Р. 36. Творчество в.Серова
Заслуги :
- открыл новые пласты жизни, недоступные до того времени искусству
- переосмыслил системы живописи и отыскал путь к новым живописным приемам
- завершил целое направление в развитии художественного творчества
Его мастерская : Петров-Водкин, Ульянов Кузнецов, Сарьян, Ларионов, Машков, Юон.
С. Был из семьи композитора и критика. В его квартире собирались Ге, Антокольский, Репин. Учился в Мюнхене, Париже( учился в мастерской Репина, когда он был в пенсионерской поездке во Фр).с 1880 учился в АХ у П.Чистякова. С. являлся членом совета Третьяковской галереи вместе с Остроуховым и дочерью Третьякова А. Боткиной, много путешествовал.
Больше всего работал в жанре портрета, но писал и превосходные пейзажи, исторические композиции (посвященные эпохе Петра и «царским охотам»), театральные работы. Несравненный анималист (иллюстрации к басням Крылова).
«Девочка с персиками» (1887г., ГТГ ) (позировала дочь Мамонтовых - Вера) и «Девушка, освещенная солнцем»( 1888г., ГТГ )( двоюродная сестра художника – Маша Симонович). Работы появились, когда ему было 20 лет ( первый расцвет его творчества). В эти годы художник посещал имение Мамонтовых - Абрамцево.
В «Девушке, освещенной солнцем» модель в состоянии полного покоя. Картина, наполненная светом, воздухом. Если в «Девочке с персиками» художник уравновешивает движение с помощью различных композиционных приемов, то в «Дев. освещенной светом» он ищет разрешение темы в гармоническом контрасте первого плана застывшей фигуры и второго плана, где достигнуто впечатления пространственного прорыва.
Здесь чувствуется влечение художника к импрессионизму. Он воспринимал окружение не как фон. Его интересовал каждый кусок материи. Контуры предметов фигур смещаются. В какой – то степени его можно назвать родоначальником раннего русского импрессионизма.
С 90-х годов начинает работать в портретном жанре. Его модели – представители разных сословий, социальных групп, профессий. Несколько парадных портретов:
Портрет вел. князя Павла Александровича( 1897г., ГТГ)
В начале 1900-х портрет Остроухова(1902 г., ГТГ). Здесь нет фиксации мимолетности. Он замер в неожиданной позе. Горький для Серова один из тех, кто вел народ к революции. Писатель сидит на скамье, закинув ногу на ногу. Лицо повернуто к невидимому собеседнику. Движение модели сложно.
Портрет Горького 1905. Горький для Серова один из тех, кто вел народ к революции. Писатель сидит на скамье, закинув ногу на ногу. Лицо повернуто к невидимому собеседнику. Движение модели сложно.
Портрет Ермоловой(1905 г., ГТГ) и портрет Шаляпина (1905г., ГТГ). Вместо объема здесь господствует пятно, подчеркнуты контуры фигуры. Черты модерна (максимум декоративных возможностей, интерес к цветному пятну, гнутые линии, отказ от пленэрных задач, от реального истолкования пространства).
Любил писать артистов. В портретах показывает устойчивые привычки поведения, внимание к зрителю через выражение лица, положение тела, поза, жестикуляция.
Портрет Анджело Мазини ( 1890 г., ГТГ) – образ избалованного, любящего успех, своенравного итальянца.
Портрет Франческо Таманьо (1891г., ГТГ) (показывает артистизм модели).Главные качества модели намеренно подчеркиваются, становятся обнаженными.
Портрет Константина Коровина (1891г., ГТГ) ( глядя на него безошибочно угадывается живописец (по взгляду, поза человека, привыкшего писать, а не позировать).
Он никогда не изображает характер вообще. Его интересует определенный аспект характера.
Есть и психологические портреты (ориентированные на репинский психологизм) художник пишет состояние модели (Лесков 1894.,ГТГ) и Левитан (1893г.,ГТГ). Вершина серовского психологизма – портрет Лукомской (хотел угадать скрытую человеческую драму).
Портрет Иды Рубинштейн 1910г., ГРМ . В рамках модерна — изломанные линии. Это танцовщица, имевшая огромный успех в балетах Дягилева. Модель сугубо портретна. Она представлена в виде восточного рельефа. Фигура трактована плоскостно, оконтурена, явно преувеличена худоба и угловатость, В «раскраске принимают участие 3 цвета – синий
Фигура трактована плоскостно, оконтурена, явно преувеличена худоба и угловатость, В «раскраске принимают участие 3 цвета – синий, зеленый и коричневый».
