Иконопись XII – нач. XIII вв.
История изучения древнерусского искусства
На протяжении 18 века от русского искусства отталкивались.
Спор западников и славянофилов привлек внимание к Древней Руси.
В 40-50е гг. 19 века начинается собирание произведений искусства. Со 2й пол. 19 в. – реставраторы, археологи, коллекционеры.
Очень ценили иконы дониконовского времени.
Реставрируются Успенские соборы в Москве и Владимире.
Реставрация дает основы судить о достоверности облика здания, о подлинности.
Н.П. Кондаков – стоит у истоков изучения византийского искусства – «Иконография Богоматери», «Иконография Христа». Кондаков имел дело с живописью, которая была скрыта под записью. Изучает сюжет, его варианты, бытование – иконография, «описание сюжета».
Покровский, Айналов, Редин – ученики Кондакова.
Айналов Д.В. – «Эллинистические основы византийского искусства», «Византийская живопись 14в.».
В начале 20 в., после того, как начинается реставрация икон, появляется метод сти-листического анализа, анализ форм.
Грабарь, «История русского искусства». Недостаток – отсутствие историзма.
Послереволюционная эпоха.
20-30 гг. – работают Айналов, Некрасов. Новые – В.Н. Лазарев, Алпатов, Брунов, Ильин.
Айналов, «История русского искусства» в 2х томах на нем. языке.
Алпатов и Брунов – «История русского искусства» - новый подход к исследованию архитектуры и живописи.
И.Н. Некрасов – «Древнерусское изобразительное искусство», «Очерки истории древнерусского зодчества XI-XVIIвв.»
Лазарев – историк искусства, Алпатов – искусствовед.
Подход Брунова к архитектуре – со стороны форм.
М.К. Каргер, Н.Н. Воронин – историки, искусствоведы, археологи.
Каргер – еще до войны раскрыл остатки Десятинной церкви, изучал Георгиевский собор Юрьева монастыря. «Древний Киев», 2 тома.
Воронин – исследовал Владимиро-Суздальскую землю. «Зодчество северо-восточной Руси 12-16 вв.».
После войны начинается издание новой «Истории русского искусства» под руково-дством Грабаря.
Середина 50х гг. – С.С. Аверинцев – литературовед, филолог.
Памятники иконописи домонгольского периода пересчитаны и собраны, то же – с памятниками настенной живописи домонгольского времени.
Цель живописи – быть ясной. Ясность необходима, чтобы изображение как слово доходило до человека в храме. Два полюса – передать христианское учение об инобытии и сделать так, чтобы оно было понятно.
Фронтальность – средство быть ясным.
Плоскостность – объясняется исходя из главного постулата христианской веры – дух первичен, грубость, материальность формы должна быть снята.
Статичность – художник изображает истину, а истина незыблема, и статичность – лучший способ это показать.
Символика цвета:
Золото – инобытие
Красное – мученическая кровь
Белый – чистота
Синий – тайна всего сущего
Коричневый – все земное
Черный – небытие
Цвета нет, есть окрашенный свет. Сверхзадача художника – превратить цвет в свет. Цвет обретает смысл только в световом потоке.
Эстетическое качество в росписи – момент вторичный.
Конкретизуется христианский образ, христианское миропонимание.
Эстетическое чувство и религиозное переживание связаны органически.
Существует сверхсмысл, который связан с целью изображения. Средневековая жи-вопись своей целью ставит дать понятие о невыразимом и неизобразимом. Это сверхаза-дача художника, дать это он не может, но может хотя бы указать, дать ощущение полноты через неполноту.
Этих икон немного, датировки их «плавают» до сотни лет. Важно обозначить диапазон. Доски скреплялись шпонками. Обрабатывались топором, никогда – пилой.
Поля закрашивались или заполнялись менее значимыми изображениями.
Лицевую сторону иконы покрывали тканью – паволокой, чтобы предохранить красочный слой от дерева. Могла быть положена по всей иконе или кусочками на отдельные места.
Процессу работы с красками предшествует большая подготовка.
Следующий этап – на паволоку накладывается грунт. В Византии наз. левкасом. Грунтовка, левкашие. Это слой алебастра на рыбном клею. Накладывается и сохнет, по высыхании его шлифуют. Можно начинать работу.
Левкас может служить средством датировки, например, левкас покрыт трещинами, на разновременном левкасе – разные трещины (кракелюры). Если разновременный левкас – значит, разновременный красочный слой.
Сперва наносится рисунок. Пишется одежда, атрибуты. В последнюю очередь пишется личнОе.
Ясно, что изготовление икон не было связано только с одним человеком.
Олифа – защищает и объединяет красочный слой, усиливает звучность некоторых пятен, придает дополнительную выразительность.
Древнейшие иконы происходят из Новгорода – он не знал таких потрясений, как другие города.
Устюжское Благовещение.
Новгород, около 1119 г.
Была вывезена из Новгорода при Иване Грозном. Из Георгиевкого собора.
Ангел Золотые Власы.
