logo
госы

Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)

В англ. жив-си академическая школа, основы которой были заложены в XVIII столетии 1м президентом Королевской академии искусств Джошуа Рейнолдсом, сохраняла главенствующее положение в течение всей первой половины XIX в. Однако наиболее заметным явлением в те годы стал пейзаж, кот-ый в академической среде воспринимался как второстепенный, незначительный жанр.

-стремление к реальному отображению мира, утверждение самоценности простых сельских ландшафтов

-природа как мир страстей и бурных переживаний

всё это нашло яркое выражение в творчестве английских художников. Искусство Англии вступило в эпоху романтизма.

Предпосылки:

- Бурное развитие акварели в то время в какой-то мере предопределило развитие пейзажа в дальнейшем (Уильям Блейк, Томас Козэнс, Томас Гэртни).

- Промышленное, индустриальное развитие.( острое ощущение сельской природы)

- Развитие английского парка: «сентиментальный», природный английский парк (нерегулярный).

- Английская поэзия (как раз период высочайшего расцвета) также стимулирует развитие пейзажного жанра.

Т. Гейнсборо, Дж. Констэбл, У. Тёрнер, Р. Бонингтон - их называют преимпрессионистами — предвосхитили открытия французских барбизонцев и импрессионистов в области пленэрной живописи. Английский стиль «пикчуреск» (англ, picturesque -живописный), в рисунках У. Гилпина(1780-еб путевые дневники с илл) и акварелях Пола Сэндби, породил моду на «пейзажный стиль», в том числе и в садово-парковом искусстве.

В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи; в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours). Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс.Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

Томас Гертин (1775-1802)

Живописец и гравер, один из величайших британских пейзажистов. С 1779 учился у акварелиста и гравера Эдварда Дейса, 1791-1795 работал топографом. Вместе с Тернером копировал рисунки Джона Роберта Козенса. В 1796-1800 несколько путешествий по Уэльсу и Шотландии.

В 1787-1798 огромное панно панорамный вид Лондона (180 м2) «Эйдометрополис» — не сохранилась. Оказал влияние на Тернера и Бонингтона.

Ричард Паркс Бонингтон (1802—1828)

представитель романтизма в живописи. С 1819 г. учится в парижской Школе изящных искусств у Антуана-Жана Гро, однако не перенял у последнего увлечения исторической живописью. Важнее для творческого развития Бонингтона оказалась дружба с Эженом Делакруа и Теодором Жерико. На Парижском салоне 1824 г. Бонингтон получил золотую медаль и в 1825 г. вместе с Делакруа отправился в Лондон, чтобы изучать творчество Уильяма Тёрнера и английскую историческую школу живописи. Художественное влияние Бонингтона на романтиков Англии и Франции было так велико, что оно ощущается даже в работах Камиля Коро, у импрессионистов и художников барбизонской школы. Не менее успешным было и его творчество в области литографии.

 «Колонна Св. Марка в Венеции» (1826—1828; Лондон, галерея Тейт)

 «Нормандия. На берегу» (1826/1827; Лондон, галерея Тейт)

 «Перед английским побережьем» (1825; Будапешт, Шепмювешети-музей)

 «Венецианская лагуна» (1826; Париж, Лувр)

 «Мост искусств, Париж» (1816; Лондон, галерея Тейт)

Джозеф Меллорд Уильям Тернер(1775-1851)

родился 23 апреля 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден .Отец художника был мастером по изготовлению париков и брадобреем. В 1789 г. Тернера приняли в школу при Королевской академии искусств. В 15 лет в первый раз выставил в академии свою акварель. Он учился и работал: осваивал современную акварельную технику, в которой традиционно выполнялись так называемые топографические пейзажи — небольшие точные виды усадеб, парков, замков и соборов; копировал на заказ произведения старых мастеров.

В 90-е гг. Тернер обратился к масляной живописи. Подражая голландским мастерам, он написал картину «Датские суда под ветром» (1801 г.)

