logo
госы

I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)

Это ученики мастеров Высокого Возрождения. Их творчество проникнуто кризисными явлениями - чувствуется смятение и отчаяние. Идут поиски нов. изобразительного языка:

 Воплощенный в произведениях мир больше не подчиняется законам объективной реальности: нарушается пространственность, фигуры деформируются, вытягиваются и причудливо изгибаются, предметы утрачивают массу и тяжесть.

 Краски более не передают реальных цветов, их сочетания порой пронзительны и обладают повышенной экспрессией.

Флоренция

Именно Флоренция явл. главным очагом формирования маньеристического искусства.

Якопо ПОНТОРМО (1494-1556)

В его творчестве раньше всего обнаруживаются симптомы кризиса. Ученик Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. В его ранних работах чувствуется влияние Леонардо и Сарто:

Роспись люнеты в вилле Медичи (ок. 1520). Еще проникнута жизнерадостным настроением.

Но уже с 1520-х гг. обнаруживаются признаки внутреннего разлада.

Снятие с креста (1528.)Отсутствует ясность пространственных отношений, фигуры приближены к переднему плану и громоздятся др. над др. Их движения беспокойны, лица взволнованы и бледны. Изломанное течение линий и отсутствие твердой опоры композиции создают впечатление неустойчивости, колебания. Резкое сочетание красок усиливает чувство тревоги.

РОССО ФЬОРЕНТИНО (1494-1540)

Ученик Андреа дель Сарто.

Снятие с креста (1521. Вольтера, Пинакотека). Здесь нет такой эмоциональной напряженности, как у Понтормо. Фигуры также приближены к переднему плану, краски яркие и повышенно интенсивные. Его больше всего занимает не драматичность сюжета, а причудливое сплетение силуэтов фигур. Построение всей композиции состоит из изгибов, углов и контрастов. Пространство намеренно сжимается.

В 1530 он уезжает во Францию, где положил начало школе Фонтенбло.

Рим

После смерти Рафаэля и отъезда Микеланджело ведущую роль здесь начинают играть их ученики.

ДЖУЛИО РОМАНО (1492-1546)

Ученик Рафаэля.

Роспись палаццо дель Те (1527-1531). Стремится поразить зрителя неожиданным эффектом. В зале Гигантов живопись, вступая в противоречие с тектоникой архитектуры, создает впечатление рушащихся устоев здания. Нарушение равновесия, перегруженность композиции, преувеличенность и судорожность движений, театральная, холодная патетика

АНЬОЛО БРОНЗИНО(1503-1572)

Ученик Понтормо.

Венера и Амур (1540-1545. Лондон, Национальная гал.). Манерность движений, вычурная изломанность тел, приближенность фигур к переднему плану, отказ от передачи пространства, акцентировка контура. Аллегоричность.

Выдающийся портретист. Умеет поставить эффектную композицию, придать величие модели, но не стремится к раскрытию внутреннего мира модели. Главное для него – социальное положение портретируемого, дистанция, отделяющая его от зрителя.

Портрет Элеоноры Толедской, портрет Бии, Козимо Медичи.

БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ(1500-1571)

Был известен как золотых дел мастер, но таких работ сохранилось мало:

Солонка Франциска I

Украшена фигурами Земли и Нептуна. Пропорции фигур удлинены, головы маленькие, движения сложные

Нимфа Фонтебло (Лувр)

Персей

ДЖОРДЖО ВАЗАРИ (1511-1574)

Написал во Флоренции и Риме большое количество фресок и картин, перепевая в них мотивы, созданные Микеланджело и др.

Ночь (Рим, галерея Колонна). Ярко проявляется подражательность его искусства. Он буквально повторяет одноименную статую Микеланджело, однако утрачивается могучая экспрессия прототипа.

Его фрески отличаются некоторой перегруженностью и вялостью, а также обилием аллегорий и символов.

Цикл фресок в палаццо Канчеллерия в Риме (1546)

Фрески в палаццо Веккио (1555)

Парма

ПАРМИДЖАНИНО(1503-1540)

Он явл. одной из центральных фигур маньеристического искусства.

Автопортрет в выпуклом зеркале (1522-1524. Вена. Музей истории искусства). Чувствуется изощренность, стремление поразить зрителя необычайной трактовкой мотива.

Мадонна с длинной шеей (1538-1540. Уффици). Создается аристократический рафинированный идеал красоты. Непомерно удлиненное тело, маленькая голова, змеистые очертания, манерная грация. Фигура Марии соседствует с ничего не несущим стволом колонны (колона без капители- символ смерти) и неоправданно маленькой фигуркой второго плана.

Его картинам присуща гладкая, эмалевая поверхность и светлый, холодный колорит. Блестящее мастерство рисунка и виртуозность композиции.

Его произведения оказали большое влияние на формирование зрелого классицизма.

Он оказал воздействие на Приматиччо, кот. с 1531 работал во Франции и был главой школы Фонтенбло.