Икона утратила какую-либо историю. Происходит из деисусного чина. Утрачен золотой фон. Тонкая моделировка охрой. 12- нач. 13 вв.
Спас Нерукотворный.
Первая половина 12 – 13 вв.
Из московского Успенского собора.
Ярославская оранта. (Богоматерь Оранта – Великая Панагия)
ГТГ, примерно начало 13 в.
Была найдена в 1919 г. в Ярославле в Спасо-Преображенском монастыре.
Христос Иммануил в медальоне. Богоматерь Знамение.
Возможно, написал Алимпий для Ростова Великого.
Богоматерь молящаяся. Монументальная икона. Неплохо сохранилась. Золотая разделка в складках одежды. Это прием, который органически сплавляет фигуру святого с фоном.
Если в нижней части все строится на параллельных линиях, в верхней части мы имеем дело с кругами – характер ликов, медальон Христа, покатые плечи Богоматери и т.д.
Лик Богоматери – славянского типа.
В верхней части – два ангела в медальонах, со слухами, зерцалами.
Суть образа в обращении Богоматери к предстоящим, молящимся, и не случайно мафорий напоминает покров в будущей чисто русского происхождения иконографии образа «Покрова».
Георгий из Успенского собора московского Кремля.
Поясное изображение воина. Лик хорошо сохранился, золотой фон потерся, но он есть.
Владимирская Богоматерь.
ГТГ. Произведение византийского искусства.
Была привезена на Русь в 1130 г. вместе с иконой Богоматери Пирогощей (была помещена в Киеве). Владимирская Богоматерь была помещена в женском монастыре в Вышгороде.
Название «Владимирская» возникло после того, как в 1155 г. князь Андрей Боголюбский ушел из Киева во Владимир и забрал ее с собой во Владимиро-Суздальскую землю. Она осталась в Успенском соборе во Владимире и послужила отправной точкой в развитии местной школы живописи.
В Византии такой тип называется Богоматерь Елеуса (Милующая/Умиление). богоматерь держит на руках младенца Христа и прижимается к нему щекой. Этот тип стал излюбленным на Руси. С возвышением Москвы как центра русского государства в 1395 году икону перевезли в новую столицу, и она стала государственной святыней, особенно почитаемой народом.
Она много раз записывалась и поновлялась – в 13, 15, 16, 17, 18, 19 веке. Реставрация была начата в 1918 г., и показала, что от древнейшей живописи сохранились лишь лики Богоматери и Иисуса. Лик богоматери отмечен глубокой эмоциональной напряженностью. На темно-зеленой прокладке (санкирь) дана живописная лепка объемных форм тонкого смуглого лица. Теми же приемами, но в несколько более светлых розоватых тонах, выполнен лик Иисуса. Образ Богоматери лишен условности и торжественной неподвижности, которая так характерна для большинства ее византийских изображений 11-12 вв. Интимность, глубокий психологизм и своеобразный лиризм иконы как бы предвосхищают те художественные явления, которые будут характерны для русского искусства 14-15 вв.
Оклад ободрали.
Легкий наклон головы Богоматери, не выражает страстного отношения.
Мягкое охрение, подрумянка. Нет жестких движков, пробелóв.
Роль таких икон в становлении национального характера была чрезвычайна.
Новгородская икона Богоматерь Знамение.
Две линии – византинизирующая и местная.
Византинизирующая линия – икона Успения из Десятинного монастыря. На золотом фоне. Апостолы – греки.
Прославление Креста – на оборотной стороне Спаса Нерукотворного. Восьмиконесный крест водружен на Голгофе. 2 архангела – Михаил и Гавриил, сходные с нередицкими. Местное направление.
Святой Никола.
Новгородская икона, ГРМ.
Средник, голова – византийская культура живописи. Стилизация цветов с разделкой волос. Изображения на полях и в медальонах.
Богоматерь Белозерская.
Владимиро-Суздальская иконопись.
Масляницын, «Живопись Северо-Востока».
Иконы из Успенского собора в Москве, конца 12 – начала 13 вв.
Спас Иммануил с Архангелами Михаилом и Гавриилом. ГТГ.
Деисус.
Золотой фон сохранился кусочками, есть утраты в красочном слое.
Судя по вытячнутости досок, он предназначался для алтарной преграды.
Византийская стилистика доминирует.
Дмитрий Солунский.
Конец 12 – начало 13 вв.
Дмитрий Солунский был небесным патроном князя Всеволода 3.
Из Успенского собора города Дмитрова. По своим масштабам и монументальности форм она почти не уступает фреске.
Не столько мученик, сколько царственная особа. Дмитрий восседает на широком кресле с высокой спинкой, на нем дорогие одежды, на голове – кесарский венец; он держит на коленях полуобнаженный меч. Голова Дмитрия имеет портретные черты (усы, бородка), и небезосновательно предположение, что они передают облик самого Всеволода. Ангел в правой части несет мученический венец, в левой части – фигура благословляющего Христа.
Добавление – поновлен золотой фон в 16 веке.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.