Р. 10. Строгановская школа иконописи.
Историография – ответ предыдущего курса (П.Муратов Строгановская школа // История русского искусства под ред. И.Э Грабаря. Т. 6.), Н.В. Квливидзе «Историография русского церковного искусства».
Ответ написан по брошюре Т. Вилинбаховой и Н. Пивоваровой «Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова» (СПб., 1996. ГРМ) и лекциям Вал.А. Булкина.
Название «строгановские письма» возникло в среде собирателей икон, преимущественно старообрядцев, первой половины XIX в. Первые исследователи этого времени - Ровинский, Снегирев, Сахаров - ввели в научный обиход понятие о «строгановской школе» как о стиле, созданном в иконописных мастерских Строгановых. Причины появления такого названия – надписи на иконах, свидетельствовавшие о том, что заказчиками являлись представители рода Строгановых. Д.А. Ровинский (1824-1895) "Обозрение иконописания в России до конца XVII века" (СПб., 1856). История собственно русского иконописания, по мнению автора, также начинается с XVI в., а предшествовавшая эпоха была временем ученичества. Д.А. Ровинский считал, что Рублевская "Троица" написана итальянским мастером. Расцвет русского иконописания падает на XVII в., а лучшие произведения принадлежат мастерам строгановской школы. Эти непривычные для современного восприятия оценки были обусловлены не только эстетическим вкусом, характерным для первой половины XIX в., но и реальным состоянием древнерусской живописи - древние иконы большей частью находились под записями, тогда как иконы XVII в. были доступны для изучения.
Но уже Филимонов (послед. треть XIX в.) возражал против мнения о существовании особой местной школы, сложившейся в иконописных мастерских Строгановых и выяснил, что ведущие строгановские иконописцы пер. четв. XVII в. (Прокопий Чирин, Истома Савин, Назарей Истомин) были причастны к государевой службе. Т.о., искусство, называемое «строгановской школой», развивалось в Москве. И дело тут должно идти лишь о строгановском заказе. Эту точку зрения поддержал Н.П. Лихачев.
Против этой позиции выступает Муратов (нач. XX в.), кот. указывает на группу икон, существенно отличающуюся от обычной московской иконописи. Ее он и относит к «строгановской школе» и строгановским мастерам, кот. могли работать иногда на царский двор.
Дмитриев отмечает, что в строгановских иконах мы встречаем несколько стилистических направлений. Он предлагает оставить название «Строгановская» школа, хотя подчеркивает, что все созданное относится к московским мастерам, но при этом роль Строгановых велика. Именно они стали отмечать на иконах имена исполнивших их иконописцев.
Введенский (Иконные горницы у Строгановых в XVI – XVII вв. // Материалы по русскому искусству. Т.1. Л., 1928.) разделил все строгановские иконы по месту производства: на высокохудожественные произведения, созданные государевыми мастерами и заурядные работы иконников иконописных мастерских Строгановых. И это мнение господствовало в науке до 80-х гг. XX в.
Мнения исследователей различаются и в оценке самих икон: одни считают их высшим достижением древнерусской живописи (Ровинский), другие видят в них тупик (Муратов). Третьи считают иконы явлением эклектичным, полным влияний запада (Сычев), а четвертые явлением глубоко самобытным (Алпатов). Но все сходятся в одном: в этой школе мастерство исполнения приобрело самодовлеющую эстетическую ценность. Мастера были поглощены формальной стороной искусства: тонкостью обрисовки, тщательностью отделки, мелочностью письма.
Строгановские иконы, по мнению Вал.А. Булкина, - реакция на монументализм грозненского времени. Лишь часть мастеров работают в вотчинах Строгановых, значительная часть памятников выполнена в мастерских Москвы. Хронологические рамки – конец XVI – первая половина XVII в., в узком смысле (собственно заказ Строгановых) – конец XVI – начало XVII вв., влияние строгановской школы продолжается на всем протяжении XVII в. Строгановские иконы, кроме отметки о заказчике, имели на обороте и подпись мастера.
