Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
Историография для первых двух вопросов.
По книге П.А. Раппопорта «Зодчество Древней Руси». Л., 1986.
История изучения (для вопросов 1 и 2). В XVIII веке памятники древнерусской архитектуры называли «готическими», не видели национальной специфики русского зодчества. В начале XIX в. начинается формирование романтического направления в русской культуре, появляется интерес к памятникам XVI – XVII вв. (Москва, отчасти Новгород). Внимание к отдельным зданиям обуславливалось необходимостью ремонтов. Из домонгольских памятников внимание привлекали киевский и новгородский Софийские соборы, Спасский собор в Чернигове, постройки Владимира-на-Клязьме. Первая попытка целенаправленного изучения памятников русского зодчества – «ученое путешествие по России» К.М. Бороздина (1809 – 1810 гг.) в сопровождении рисовальщика и архитектора. Альбомы с рисунками не изданы и стали известны только в третьей четверти XIX столетия.
В 1824 г. по инициативе киевского митрополита Евгения (Болховитинова) были раскопаны фундаменты Десятинной церкви (перед постройкой нового храма на этом месте). Было сделано описание раскопанных остатков, подняты вопросы изучения древней строительной техники. В 30-е гг. XIX в. несколько архитекторов и художников были командированы Академией Художеств в Киев, Москву, Новгород, Юрьев-Польской для изучения древнерусских храмов. Появления архитектурной археологии – в 1836 году Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани.
1836 г. – доклад А. Мартынова в Московском архитектурном училище «Речь об архитектуре в России до XVIII столетия». С 1846 года начинается издание альбома «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» с текстом Снегирева и рисунками Мартынова. В 1850 году стали выходить «Памятники Древнего русского зодчества» Ф.Рихтера, содержавшие уже не рисунки, а документальные чертежи. Оба издания посвящены в основном памятникам московского зодчества, домонгольские храмы – редкое исключение.
С середины XIX в. интерес к памятникам домонгольской архитектуры возрастает. Монография С.Г. Строганова «Дмитриевский собор во Владимире» - описание, чертежи, копии фресок.
1864 г. – создание Московского археологического общества, одной из задач которого было изучение памятников древнерусской архитектуры.
1871 г. – Тр. I Археологического съезда, статья А.С. Уварова «Взгляд на архитектуру XII века в Суздальском княжестве».1880 г. – работа Н.А. Артлебена, в которой автор детально описал 11 владимиро-суздальских памятников XII – XIII вв.
Дискуссии о самобытности древнерусской архитектуры, споры западников и славянофилов. Книга В.И. Бутовского «Русское искусство и мнение о нем Е. Виоле-ле-Дюка, французского ученого-архитектора, и Ф.И. Буслаева, русского ученого-археолога» (1879). Ф.И. Буслаев: архитектурные импульсы из Византии и романские элементы; Бутовский: Русь все получила из древних восточных традиций, отсюда самобытность русского искусства.
1893 г. – реставрация В.В. Сусловым Софийского собора в Новгороде.
1894 г. – первая «История русской архитектуры», написанная А.М. Павлиновым.
1895 г. – АХ начинает издавать «Памятники древнего русского зодчества». Только сохранившиеся здания, хотя к этому времени несколько памятников уже было раскопано (Смоленск – Полесский-Щепилло, Старая Рязань – Селиванов, Владимир-Волынский - Прахов).
Начало XX в. – реставрация и исследование П.П. Покрышкиным Нередицы, исследования им же церкви Василия в Овруче, церкви Спаса на Берестове. Милев – раскопки Десятинной церкви.
Итог дореволюционного изучения древнерусской архитектуры – «История русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря. В создании разделов по древнерусскому зодчеству принимали участие Павлуцкий, Щусев, Покровский.
После революции начинается научное изучение. 1920-е – 1930-е гг. – работы в Киеве, Чернигове, Полоцке, Смоленске (Моргилевский, Макаренко, Брунов, Хозеров). Общие проблемы истории архитектуры и развития архитектурных форм, вопросы стиля. Появление обобщающих работ – Некрасов, Брунов.
1930-е – начало систематических археологических работ. Н.Н. Воронин – Боголюбово, М.К. Каргер – Десятинная церковь. Восстановление древних форм памятников: ц. Пятницы в Чернигове, ц. Петра и Павла в Смоленске (П.Д. Барановский), ц. Бориса и Глеба в Чернигове (Н.В. Холостенко) и др.
1953 – История русского искусства в 12 тт. т.1. Автор раздела – Н.Н. Воронин.
1956 – История русской архитектуры. Автор разделов – Н.И. Брунов.
1982 – Раппопорт П.А. Русская архитектура X – XIII вв. Каталог памятников.
Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т.1. М., 1961. Т.2. М., 1962.
Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска. Л., 1979.
Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: К 1100-летию города. М., 1964.
Каргер М.К. Древний Киев. М., Л., 1958.
Каргер М.К. Зодчество Смоленска. М., 1964.
Каргер М.К. Новгород. М., 1980.
Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. М., 1987.
Комеч А.И. Каменная летопись Пскова. М., 1993.
Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971.
Десятинная церковь (989 - 996). Церковь Пресвятой Богородицы, точное посвящение не установлено (возможно, церковь Успения). Построена по заказу князя Владимира константинопольскими зодчими. Рухнула в 1240 г. при нашествии Батыя. 1828 – 1842 – на месте древнего храма строится новая церковь византийском духе по проекту Стасова.
Десятинная церковь – характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов. С трех сторон к церкви примыкали галереи, расширенные и усложненные в западной части, где, вероятно, находилась лестничная башня и крещальня. Несомненно, существовали княжеские хоры. В «Списке русских городов» отмечено, что Десятинная церковь имела «25 верхов». Многоглавие – отличие от византийских храмов (особенность, связанная с заказчиком – необходимость осветить большой храм с галереями). Два строительных периода: 989 – 996 гг. – основной объем; 1039 – внешние галереи. Церковь сложена из плинфы на цемяночном растворе в технике кладки со скрытым рядом. Ю.С. Асеев реконструировал вероятный внешний облик памятника.
Одновременно с Десятинной церковью возводится несколько каменных парадных дворцовых построек. Летопись говорит о том, что еще в 945 году княгиней Ольгой был построен каменный терем.
После постройки дворцовых зданий каменное строительство в Киеве временно прекращается.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Точная дата постройки неизвестна, однако известно, что к 1036 году (год смерти заказчика – кн. Мстислава) стены собора были выстроены на высоту «яко на кони стоящи рукою досящи». Сохранился до наших дней почти целиком. План: пятинефное здание с дополнительным членением (вимой) перед апсидами, что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Удлиненность здания и наличие внутренних аркад (северная и южная сторона подкупольного пространства) напоминают купольную базилику, но здесь четкая система сводов крестово-купольного храма. В северо-западном углу – круглая башня, ведущая на хоры. С юга была крещальня (в XVIII в. была построена симметричная северной башня).нарядная кладка опус микстум не предполагала побелку, декор – крест из плинфы, подобие бегунца, двухуступчатые ниши. Схожесть с центральной частью Десятинной церкви. Строительство этого собора – завершение целого этапа в древнерусской архитектуре.
После смерти Мстислава в 1036 г. самовластным единым правителем становится Ярослав Мудрый. До этого строительная инициатива принадлежала вовсе не киевскому князю Ярославу Мудрому, а его брату – черниговскому князю Мстиславу, по заказу которого был построен не только Спасо-Преображенский собор, но и церковь Богородицы в Тмутаракани (район Тамани, современный Краснодарский край). Церковь Богородицы была построена в 1022 году, ее остатки были обнаружены экспедицией под руководством Б.А. Рыбакова в 1955 году. Сохранились фундаменты, местами лишь фундаментные рвы. Храм представлял собой трехапсидную постройку с тремя парами столбов.
Строительство в Киеве. Под 1037 г. Повесть временных лет сообщает о строительных инициативах Ярослава: крепостные сооружения Киева, церковь Ирины, церковь Георгия, Золотые ворота и Софийский собор.
Софийский собор в Киеве (1037 - 1045). Строили, вероятно, не только византийские зодчие. Пятинефный крестовокупольный храм с пятью апсидами и двухэтажными галереями. В западную наружную галерею вкомпонованы две башни с лестницами для подъема на хоры. Два ряда галерей. 13 глав, не считая башен. Пирамидальная композиция.
Декоративные элементы – двухуступчатые ниши, колонки на апсидах.
Кладка опус микстум. Наиболее ответственные конструкции выложены из плинфы в технике кладки со скрытым рядом. Прямых аналогий киевской Софии в византийской архитектуре того времени нет, там строятся трехнефные одноглавые храмы.
Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050). План и объемно-пространственное решение ориентированы на Софию Киевскую. Работа тех же мастеров. Пятинефный храм, окруженный однорядной галереей. Три апсиды, одна башня, пять глав, не считая главы над башней. Новый типы сводов – щипцовый и в четверть окружности. Употребляются местные строительные материалы – ракушечник и плитняк.
Софийский собор в Полоцке (1050 - …). Исследован экспедицией нашей кафедры под руководством Вал.А. Булкина (вторая половина 1970-х гг.). Уцелели лишь фрагменты стен, включенные в структуру более позднего здания. Пятинефный трехапсидный храм без галерей. По летописным свидетельствам имел 7 глав.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.