logo
госы

Р. 36. Творчество в.Серова

Заслуги :

- открыл новые пласты жизни, недоступные до того времени искусству

- переосмыслил системы живописи и отыскал путь к новым живописным приемам

- завершил целое направление в развитии художественного творчества

Его мастерская : Петров-Водкин, Ульянов Кузнецов, Сарьян, Ларионов, Машков, Юон.

С. Был из семьи композитора и критика. В его квартире собирались Ге, Антокольский, Репин. Учился в Мюнхене, Париже( учился в мастерской Репина, когда он был в пенсионерской поездке во Фр).с 1880 учился в АХ у П.Чистякова. С. являлся членом совета Третьяковской галереи вместе с Остроуховым и дочерью Третьякова А. Боткиной, много путешествовал.

Больше всего работал в жанре портрета, но писал и превосходные пейзажи, исторические композиции (посвященные эпохе Петра и «царским охотам»), театральные работы. Несравненный анималист (иллюстрации к басням Крылова).

«Девочка с персиками» (1887г., ГТГ ) (позировала дочь Мамонтовых - Вера) и «Девушка, освещенная солнцем»( 1888г., ГТГ )( двоюродная сестра художника – Маша Симонович). Работы появились, когда ему было 20 лет ( первый расцвет его творчества). В эти годы художник посещал имение Мамонтовых - Абрамцево.

В «Девушке, освещенной солнцем» модель в состоянии полного покоя. Картина, наполненная светом, воздухом. Если в «Девочке с персиками» художник уравновешивает движение с помощью различных композиционных приемов, то в «Дев. освещенной светом» он ищет разрешение темы в гармоническом контрасте первого плана застывшей фигуры и второго плана, где достигнуто впечатления пространственного прорыва.

Здесь чувствуется влечение художника к импрессионизму. Он воспринимал окружение не как фон. Его интересовал каждый кусок материи. Контуры предметов фигур смещаются. В какой – то степени его можно назвать родоначальником раннего русского импрессионизма.

С 90-х годов начинает работать в портретном жанре. Его модели – представители разных сословий, социальных групп, профессий. Несколько парадных портретов:

Портрет вел. князя Павла Александровича( 1897г., ГТГ)

В начале 1900-х портрет Остроухова(1902 г., ГТГ). Здесь нет фиксации мимолетности. Он замер в неожиданной позе. Горький для Серова один из тех, кто вел народ к революции. Писатель сидит на скамье, закинув ногу на ногу. Лицо повернуто к невидимому собеседнику. Движение модели сложно.

Портрет Горького 1905. Горький для Серова один из тех, кто вел народ к революции. Писатель сидит на скамье, закинув ногу на ногу. Лицо повернуто к невидимому собеседнику. Движение модели сложно.

Портрет Ермоловой(1905 г., ГТГ) и портрет Шаляпина (1905г., ГТГ). Вместо объема здесь господствует пятно, подчеркнуты контуры фигуры. Черты модерна (максимум декоративных возможностей, интерес к цветному пятну, гнутые линии, отказ от пленэрных задач, от реального истолкования пространства).

Любил писать артистов. В портретах показывает устойчивые привычки поведения, внимание к зрителю через выражение лица, положение тела, поза, жестикуляция.

Портрет Анджело Мазини ( 1890 г., ГТГ) – образ избалованного, любящего успех, своенравного итальянца.

Портрет Франческо Таманьо (1891г., ГТГ) (показывает артистизм модели).Главные качества модели намеренно подчеркиваются, становятся обнаженными.

Портрет Константина Коровина (1891г., ГТГ) ( глядя на него безошибочно угадывается живописец (по взгляду, поза человека, привыкшего писать, а не позировать).

Он никогда не изображает характер вообще. Его интересует определенный аспект характера.

Есть и психологические портреты (ориентированные на репинский психологизм) художник пишет состояние модели (Лесков 1894.,ГТГ) и Левитан (1893г.,ГТГ). Вершина серовского психологизма – портрет Лукомской (хотел угадать скрытую человеческую драму).

Портрет Иды Рубинштейн 1910г., ГРМ . В рамках модерна — изломанные линии. Это танцовщица, имевшая огромный успех в балетах Дягилева. Модель сугубо портретна. Она представлена в виде восточного рельефа. Фигура трактована плоскостно, оконтурена, явно преувеличена худоба и угловатость, В «раскраске принимают участие 3 цвета – синий

Фигура трактована плоскостно, оконтурена, явно преувеличена худоба и угловатость, В «раскраске принимают участие 3 цвета – синий, зеленый и коричневый».