В ряде других портретов он гротескно трактовал образ. Портрет Орловой (1911г., ГРМ). С. тонко передает фактурное и живописное разнообразие окружающую. Все предметы показаны фрагментарно.
На рубеже веков пишет 2 известнейших детских портрета.
«Дети. Саша и Юра»(1899 г., ГРМ ), «Мика Морозов» (1901г., ГТГ) ( детская непосредственность, наивность). Техника художника становится более выразительной, мазок приобретает экспрессивность и размашистость.
В конце века графика в его творчестве играет большую роль чем прежде. Серия литографических портретов деятелей искусства. Работает в акварели – «А.С.Пушкин» - «живой»Пушкин.
Еще в конце 80-х обращается к деревенской теме – Писал деревню осенью, зимой. Любил серое небо, осенние краски полей, покосившиеся избушки. Непосредственное наблюдение. В изображении деревни.
Некоторые пейзажи пишет в пастели. В середине 1900-х все реже обращается к пейзажу.
Революция 1905 года – Серов принимает участие в издании политического журнала Жупел. Для неё делает рисунок темперой – «Солдатушки браво ребятушки», ГРМ. Он противопоставляет беззащитных людей с выкинутым белым флагом и удалых казаков.
Первые исторические работы – иллюстрации к изданию Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» в них реализованы все мирискуснические принципы – для него важен дух, стиль эпохи. Здесь соединились серовский жанр и исторические картины ( «ПI на псовой охоте»(1902 г., ГРМ), «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» (1900г.,ГРМ). Реконструкция исторического сюжета. NB: традиция сюжетов исторического быта была начата Шварцем).
С. не раз обращался к изображению П1. После событий 1905 всерьез углубляется в эпоху П1. Он его воспринимал как воплощение исторической необходимости преобразования России. Жестокий, деспотичный, но великий и прекрасный он видит Россию. Это воплотилось в 1907 картина «Петр 1», ГТГ. Петр шагает по берегу Невы стремительный, страшный, долговязый. С. сгущает в его облике черты, характерные для него. П1 господствует над людьми, над природой. Тема величественного шествия. Тяготение к большому стилю.
В истории С. ищет связующие нити, в отличие от мирискусников, которые мечтают об ушедших эпохах.
В самые последние годы интерес к истории вытеснен интересом к античной мифологии. Для Серова в мифологии была двойная условность - условность мифа и исторической эпохи. + впечатление от Греции. (с Бакстом) «Похищение Европы» (1910 г., ГТГ). Мотив, навеянный поездкой в Грецию. Это вариант декоративного модерна, использованы символы. Серов мыслил ее как настенное полотно. Море напоминает шелк. Дельфины как эмблемы. Волны — орнаментальная сетка, наложенная на «шелк». Хрупкая фигура Европы имперсональна, она ничего не видит. Око быка — единственное проявление сознания.
«Одиссей и Навзикая» (1910., ГТГ). Новое решение, новая художественная концепция. Это самое светлое, самое отрадное произведение из поздних работ Серова.
Серов — последний крупный художник, воспитанный на реалистических традициях XIX века. Он был последним великим портретистом: после него этот жанр, составляющий особенную силу русского искусства, постепенно угасает и вырождается.
Литература по спискам Евсевьева М.Ю:
Грабарь И.Э В.А. Серов: Жизнь и творчество. М., 1965
Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х гг. Л., 1980
Сергей Эрнст В.А. Серов. 1921
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и перепискесовременников. В 2т. Л., 1971
Валентин Серов в переписке, документах и интервью. В 2т. Л., 1985, 1989
Примерное разделение на периоды.
1- ранний становление художника, знакомство и учеба у Репина Париж
2учеба в Академии художеств у Чистякова
3 разрыв с академией ,бросил
перед выпускным по рисунку
Поездка в Европу-
Я хочу больше радости в своих работах-его девиз
Конфликт поколений
5 Московский знакомство с Мамонтовсим кружком в Абрамцево .
Портреты Верочки Мамонтовой-девочка с персиками
Девушка освещенная Солнцем-Симонович
Дети
Домотканово-Дервиз
6 1900-1910-галерея портретов деятелей искусств
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.