Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
Историография:
Начало изучения – современники: Владимир Васильевич Стасов (подчеркивал достоинство библейских эскизов), А. Бенуа (положительная оценка творчества Иванова).
Ник. Ник. Пунин – статья о «библейскох эскизах».
Алпатов - 2хтомное исследование (1956): считает, что сама работа значительно уступает отдельным эскизам.
В последние годы – рост интереса к творчеству Иванова. Идея создания альбома его библейских эскизов с богословскими комментариями о. Александра Меня. Вступительная статья Нины Александровны Дмитриевой. Альбом пока не вышел.
Александр Иванов – сын исторического живописца Андрея Иванова, учился в Академии. Тщательно изучал эрмитажную коллекцию, увлекался творчеством Менгса.
Академические работы – «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, ГТГ), «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару» (1827, ГРМ).
1830-31 – через Дрезден едет в Рим. Копирует работы Микеланджело. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-34, ГТГ): античные образы видит как бы сквозь призму искусства Возрождения, еще много академических черт (уравновешенная композиция, мраморность тел).
Рождается замысел большой картины, смысл которой был бы доступен зрителю без объяснений, изучает памятники античного искусства, Возрождения (1834 – путешествие по Северной Италии). С 1833 пишет эскизы к «Явлению Мессии». «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1835, ГРМ): картина имеет огромный успех, Иванову дают звание академика, и он принимается за «Явление Мессии» (1837-1857, ГТГ). В течение 1837 разработана композиция, к 1845 картина практически готова, за исключением лица раба средней группы. В 1857 вместе с картиной отправляется в Петербург, где работа вызвала бурные неоднозначные обсуждения.
Этюды (ГРМ). По замыслу Иванова герои д.б. организованы в группы («ансамбли»): выходящие из воды старик и юноша, группа учеников, богатого и раба, группа дрожащих – отец и сын. Решающие значение у фигуры Иоанна – организует всю композицию. Его жест определяет движение всей массы фигур, направление взглядов. В основе каждого персонажа лежит реальный портрет. На следующем этапе художник привлекает головы античных скульптур. Потом согласование тона этюда с общим тоном всей картины («метод сравнения и сличения этюдов»). Действие происходит на природе, поэтому многочисленные пейзажные работы. (в них сложность и разнообразие форм растительного мира, причудливая анатомия древесных стволов и ветвей).
В годы, когда художник окончил свою работу над «Явлением Мессии», у него усилилась потребность критического осмысления канонического библейского текста. Реальные события ( революция 1848 года и наступление реакции в Италии) все больше убеждали Иванова в несостоятельности идеи его картины о том, что появление долгожданного Мессии способно разрешить социальные противоречия общества, переродить людей, уничтожить в мире зло. Мысль создать цикл библейско-евангельских росписей на стенах специально предназначенного для них здания. Однако в итоге серию созданных Ивановым эскизов нельзя назвать циклом, в них отсутствует единая мысль. Техника – акварель, карандаш, перо. Хранятся в ГТГ.
«Адам и Ева» - живые, естественные позы. «Народ израильский поклоняется золотому тельцу» - мотив единого порыва вакханалии. «Жертвоприношение Авраама». В этом листе своеобразное пространственное решение – совмещение трехмерного и плоскостного планов: рука ангела держит связанного Исаака, лежащего на втором плане, но весь корпус ангела вплотную придвинут к картинной плоскости и потому выглядит огромным. «Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака». (композиция опирается на византийскую традицию. Кроме трех странников в ней присутствуют Авраам и Сарра. Троица выглядит как дружеское пиршество.
Евангельские эскизы: «Благовещение» - один вариант более академический, второй – реалистический. «Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа». ( первый план занят изображениями, проснувшихся пастухов и стада овец, на небе крылатый ангел, он находится вне пространства, не подчиняясь законам перспективы. Такое изображение – единственное в искусстве 19 века. «Проповедь Иоанна Крестителя» ( изменил тип композиции, который использовал в «Явлении Мессии». «Женщины служат Христу» ( Христос лежит на земле рядом со своим любимым учеником Иоанном. Женщины напоминают грациозные терракотовые фигурки. «Преображение» решил показать Христа с учениками со спины.
Серия страстей: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа» ( представил Иисуса со стороны спины, совершенно обнаженным. Он напоминает Себастьяна с полотен итальянских мастеров 15 века. «Явление Христа Марии Магдалине» ( отличается от картины, написанной маслом в 1835. исчезла театральность, все более живо, естественно).
В истории искусства нет аналогии труду Иванова. Около 200 работ. Достоинство – прочтение священного писания с жизненных позиций.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.