I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
Это ученики мастеров Высокого Возрождения. Их творчество проникнуто кризисными явлениями - чувствуется смятение и отчаяние. Идут поиски нов. изобразительного языка:
Воплощенный в произведениях мир больше не подчиняется законам объективной реальности: нарушается пространственность, фигуры деформируются, вытягиваются и причудливо изгибаются, предметы утрачивают массу и тяжесть.
Краски более не передают реальных цветов, их сочетания порой пронзительны и обладают повышенной экспрессией.
Флоренция
Именно Флоренция явл. главным очагом формирования маньеристического искусства.
Якопо ПОНТОРМО (1494-1556)
В его творчестве раньше всего обнаруживаются симптомы кризиса. Ученик Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. В его ранних работах чувствуется влияние Леонардо и Сарто:
Роспись люнеты в вилле Медичи (ок. 1520). Еще проникнута жизнерадостным настроением.
Но уже с 1520-х гг. обнаруживаются признаки внутреннего разлада.
Снятие с креста (1528.)Отсутствует ясность пространственных отношений, фигуры приближены к переднему плану и громоздятся др. над др. Их движения беспокойны, лица взволнованы и бледны. Изломанное течение линий и отсутствие твердой опоры композиции создают впечатление неустойчивости, колебания. Резкое сочетание красок усиливает чувство тревоги.
РОССО ФЬОРЕНТИНО (1494-1540)
Ученик Андреа дель Сарто.
Снятие с креста (1521. Вольтера, Пинакотека). Здесь нет такой эмоциональной напряженности, как у Понтормо. Фигуры также приближены к переднему плану, краски яркие и повышенно интенсивные. Его больше всего занимает не драматичность сюжета, а причудливое сплетение силуэтов фигур. Построение всей композиции состоит из изгибов, углов и контрастов. Пространство намеренно сжимается.
В 1530 он уезжает во Францию, где положил начало школе Фонтенбло.
Рим
После смерти Рафаэля и отъезда Микеланджело ведущую роль здесь начинают играть их ученики.
ДЖУЛИО РОМАНО (1492-1546)
Ученик Рафаэля.
Роспись палаццо дель Те (1527-1531). Стремится поразить зрителя неожиданным эффектом. В зале Гигантов живопись, вступая в противоречие с тектоникой архитектуры, создает впечатление рушащихся устоев здания. Нарушение равновесия, перегруженность композиции, преувеличенность и судорожность движений, театральная, холодная патетика
АНЬОЛО БРОНЗИНО(1503-1572)
Ученик Понтормо.
Венера и Амур (1540-1545. Лондон, Национальная гал.). Манерность движений, вычурная изломанность тел, приближенность фигур к переднему плану, отказ от передачи пространства, акцентировка контура. Аллегоричность.
Выдающийся портретист. Умеет поставить эффектную композицию, придать величие модели, но не стремится к раскрытию внутреннего мира модели. Главное для него – социальное положение портретируемого, дистанция, отделяющая его от зрителя.
Портрет Элеоноры Толедской, портрет Бии, Козимо Медичи.
БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ(1500-1571)
Был известен как золотых дел мастер, но таких работ сохранилось мало:
Солонка Франциска I
Украшена фигурами Земли и Нептуна. Пропорции фигур удлинены, головы маленькие, движения сложные
Нимфа Фонтебло (Лувр)
Персей
ДЖОРДЖО ВАЗАРИ (1511-1574)
Написал во Флоренции и Риме большое количество фресок и картин, перепевая в них мотивы, созданные Микеланджело и др.
Ночь (Рим, галерея Колонна). Ярко проявляется подражательность его искусства. Он буквально повторяет одноименную статую Микеланджело, однако утрачивается могучая экспрессия прототипа.
Его фрески отличаются некоторой перегруженностью и вялостью, а также обилием аллегорий и символов.
Цикл фресок в палаццо Канчеллерия в Риме (1546)
Фрески в палаццо Веккио (1555)
Парма
ПАРМИДЖАНИНО(1503-1540)
Он явл. одной из центральных фигур маньеристического искусства.
Автопортрет в выпуклом зеркале (1522-1524. Вена. Музей истории искусства). Чувствуется изощренность, стремление поразить зрителя необычайной трактовкой мотива.
Мадонна с длинной шеей (1538-1540. Уффици). Создается аристократический рафинированный идеал красоты. Непомерно удлиненное тело, маленькая голова, змеистые очертания, манерная грация. Фигура Марии соседствует с ничего не несущим стволом колонны (колона без капители- символ смерти) и неоправданно маленькой фигуркой второго плана.
Его картинам присуща гладкая, эмалевая поверхность и светлый, холодный колорит. Блестящее мастерство рисунка и виртуозность композиции.
Его произведения оказали большое влияние на формирование зрелого классицизма.
Он оказал воздействие на Приматиччо, кот. с 1531 работал во Франции и был главой школы Фонтенбло.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.