logo
госы

1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.

Храм Петра Митрополита в Переяславле-Залесском (1585), ц. в Красном Селе (1591). Мемориальный характер шатровых памятников к концу XVI в. начинает забываться.

Завершение архитектуры XVI в. – ц. Бориса и Глеба в Борисовом городке (завершена в 1603 г.). Сохранились только чертежи. Борисов городок – царская резиденция Бориса Годунова, заброшенная после его смерти. Церковь разобрана на камень в XIX в. Колоссальная высота храма – 74 м. Церковь имела квадратный план, трехчастную апсиду, была поднята на подклет и с трех сторон окружена двухъярусной галереей. Церковь Борисова городка отличала виртуозная прорисовка деталей, изумительное чутье пропорций, однако суховатая графичность фасадов и отсутствие устремленности ввысь.

После Смуты каменное строительство возобновляется лишь в 20-е гг. XVII в. Декоративизм. Строят и двух- и трехшатровые храмы. Обычным становится несоответствие внешнего облика храма и его конструктивных особенностей. Так, например, по верху четверика шатрового храма могут располагаться закомары – имитация крестово-купольной системы.

Ц. Покрова в Медведкове (1634 - 1635). Особенность этого храма – по углам четверика на подклете расположены четыре глухие главки. Измельчение формы, шатер не принимает участия в формировании пространства.

Трехшатровый храм – Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе («Дивная церковь», 1628). Примыкает к трапезной. Продольная ориентация. Шатер не участвует в формировании внутреннего пространства. Интерьер церкви разделен стенами на три части, перекрытые сводами, над которыми расположены четверики – шатер становится чисто декоративной формой. Средний шатер выше боковых.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 - 1652). Наиболее яркое проявление декоративного значения шатра в архитектуре XVII в. Основное помещение церкви – прямоугольное, вытянутое с севера на юг, имеет низкий трехчастный алтарь. Как церковь, так и северо-западный придел, перекрыты сводами, причем над сводом церкви размещены три небольших глухих шатра, а над сводом придела – пирамида кокошников и маленький шатер, шейка которого служит световым барабаном и имеет окна. Кроме того, над восточной частью придела возведена шатровая колокольня. В целом создается сложная, несимметричная и очень живописная композиция, увенчанная пятью шатрами. Церковь в Путинках завершила собой развитие каменного шатрового зодчества: на этом оно прервалось. Очевидно, в шатровом храмостроении чувствовался какой-то светский оттенок. Запрет не коснулся завершения колоколен, крылец и гражданских построек.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4