В ряде других портретов он гротескно трактовал образ. Портрет Орловой (1911г., ГРМ). С. тонко передает фактурное и живописное разнообразие окружающую. Все предметы показаны фрагментарно.

На рубеже веков пишет 2 известнейших детских портрета.

«Дети. Саша и Юра»(1899 г., ГРМ ), «Мика Морозов» (1901г., ГТГ) ( детская непосредственность, наивность). Техника художника становится более выразительной, мазок приобретает экспрессивность и размашистость.

В конце века графика в его творчестве играет большую роль чем прежде. Серия литографических портретов деятелей искусства. Работает в акварели – «А.С.Пушкин» - «живой»Пушкин.

Еще в конце 80-х обращается к деревенской теме – Писал деревню осенью, зимой. Любил серое небо, осенние краски полей, покосившиеся избушки. Непосредственное наблюдение. В изображении деревни.

Некоторые пейзажи пишет в пастели. В середине 1900-х все реже обращается к пейзажу.

Революция 1905 года – Серов принимает участие в издании политического журнала Жупел. Для неё делает рисунок темперой – «Солдатушки браво ребятушки», ГРМ. Он противопоставляет беззащитных людей с выкинутым белым флагом и удалых казаков.

Первые исторические работы – иллюстрации к изданию Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» в них реализованы все мирискуснические принципы – для него важен дух, стиль эпохи. Здесь соединились серовский жанр и исторические картины ( «ПI на псовой охоте»(1902 г., ГРМ), «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» (1900г.,ГРМ). Реконструкция исторического сюжета. NB: традиция сюжетов исторического быта была начата Шварцем).

С. не раз обращался к изображению П1. После событий 1905 всерьез углубляется в эпоху П1. Он его воспринимал как воплощение исторической необходимости преобразования России. Жестокий, деспотичный, но великий и прекрасный он видит Россию. Это воплотилось в 1907 картина «Петр 1», ГТГ. Петр шагает по берегу Невы стремительный, страшный, долговязый. С. сгущает в его облике черты, характерные для него. П1 господствует над людьми, над природой. Тема величественного шествия. Тяготение к большому стилю.

В истории С. ищет связующие нити, в отличие от мирискусников, которые мечтают об ушедших эпохах.

В самые последние годы интерес к истории вытеснен интересом к античной мифологии. Для Серова в мифологии была двойная условность - условность мифа и исторической эпохи. + впечатление от Греции. (с Бакстом) «Похищение Европы» (1910 г., ГТГ). Мотив, навеянный поездкой в Грецию. Это вариант декоративного модерна, использованы символы. Серов мыслил ее как настенное полотно. Море напоминает шелк. Дельфины как эмблемы. Волны — орнаментальная сетка, наложенная на «шелк». Хрупкая фигура Европы имперсональна, она ничего не видит. Око быка — единственное проявление сознания.

«Одиссей и Навзикая» (1910., ГТГ). Новое решение, новая художественная концепция. Это самое светлое, самое отрадное произведение из поздних работ Серова.

Серов — последний крупный художник, воспитанный на реалистических традициях XIX века. Он был последним великим портретистом: после него этот жанр, составляющий особенную силу русского искусства, постепенно угасает и вырождается.

Литература по спискам Евсевьева М.Ю:

Грабарь И.Э В.А. Серов: Жизнь и творчество. М., 1965

Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х гг. Л., 1980

Сергей Эрнст В.А. Серов. 1921

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и перепискесовременников. В 2т. Л., 1971

Валентин Серов в переписке, документах и интервью. В 2т. Л., 1985, 1989

Примерное разделение на периоды.

1- ранний становление художника, знакомство и учеба у Репина Париж

2учеба в Академии художеств у Чистякова

3 разрыв с академией ,бросил

перед выпускным по рисунку

Поездка в Европу-

Я хочу больше радости в своих работах-его девиз

Конфликт поколений

5 Московский знакомство с Мамонтовсим кружком в Абрамцево .

Портреты Верочки Мамонтовой-девочка с персиками

Девушка освещенная Солнцем-Симонович

Дети

Домотканово-Дервиз

6 1900-1910-галерея портретов деятелей искусств