logo
госы

Треченто.

ИСТОРИОГРАФИЯ:

1.Джорджо Вазари, XVIв "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Он уже выделял три эпохи: а). Джотто, оба Пизано, б) Брунеллески, Мазаччо и Донателло ,в) Микеланджело.

2. Затем в XVII веке молчание об этом периоде

3. Общие работы о Возрождении с XVIII века Вольтер в «Опытах о нравах и духе наций» в XVIIIв., затем Стендаль, 1817, «История живописи Италии», Жюль Мишле -курс лекций в Коллеж де Франс 1855- с него термин "Ренесанс" в современном смысле.

4. Стоит выделить особо Якоба Буркхардта «Культура Ренессанса в Италии. Опыт исследований», 1860, который собственно уже выделил Возрождение как эпоху.

Он также ввел термин Проторенессанс. (для него: течения в романской архитектуре Италии 11—12 вв., представленные преимущественно памятниками инкрустационного стиля в Тоскане)

Интерес к треченто с 19 века.

Об отдельных мастерах - Рёскин о Джотто.

5. С 1920-х уже интерес к периоду:

- Пановский «Ренессанс и ренессансы в Западной Европе», 1920 - расширил и углубил представления о треченто.

-1923-1938 гг труд Раймонда ван Марле о развитии итальянской живописи, пять томов которого посвящены треченто.

(работы Офнера, Беренсона)

6. отечественные исследователи:

• 1979. Лазарев «Происхождение итальянского В. в 3 томах.

• 1977. Виппер Итальянский Ренессанс XIII-XVIв. Курс лекций. В 2 томах.

• Лосев. Эстетика Возрождения. Проторенессанс XIIIв

• 1976. Алпатов М.В. О венецианской живописи треченто и византийской трад (этюды по всеобщей истории искусства, 1979).

На всякий случай:

К вопросу о термине ПРОТОРЕНЕССАНС

Термин ввел Буркхардт.

Затем Лазарев объединил тэтим термином

разновременные художественные явления: антикизирующее течение

в романской архитектуре Тосканы 11-12 вв. и творчество ряда

живописцев и скульпторов Италии последних десятилетий 13 -нач. 14 в.

(Джотто, Пьетро Каваллини, Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и др)

В. Н. Гращенков (1975) предложил обозначить этим термином начальный, переходный период итальянского Возрождения, охватывающий 1260/1280—1410/1425 гг. и разделяющийся на два этапа.В. Н. Гращенков (1975) предложил обозначить термином «П». начальный, переходный

период итальянского Возрождения, охватывающий 1260/1280—1410/1425 гг. и разделяющийся на два этапа. (граница ок. 1320-х)

Общая информация:

Раньше всего ренессанс проявился в литературе в идеях гуманистов (Петрарка, Боккаччо):здесь и новый эстетический идеал, совершенный гармоничный человек, увлечение классическими греческими текстами.

Родина искусства треченто – Тоскана (Флоренция, Сиена), но предпосылки можно найти в Риме в творчестве П. Кавалини и др.

Основные центры – Флоренция, Сиена.

• Флоренция – передовой город – конституция в 1293, заказы на искусство от бюргеров, которые заражены идеями гуманизма + патриотические черты искусства +большие материальные средства

• Сиена – более аристократичная, но вместе с тем более архаичная.

Популярны философии св. Франциска (роль личного опыта), Уильяма Оккама – верить можно только факту, наравне с этим античные идеалы прекрасного человека.

В целом - подъем индивидуального сознания, начало увлечения древностями.

Ранее всего новые черты проявились в скульптуре Николо Пизано. И в живописи Пьеро Каваллини.

СКУЛЬПТУРА

Пизанская школа