1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
Портрет Фавста Петровича Макеровского в маскарадном костюме (1789, ГТГ). Портрет — костюмированное изображение В отношении этого портрета употреблялся термин «романтизм». Но это «условный романтизм»: в образе нет ни слиянности с ландшафтом, ни, наоборот, противоборства с природой, лицо мальчика абсолютно равнодушно, без эмоций, а романтическое произведение подразумевает контрасты и силу чувств. ти годы художник вводит тип портрета, который исследователи называют промежуточным между камерным и парадным. В таком портрете много блеска, виртуозности в передаче всегда праздничного костюма, он представляет модели определенного социального статуса. как правило, это портреты поясные, иногда вписанные в овал, с минимумом аксессуаров, что не характерно для портретов парадных. Отличительная их черта — отсутствие поэтизации модели, стремления проникнуть в ее духовную жизнь.
Открывает этот ряд портрет Прасковьи Николаевны Репниной (1781, ГРМ), но наиболее выразительны — портрет Урсулы Мнишек и актрисы Анны Давиа Бернуцци. эти портреты чем-то сродни работам Рокотова этих же лет: та же светская полуулыбка, так же слегка прищурены глаза, только не миндалевидные, как у Рокотова, а «рачьи», блестящие, чуть навыкате. Хотя написано «по-левицки»: характерно эмалевидное гладкое письмо, нарядный колорит, декоративная изысканность.
В 80-е годы работает над портретами репрезентативными. сама императрица, которую художник изображал неоднократно на протяжении 30 лет, начиная с триумфальных ворот 1762 г. Около 1770 г., по утверждению Штелина, Левицкий изобразил Екатерину в «красной русской одежде» (местонахождение неизв.). в образе законодательницы: «Екатерина II в храме богини Правосудия» (1783, ГРМ), повторенное несколько раз самим автором и другими художниками и описанное Державиным, единомышленником Левицкого, в оде «Видение Мурзы». В портрете, написанном по программе вездесущего Львова, императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов. передовые люди видели в ней идеальное воплощение образа просвещенного монарха, призванного мудро управлять державой. Аллегорический язык портрета — дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки, символ сна и покоя (читай: ей чужд сон и покой и она без остатка отдает себя на алтарь служения отечеству), над нею — статуя Правосудия, у ног — орел — символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн — корабль как символ морской державы.В «Собеседнике любителей российского слова» (1783 г.) поэт И.Ф. Богданович откликнулся на портрет стихами, и художник вскоре написал ответ, напечатанный там же, раскрыв содержание произведения: «Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, перед которою, в виде Законодательницы, Ее Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена св. Владимира изображают отличность знаменитою за понесенные для пользы отечества труды, коих лежащия у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целостности оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».
Композиция картины не нова, она была разработана еще в Западной Европе в XVI—XVII вв., позднее была развита Риго, Ларжильером, Токке, а в России — прежде всего учителем Левицкого Антроповым (портреты Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II).
портрет Александра Дмитриевича Ланского (1782, ГРМ). фаворит императрицы 22-летний Ланской изображен в мундире генерал-майора инженерных войск с орденом Станислава на шее и орденом Белого орла. Портрет по личному заказу императрицы и исполнен по типу обычных репрезентативных европейских портретов. Ланской стоит у скульптурного бюста Екатерины, фон — колонна и драпировка, традиционный проем в небо.
Некоторые из портретов изображают членов его масонской л
Некоторые из портретов изображают членов его масонской ложи («Портрет неизвестного молодого человека со сфинксом», Париж, частное собрание; вспомним, что вместе с Новиковым Левицкий был членом масонской ложи «Умирающего сфинкса»). Но лучшие из произведений этой поры — портреты детей близкого ему семейства Воронцовых, исполненные на рубеже 80—90-х годов. Еще в конце 80-х годов он написал портрет Артемия Воронцова (будущего крестного отца Пушкина и владельца Воронцовского дворца в Петербурге, чей портрет в юности — одно из замечательных созданий Рокотова), и его жены Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной-Самариной. около 1790 г. пишет их детей, сначала старших — Марию и Анну, а в начале 90-х годов младших — Екатерину и Прасковью (все — в ГРМ).На портретах еще маленькие девочки. Гершензон-Чегодаева справедливо говорила о тонко уловленном живописцем национальном типе и о национальном характере моделей. Это особенно ощущается в сравнении с портретами великих княжон, детей Павла Петровича и Марии Федоровны, явившимися последним царским заказом художнику. Великие княжны Елена (портрет 1791 г.), Александра (1790-е), Екатерина (1790-е) и Мария (1790-е гг., все — Павловский дворец-музей) приблизительно того же возраста, что и Воронцовы. Фигуры не вписаны в овал, как «Воронцовы», а написаны на прямоугольных холстах, отличаются и туалеты — это бальные платья с орденами св. Екатерины большого креста, а не домашние платья Воронцовых. здесь совсем иной национальный тип, Гершензон-Чегодаева называет их «немочки», «принцессы» (а никак не царевны). Письмо этих портретов, по меткому определению исследователя, столь точному, что это искупает его «ненаучностъ» — какое-то «блондиновое», как у иностранных мастеров.
Портрет Анны Степановны Протасовой, камер-фрейлины и конфидентки императрицы, На раннем портрете 90-х годов (ГРМ) она предстает во вполне разработанной уже концепции ампирного портрета, в которой так преуспевает в первое десятилетие нового века Боровиковский (заметим, Левицкий откликается на веяния времени раньше!). Композицией второго портрета Протасовой, предположительно 1800 г. (тоже ГРМ), художник делает заявку как бы на диалог со зрителем, что предваряет тенденции если не романтического, то во всяком случае предромантического портрета.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.