В 1802 г. художник был избран действительным членом Королевской академии искусств.

«Кораблекрушение». (1805 г. Галерея Тейт, Лондон.)

В сознании художника природа, его постоянный и главный герой, всё чаще представала не только величавым зрелищем, но и фоном исторических событий. В стиле голландской марины Тернер изобразил современный сюжет — гибель пассажирского судна.

В 1806—1812 гг. Тернер создал серию этюдов, на которых изобразил берега Темзы.

«Пейзаж на Темзе» («Пейзаж с белой радугой»)( около 1806 г)

Техника акварельной живописи Тернера становилась всё сложнее и виртуознее.

«Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» (1812 г. Галерея Тейт, Лондон.)

-написана в год вторжения Наполеона в Россию. Известно, что Наполеона сравнивали с Ганнибалом — полководцем Карфагена.В композиции использован любимый тёрнеровский приём: наиболее драматическая часть картины вписана в овал

«Фрегат первого класса, пополняющий запасы» (1818 г.).

В 1807—1819 гг. «Liber Studiorum» («Книга этюдов») - попытка создать энциклопедию пейзажа в гравюрах, предполагал на ста листах, выполненных в различной технике гравюры, показать развитие пейзажа в европейской живописи. Затея не удалась, но на этой работе Тернер воспитал целую группу отличных гравёров.

К сер.30-х гг. Тернер достиг вершины мастерства. Он давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. Так, на глазах у восторженной публики и изумлённых художников он за несколько часов почти полностью написал полотно «Пожар лондонского Парламента» (1835 г.)

Поздние работы художника написаны лёгкими, прозрачными быстрыми мазками. Тернер предпочитал светлые краски, очень любил белила и различные оттенки жёлтого и коричневого цветов.

В 40-е гг. творчество Тернера постепенно становилось всё более непонятным английской публике. Он писал то потоки дождя, сквозь которые с трудом проступают контуры одного из первых пароходов «Стаффа, пещера Фингала», 1832 г.), то невольничий корабль, с палубы которого сталкивают в море больных негров («Невольничье судно», 1840 г.), то мчащийся поезд («Дождь, пар и скорость», 1844 г.), чутко и довольно неожиданно откликаясь на современные события.

Джон Констебл (1776-1837)

В отличие от Тернера не был признан при жизни. Сын зажиточного мельника (отцовская мельница несколько раз появляется на его полотнах).

В 1796 едет в Лондон, с 1799 посещает лекции в королевской АХ, делает копии Ван Рейсдала, Уилсона и Гаспара Дюге. Поездки на Британские острова помогли ему тоньше почувствовать дикий пейзаж, красоту атмосферы, облаков и света.

В 1799г поступил в Королевскую Академию в Лондоне, но основную школу прошел, самостоятельно работая на натуре. В этот период на него глубоко влияли работы Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Якоба ван Рейсдаля.

1802 г. в академии была впервые выставлена его работа «Пейзаж».

Живя постоянно в Лондоне, Констебл каждое лето приезжал в родные места и много работал с натуры. Он был первым художником XIX в., в творчестве которого этюд не менее важен, чем законченная в мастерской картина. Констебл писал маслом маленькие этюды, на которых показывал знакомые ему с детства места.

Юношеские работы Констебла проникнуты традицией Лоррена, Рейсдала и Гейнсборо.

1812г «Заход солнца осенью»

1815г «Постройка баржи» (Музей Виктории и Альберта, Лондон)

1817г «Флетфортская мельница» 1817. Включается элемент трудовой деятельности человека (мальчик на лошади, баржа). Заметно влияние Рейсдаля. Живопись довольно тщательная.Ранние картины очень часто связывают с изображением трудовых сцен.

1819 г «Белая лошадь» (Собрание Фрик. Нью-Йорк)

Констебл получил звание академика, правда, случилось это лишь через 10 лет после того, как полотно было создано и выставлено в академии.

