logo
госы

Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова

Историография:

Начало изучения – современники: Владимир Васильевич Стасов (подчеркивал достоинство библейских эскизов), А. Бенуа (положительная оценка творчества Иванова).

Ник. Ник. Пунин – статья о «библейскох эскизах».

Алпатов - 2хтомное исследование (1956): считает, что сама работа значительно уступает отдельным эскизам.

В последние годы – рост интереса к творчеству Иванова. Идея создания альбома его библейских эскизов с богословскими комментариями о. Александра Меня. Вступительная статья Нины Александровны Дмитриевой. Альбом пока не вышел.

Александр Иванов – сын исторического живописца Андрея Иванова, учился в Академии. Тщательно изучал эрмитажную коллекцию, увлекался творчеством Менгса.

Академические работы – «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, ГТГ), «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару» (1827, ГРМ).

1830-31 – через Дрезден едет в Рим. Копирует работы Микеланджело. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-34, ГТГ): античные образы видит как бы сквозь призму искусства Возрождения, еще много академических черт (уравновешенная композиция, мраморность тел).

Рождается замысел большой картины, смысл которой был бы доступен зрителю без объяснений, изучает памятники античного искусства, Возрождения (1834 – путешествие по Северной Италии). С 1833 пишет эскизы к «Явлению Мессии». «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1835, ГРМ): картина имеет огромный успех, Иванову дают звание академика, и он принимается за «Явление Мессии» (1837-1857, ГТГ). В течение 1837 разработана композиция, к 1845 картина практически готова, за исключением лица раба средней группы. В 1857 вместе с картиной отправляется в Петербург, где работа вызвала бурные неоднозначные обсуждения.

Этюды (ГРМ). По замыслу Иванова герои д.б. организованы в группы («ансамбли»): выходящие из воды старик и юноша, группа учеников, богатого и раба, группа дрожащих – отец и сын. Решающие значение у фигуры Иоанна – организует всю композицию. Его жест определяет движение всей массы фигур, направление взглядов. В основе каждого персонажа лежит реальный портрет. На следующем этапе художник привлекает головы античных скульптур. Потом согласование тона этюда с общим тоном всей картины («метод сравнения и сличения этюдов»). Действие происходит на природе, поэтому многочисленные пейзажные работы. (в них сложность и разнообразие форм растительного мира, причудливая анатомия древесных стволов и ветвей).

В годы, когда художник окончил свою работу над «Явлением Мессии», у него усилилась потребность критического осмысления канонического библейского текста. Реальные события ( революция 1848 года и наступление реакции в Италии) все больше убеждали Иванова в несостоятельности идеи его картины о том, что появление долгожданного Мессии способно разрешить социальные противоречия общества, переродить людей, уничтожить в мире зло. Мысль создать цикл библейско-евангельских росписей на стенах специально предназначенного для них здания. Однако в итоге серию созданных Ивановым эскизов нельзя назвать циклом, в них отсутствует единая мысль. Техника – акварель, карандаш, перо. Хранятся в ГТГ.

«Адам и Ева» - живые, естественные позы. «Народ израильский поклоняется золотому тельцу» - мотив единого порыва вакханалии. «Жертвоприношение Авраама». В этом листе своеобразное пространственное решение – совмещение трехмерного и плоскостного планов: рука ангела держит связанного Исаака, лежащего на втором плане, но весь корпус ангела вплотную придвинут к картинной плоскости и потому выглядит огромным. «Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака». (композиция опирается на византийскую традицию. Кроме трех странников в ней присутствуют Авраам и Сарра. Троица выглядит как дружеское пиршество.

Евангельские эскизы: «Благовещение» - один вариант более академический, второй – реалистический. «Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа». ( первый план занят изображениями, проснувшихся пастухов и стада овец, на небе крылатый ангел, он находится вне пространства, не подчиняясь законам перспективы. Такое изображение – единственное в искусстве 19 века. «Проповедь Иоанна Крестителя» ( изменил тип композиции, который использовал в «Явлении Мессии». «Женщины служат Христу» ( Христос лежит на земле рядом со своим любимым учеником Иоанном. Женщины напоминают грациозные терракотовые фигурки. «Преображение» решил показать Христа с учениками со спины.

Серия страстей: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа» ( представил Иисуса со стороны спины, совершенно обнаженным. Он напоминает Себастьяна с полотен итальянских мастеров 15 века. «Явление Христа Марии Магдалине» ( отличается от картины, написанной маслом в 1835. исчезла театральность, все более живо, естественно).

В истории искусства нет аналогии труду Иванова. Около 200 работ. Достоинство – прочтение священного писания с жизненных позиций.