Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
В англ. жив-си академическая школа, основы которой были заложены в XVIII столетии 1м президентом Королевской академии искусств Джошуа Рейнолдсом, сохраняла главенствующее положение в течение всей первой половины XIX в. Однако наиболее заметным явлением в те годы стал пейзаж, кот-ый в академической среде воспринимался как второстепенный, незначительный жанр.
-стремление к реальному отображению мира, утверждение самоценности простых сельских ландшафтов
-природа как мир страстей и бурных переживаний
всё это нашло яркое выражение в творчестве английских художников. Искусство Англии вступило в эпоху романтизма.
Предпосылки:
- Бурное развитие акварели в то время в какой-то мере предопределило развитие пейзажа в дальнейшем (Уильям Блейк, Томас Козэнс, Томас Гэртни).
- Промышленное, индустриальное развитие.( острое ощущение сельской природы)
- Развитие английского парка: «сентиментальный», природный английский парк (нерегулярный).
- Английская поэзия (как раз период высочайшего расцвета) также стимулирует развитие пейзажного жанра.
Т. Гейнсборо, Дж. Констэбл, У. Тёрнер, Р. Бонингтон - их называют преимпрессионистами — предвосхитили открытия французских барбизонцев и импрессионистов в области пленэрной живописи. Английский стиль «пикчуреск» (англ, picturesque -живописный), в рисунках У. Гилпина(1780-еб путевые дневники с илл) и акварелях Пола Сэндби, породил моду на «пейзажный стиль», в том числе и в садово-парковом искусстве.
В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи; в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours). Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс.Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.
Томас Гертин (1775-1802)
Живописец и гравер, один из величайших британских пейзажистов. С 1779 учился у акварелиста и гравера Эдварда Дейса, 1791-1795 работал топографом. Вместе с Тернером копировал рисунки Джона Роберта Козенса. В 1796-1800 несколько путешествий по Уэльсу и Шотландии.
В 1787-1798 огромное панно панорамный вид Лондона (180 м2) «Эйдометрополис» — не сохранилась. Оказал влияние на Тернера и Бонингтона.
Ричард Паркс Бонингтон (1802—1828)
представитель романтизма в живописи. С 1819 г. учится в парижской Школе изящных искусств у Антуана-Жана Гро, однако не перенял у последнего увлечения исторической живописью. Важнее для творческого развития Бонингтона оказалась дружба с Эженом Делакруа и Теодором Жерико. На Парижском салоне 1824 г. Бонингтон получил золотую медаль и в 1825 г. вместе с Делакруа отправился в Лондон, чтобы изучать творчество Уильяма Тёрнера и английскую историческую школу живописи. Художественное влияние Бонингтона на романтиков Англии и Франции было так велико, что оно ощущается даже в работах Камиля Коро, у импрессионистов и художников барбизонской школы. Не менее успешным было и его творчество в области литографии.
«Колонна Св. Марка в Венеции» (1826—1828; Лондон, галерея Тейт)
«Нормандия. На берегу» (1826/1827; Лондон, галерея Тейт)
«Перед английским побережьем» (1825; Будапешт, Шепмювешети-музей)
«Венецианская лагуна» (1826; Париж, Лувр)
«Мост искусств, Париж» (1816; Лондон, галерея Тейт)
Джозеф Меллорд Уильям Тернер(1775-1851)
родился 23 апреля 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден .Отец художника был мастером по изготовлению париков и брадобреем. В 1789 г. Тернера приняли в школу при Королевской академии искусств. В 15 лет в первый раз выставил в академии свою акварель. Он учился и работал: осваивал современную акварельную технику, в которой традиционно выполнялись так называемые топографические пейзажи — небольшие точные виды усадеб, парков, замков и соборов; копировал на заказ произведения старых мастеров.
В 90-е гг. Тернер обратился к масляной живописи. Подражая голландским мастерам, он написал картину «Датские суда под ветром» (1801 г.)
В 1802 г. художник был избран действительным членом Королевской академии искусств.
«Кораблекрушение». (1805 г. Галерея Тейт, Лондон.)
В сознании художника природа, его постоянный и главный герой, всё чаще представала не только величавым зрелищем, но и фоном исторических событий. В стиле голландской марины Тернер изобразил современный сюжет — гибель пассажирского судна.
В 1806—1812 гг. Тернер создал серию этюдов, на которых изобразил берега Темзы.
«Пейзаж на Темзе» («Пейзаж с белой радугой»)( около 1806 г)
Техника акварельной живописи Тернера становилась всё сложнее и виртуознее.
«Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» (1812 г. Галерея Тейт, Лондон.)
-написана в год вторжения Наполеона в Россию. Известно, что Наполеона сравнивали с Ганнибалом — полководцем Карфагена.В композиции использован любимый тёрнеровский приём: наиболее драматическая часть картины вписана в овал
«Фрегат первого класса, пополняющий запасы» (1818 г.).
В 1807—1819 гг. «Liber Studiorum» («Книга этюдов») - попытка создать энциклопедию пейзажа в гравюрах, предполагал на ста листах, выполненных в различной технике гравюры, показать развитие пейзажа в европейской живописи. Затея не удалась, но на этой работе Тернер воспитал целую группу отличных гравёров.
К сер.30-х гг. Тернер достиг вершины мастерства. Он давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. Так, на глазах у восторженной публики и изумлённых художников он за несколько часов почти полностью написал полотно «Пожар лондонского Парламента» (1835 г.)
Поздние работы художника написаны лёгкими, прозрачными быстрыми мазками. Тернер предпочитал светлые краски, очень любил белила и различные оттенки жёлтого и коричневого цветов.
В 40-е гг. творчество Тернера постепенно становилось всё более непонятным английской публике. Он писал то потоки дождя, сквозь которые с трудом проступают контуры одного из первых пароходов «Стаффа, пещера Фингала», 1832 г.), то невольничий корабль, с палубы которого сталкивают в море больных негров («Невольничье судно», 1840 г.), то мчащийся поезд («Дождь, пар и скорость», 1844 г.), чутко и довольно неожиданно откликаясь на современные события.
Джон Констебл (1776-1837)
В отличие от Тернера не был признан при жизни. Сын зажиточного мельника (отцовская мельница несколько раз появляется на его полотнах).
В 1796 едет в Лондон, с 1799 посещает лекции в королевской АХ, делает копии Ван Рейсдала, Уилсона и Гаспара Дюге. Поездки на Британские острова помогли ему тоньше почувствовать дикий пейзаж, красоту атмосферы, облаков и света.
В 1799г поступил в Королевскую Академию в Лондоне, но основную школу прошел, самостоятельно работая на натуре. В этот период на него глубоко влияли работы Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Якоба ван Рейсдаля.
1802 г. в академии была впервые выставлена его работа «Пейзаж».
Живя постоянно в Лондоне, Констебл каждое лето приезжал в родные места и много работал с натуры. Он был первым художником XIX в., в творчестве которого этюд не менее важен, чем законченная в мастерской картина. Констебл писал маслом маленькие этюды, на которых показывал знакомые ему с детства места.
Юношеские работы Констебла проникнуты традицией Лоррена, Рейсдала и Гейнсборо.
1812г «Заход солнца осенью»
1815г «Постройка баржи» (Музей Виктории и Альберта, Лондон)
1817г «Флетфортская мельница» 1817. Включается элемент трудовой деятельности человека (мальчик на лошади, баржа). Заметно влияние Рейсдаля. Живопись довольно тщательная.Ранние картины очень часто связывают с изображением трудовых сцен.
1819 г «Белая лошадь» (Собрание Фрик. Нью-Йорк)
Констебл получил звание академика, правда, случилось это лишь через 10 лет после того, как полотно было создано и выставлено в академии.
