logo
госы

Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.

Иск-во монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итал., голл., нем. мастерами, носили преим. дидактич. характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов.

Здесь обстоит сложнее, чем в изобразительном искусстве. Причины: 8 веков на Руси круглой скульптуры не существовало, она считалась языческой. Если она и была, то преимущественно в виде рельефа. Деревянная скульптура также связана со стеной, она не была круглой скульптурой в европейском понимании этого слова.

Знакомство с европейской скульптурой в России происходило и благодаря планомерным закупкам произведений заграницей (в основном это были произведения позднего барокко, но иногда покупались и античные. Пр.: Венера Таврическая).

И, наконец, Петр стал приглашать мастеров. Но это не русская школа.

Двойственность ситуации – в н. 18 в. Синод издает указ о запрещении «истесанных, издолбленных и изваянных икон», практически одновременно началась работа над иконостасом Петропавловского собора и надзор за работой был поручен не представителю церкви, а художнику Зарудному. Таким образом, магистральный путь развития скульптуры петровского времени не культовый, а светский.

Летний сад и его скульптура

Летний сад создавался в соответствии с указаниями и вкусами Петра I, который желал иметь резиденцию "лучше, чем у французского короля в Версале". Европейская мода того времени требовала, чтобы сады украшались декоративными скульптурами. Статуи устанавливались вдоль аллей и на площадках, они украшали фонтаны, галереи, садовые павильоны. году. Датский посланник при русском дворе Юст-Юль видел "...с лишком 30 больших и малых статуй художественной работы".

Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов. Статуи и бюсты закупались в мастерских скульпторов или изготавливались на заказ. При украшении Летнего сада произведениями скульптуры его устроители строго придерживались правил подбора сюжетов и тем, бытовавших в Европе и изложенных в специальных справочниках. Собрание Летнего сада - первая коллекция светской скульптуры в России. С ее помощью Петр I намеревался знакомить своих подданных с античным искусством, мифологией, прививать им художественный вкус.

«Россика» — произведения иностранных мастеров в России,

Россикой обычно называется творчество иностранных художников, живших в России в XVIII – I пол. XIX вв. Пётр I, Елизаветa Петровнa, Екатерина II, Николай I.

Вначале они приезжали в качестве гастролеров, но вскоре их роль стала значительно шире – по контрактам они начали обучать талантливую русскую молодежь

Переход от иконописи к светскому искусству происходил постепенно, но икона на долгое время определила “ПАРСУННОСТЬ” в портретах XVIII века. Писать по-иконному было целое искусство, осваиваемое мастерами-иконописцами долгие годы. Живопись портретная или, как тогда говорили – “с живства”, принципиально отличалась от ИКОНОПИСИ. Портретным делом первыми стали заниматься иконописцы, бывшие на царской службе и работавшие в Оружейной Палате.

Иностранные учителя впервые появились в Москве: одним из первых в Россию приехал в 1687 году шведский портретист Гек; позже приехали на работу в Россию немецкие и голландские мастера. Под влиянием иностранной живописи и гравюр стала изменяться и икона: прихожане стали требовать икон, писаных “по-живописному”, а не “по-иконному”. Приверженцами старины остались только старообрядцы.

оценивалась исследователями разного времени по-разному: от чрезмерного преувеличения ее роли до полного непризнания таковой, что не соответствует истине в обоих случаях. Недооценка происходила, скорее всего, оттого, что в «россике» видели нечто уничижительное для отечественного искусства, забывая, что иностранные мастера работали в любой европейской стране, где оставляли след в меру своих дарований. (Иностранные художники приезжали в Россию еще в Древнюю Русь, особенно во второй половине XII века).

Конрад Оснор ст. Рельеф на Петровских воротах Петропавловской крепости — низвержение «Симона волхва».

Николя Пино. Скорее декоратор, чем скульптор. На тех же воротах ему приписываются фигуры Минервы и Белоны + приписываются кариатиды.

Андреас Шлютер. Вместе с артелью — рельефы между окнами 1 и 2го этажей дворца Петра в Летнем саду. В Летнем саде по проектам Шлютера были созданы Большая оранжерея и Грот. Обе эти постройки до сего дня не сохранились.

Андреас Шлютер составлял проекты, по которым возводился дворцово-парковый ансамбль Петергофа, в частности дворец Монплезир. