Санти” (1785. ГРМ) привлекателен своим колористическим строем, эффектным сочетанием зеленоватых, розовых и желтых тонов. Но глаза графини холодны и отчуждены, в них нет теплоты. Лицо старухи ”Ждановой” (1781. ГРМ) отмечено мудростью прожитых лет.
О последних двух десятилетиях жизни художника известно не так уж много. Исследователь рокотовского творчества Анисимов, предполагал, что зрение художника к старости стало сдавать, и ему приходилось близко придвигаться к полотну. Отсюда четко выписанные детали на поздних рокотовских работах, а также изменения в рисунке и цвете.
Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. С одной стороны, например, ”Портрет княгини Е.Д. Волконской”, ”Портрет неизвестного”, парный к ”Портрету неизвестной в белом чепце”, отличающиеся достаточно разработанным цветом и точностью в своих пластических решениях, но эмоционально приглушенные. С другой стороны, мягкие, нежные, по-рокотовски тонко проникнутые лиризмом изображения ”Портрет Воронцовой” и ”Портрет Писаревой”, колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Он ограничивается обобщенной характеристикой портретируемых.
Рококо в русской живописи.
Луи Каравакк привез с собой в Россию зарождающийся стиль рококо. Его детские портреты полны манерности, жеманства, игривости, позы. («Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны.1717. ГРМ; «Портрет Елизаветы в образе Флоры, 1710-х гг, ГРМ).
[Рокайльные черты можно найти в полотне Ивана Никитина - «Портрет С.Г. Строганова» (1726.ГРМ)]
Рококо было общеевропейским явлением, искусством преимущественно придворных кругов, в России имевшим очень узкий характер и коснувшимся в основном лишь Петербурга. В России рококо проявит себя наиболее полно в середине и особенно в первом десятилетии второй половины века – в творчестве раннего Рокотова, в «смольнянках» Левицкого, в скульптуре молодых Прокофьева и Шубина. Первым, кто чутко уловил черты нового стиля и сумел придать им национальную окраску, по мнению Т.В., был Вишняков. (Т.В. сравнивает Вишнякова с Ватто).
Говоря о Рокотове, стоит вспомнить два портрета петербургского периода – портрет великого князя Павла Петровича и портрет Евдокии Борисовны Юсуповой (ГРМ). Вписанность фигур в овал при сохранении прямоугольной формы самого холста, легкие наклоны голов, едва намеченные улыбки – во всем неуловимое ощущение чувственного рококо.
В «смолянках» Левицкого ещё А.Н. Бенуа видел всё своеобразие русского рокайля, который он сравнивал с фрагонаровским и с импрессионистическим.
мне кажется, проблема рококо связана с проблемой русского искусства XVIII в. в целом: начинается сближение с западноевропейской культурой, но в России западные стили как бы наслаиваются один на другой, поэтому они более эклектичны, к тому же, несут и древние национальные черты. русские "барокко" и "рококо" - условные термины, их нельзя отождествлять с западноевропейскими. виппер и власов, например, говорят об их схожести скорее с европейским маньеризмом XVI в. конечно, это все явственнее просматривается на примере архитектуры, но с живописью тоже можно связать.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.