1820-е гг. — расцвет творчества. его чувство природы становится еще острее.
«Главное в пейзаже — небо. Оно должно быть и будет существенной частью композиции, ключевой нотой». Также увлекается Лорреном и голландцами. Но особенно — Рейсдаль, де Хох и Кейп, Тициан, Гейнсборо-пейзажист.
Два ряда произведений — большое количество этюдов + картины.
1819-1820-е «Берег моря» Динамика. Широкая, размашистая манера.
1820 г. «Плотина и мельница в Дедхеме» ( Музей Виктории и Альберта, Лондон)
С 1821 создавал этюды с изображением облаков и неба, сопровождая их метеорологическими пометками.
1821 г «Телега для сена» (Национальная галерея, Лондон)
изобразил мельницу, мимо которой бежит речной поток, пропадая в лесной глуши. Написанный с натуры этюд несёт ощущение свежести и непосредственности восприятия. В окончательном варианте работы стремился к точной передаче деталей и завершённости композиции.Через созерцание безграничного он стремится раскрыть истинную природу вещей, что сближает его с романтизмом.
В 1824г несколько его работ были выставлены в парижском Салоне, а «Телега сена» получила золотую медаль выставки. Так живопись Констебла повлияла на Делакруа, на Милле и других живописцев Барбизонской школы, во многом предвосхитив искания французских импрессионистов.
1826г «Хлебное поле» Тон задает природа. Как и голландцы, увлекается передачей пятен яркого света, пробивающегося сквозь крону. Великолепно передана материальность деревьев.
«Вид на долину и собор Солсберри».
1828г - умирает супруга. Впадает в тяжелое душевное состояние. Уединенный образ жизни.
1829г – избран действительным членом Королевской Академии
1836 г «Стокбай Нейленд» (Институт искусств, Чикаго)
Литература:
Кузнецова И. Джон Констебль. М.: Изогиз, 1962
Лесли Ч.-Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964
Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968
Джон Констебль. М.: Магма, 2005
На мой взгляд, в этом вопросе внимание следует уделить все-таки Констеблу и Тернеру. Причем если Контебл заслуживает бОльшего критического подхода, то Тернер, наоборот, нуждается в уточнении датировок.
Скажем, в данном ответе ничего не говорится о поездке Тернера в Италию, хотя именно открытие Венеция стало поворотным события в жизни мастера. Еще пример: основные работы конца 1830-1840-х разобраны слабо. Грубо говоря, мы можем прочитать лишь их названия.
Общее впечатление от ответа сумбурное. Много фактов, много того, что нужно, но и слишком много того, что Вы просто не успеет упомянуть в те короткие 5-10 минут, которые Вам отведены.
Постарайтесь структурировать свои ответы так, чтобы каркас Ваших знаний выдавался вперед
Вместе с Тёрнером, с которым Гёртин был в дружеских отношениях, зарабатывал раскрашиванием старинных гравюр. С 1794 г. работы Гёртина выставлялись в Королевской академии художеств. Зарисовки пейзажей и архитектурных сооружений работы Гёртина быстро получили признание. Он предпринял несколько поездок по различным регионам Англии, а на рубеже 1801—1802 гг. провёл почти полгода в Париже, оставив серию акварелей и карандашных рисунков, которые он по возвращении в Лондон перевёл в гравюры, составившиеся сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей»
краткая историография:
Сер. 19 в – Чарлз Лесли – воспоминания о его друге Констебле («Жизнь Джона Констебла»)
Джон Рёскин воспевал творчество Тёрнера за «возвышенность и величие», но против Констебла
Реабилитация Констебла – нач 20 в. Ю. Мейер-Грефе в противовес Тёрнеру
Сейчас их оценивают равнозначно.
Некрасова Е. А. Английский романтизм. М, 1975.
Некрасова Е. А. Тёрнер. М, 1976
А. Д. Чегодаев. Констебл. М, 1968
Раздольская В.И.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.