1820-е гг. — расцвет творчества. его чувство природы становится еще острее.

«Главное в пейзаже — небо. Оно должно быть и будет существенной частью композиции, ключевой нотой». Также увлекается Лорреном и голландцами. Но особенно — Рейсдаль, де Хох и Кейп, Тициан, Гейнсборо-пейзажист.

Два ряда произведений — большое количество этюдов + картины.

1819-1820-е «Берег моря» Динамика. Широкая, размашистая манера.

1820 г. «Плотина и мельница в Дедхеме» ( Музей Виктории и Альберта, Лондон)

С 1821 создавал этюды с изображением облаков и неба, сопровождая их метеорологическими пометками.

1821 г «Телега для сена» (Национальная галерея, Лондон)

изобразил мельницу, мимо которой бежит речной поток, пропадая в лесной глуши. Написанный с натуры этюд несёт ощущение свежести и непосредственности восприятия. В окончательном варианте работы стремился к точной передаче деталей и завершённости композиции.Через созерцание безграничного он стремится раскрыть истинную природу вещей, что сближает его с романтизмом.

В 1824г несколько его работ были выставлены в парижском Салоне, а «Телега сена» получила золотую медаль выставки. Так живопись Констебла повлияла на Делакруа, на Милле и других живописцев Барбизонской школы, во многом предвосхитив искания французских импрессионистов.

1826г «Хлебное поле» Тон задает природа. Как и голландцы, увлекается передачей пятен яркого света, пробивающегося сквозь крону. Великолепно передана материальность деревьев.

«Вид на долину и собор Солсберри».

1828г - умирает супруга. Впадает в тяжелое душевное состояние. Уединенный образ жизни.

1829г – избран действительным членом Королевской Академии

1836 г «Стокбай Нейленд» (Институт искусств, Чикаго)

Литература:

 Кузнецова И. Джон Констебль. М.: Изогиз, 1962

 Лесли Ч.-Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964

 Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968

 Джон Констебль. М.: Магма, 2005

На мой взгляд, в этом вопросе внимание следует уделить все-таки Констеблу и Тернеру. Причем если Контебл заслуживает бОльшего критического подхода, то Тернер, наоборот, нуждается в уточнении датировок.

Скажем, в данном ответе ничего не говорится о поездке Тернера в Италию, хотя именно открытие Венеция стало поворотным события в жизни мастера. Еще пример: основные работы конца 1830-1840-х разобраны слабо. Грубо говоря, мы можем прочитать лишь их названия.

Общее впечатление от ответа сумбурное. Много фактов, много того, что нужно, но и слишком много того, что Вы просто не успеет упомянуть в те короткие 5-10 минут, которые Вам отведены.

Постарайтесь структурировать свои ответы так, чтобы каркас Ваших знаний выдавался вперед

Вместе с Тёрнером, с которым Гёртин был в дружеских отношениях, зарабатывал раскрашиванием старинных гравюр. С 1794 г. работы Гёртина выставлялись в Королевской академии художеств. Зарисовки пейзажей и архитектурных сооружений работы Гёртина быстро получили признание. Он предпринял несколько поездок по различным регионам Англии, а на рубеже 1801—1802 гг. провёл почти полгода в Париже, оставив серию акварелей и карандашных рисунков, которые он по возвращении в Лондон перевёл в гравюры, составившиеся сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей»

краткая историография:

Сер. 19 в – Чарлз Лесли – воспоминания о его друге Констебле («Жизнь Джона Констебла»)

Джон Рёскин воспевал творчество Тёрнера за «возвышенность и величие», но против Констебла

Реабилитация Констебла – нач 20 в. Ю. Мейер-Грефе в противовес Тёрнеру

Сейчас их оценивают равнозначно.

Некрасова Е. А. Английский романтизм. М, 1975.

Некрасова Е. А. Тёрнер. М, 1976

А. Д. Чегодаев. Констебл. М, 1968

Раздольская В.И.