Особенности икон строгановской школы:
• миниатюрное по приемам письмо, дробное, детализированное. Тщательная работа, аккуратные линии;
• плотные яркие краски эмалевидного характера, многослойное письмо с применением золота, серебра, цветных лаков. Икона напоминает драгоценность;
• небольшой размер;
• фигуры святых на строгановских иконах легкие и хрупкие, изящные движения; святые воины напоминают скорее мучеников. Иное внутреннее содержание святых, чем в предыдущих эпохах: нет величия и спокойствия. Святые строгановской школы скорее люди слабые, обращенные к Богу в молитвенных позах;
• символизм сочетается с конкретными историческими реалиями (изображение церковной процессии во главе с митрополитом Киприаном на иконе Семена Бороздина «Сретение иконы Владимирской богоматери»);
• сложный рисунок золотых орнаментов;
• сложные многочастные композиции;
• мастера часто выбирают редкие сюжеты;
• стремление показать последовательность событий, вытянутость во времени;
• большое внимание уделяется пейзажным и архитектурным фонам.
Памятники.
Мастер Михаил (нач. XVII в.). «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Жены-мироносицы у гроба», «Сошествие во ад», «Покров», «Успение». В стилистических приемах автор еще во многом традиционен. Несмотря на малые размеры икон, в них сохраняется воспоминание о монументальной форме: фигуры укрупнены по сравнению с пространством иконной плоскости, их пропорции несколько утяжелены. Вводит в композиции дополнительные эпизоды, разъясняя идеи, заложенные в основной сцене («Воскрешение Лазаря»).
Семен Бороздин. «Сретение Владимирской Богоматери». Композиция посвящена событиям 1395 года, когда древний образ был перенесен из Владимира в Москву в связи с тем, что к Москве двигался Тамерлан. Изображена встреча иконы процессией во главе с митрополитом Киприаном.
Никифор Истомин. «Чудо Георгия о змие» - в торжестве победы святого участвует множество зрителей. Большую часть иконы занимает изображение города, наполненного народом, царя с царицей и толпы придворных. «Ангел хранит спящего человека душу и тело» - изображен стоящий у изголовья спящего ангел с поднятым крестом. Над изголовьем написан Деисус.
Первуша (ученик Прокопия Чирина). «Избиение святых отец в Синае и Раифе». Одно из ранних произведений, воспроизводящих образ Святой Горы.
Все вышеперечисленные иконы находятся в Строгановском дворце.
Емельян Московитин. «О тебе радуется с праздниками» XVII в. Трехстворный складень. «Богоматерь Знамение с четырьмя избранными святыми» происходит из г. Усолье. Икона восходит к более древнему новгородскому прототипу. Строгановы часто подчеркивают свою связь с Новгородом (они родом оттуда). Для ранних (XVI и начало XVII века) строгановских писем характерно желтое охрение по красноватому санкирю в письме лиц в сочетании с оливково-зеленым фоном.
Первуша. «Принесение нерукотворного образа». Анания держит образ, на заднем плане - дворец Эдесского царя Авгаря. Фигура Анания крупнее царя и слуг.
Истома Савин. «Исцеление слепого». Справа Иисус исцеляет, а рядом со слепым – он же, но уже исцеленный, умывается в колодце. «Петр митрополит» с 24 клеймами со сценами жития (ГТГ). «Богоматерь Смоленская». «Богоматерь Владимирская» с 18 клеймами посвящена победе Строгановых над войском хана Едигея в 1581 г «Воскресение Христово» с 16 клеймами.
Назарий Савин. (сын Истомы, работал в Москве при царском дворе. Умер в 1629г. писал иконы, расписывал стены соборов, выполнял заказы и для «гостей» Строгановых). «Царь царем».
Прокопий Чирин. «Никита воин». Чирин – новгородец. Государев мастер. Никита на иконе предстоит Богоматери с младенцем. Золотая кольчуга тонко разделена чернью. Икона происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска. Это средник трехчастного складня, в створках – сцены жития Никиты. На Строгановских иконах часто изображаются святые покровители представителей рода Строгановых.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.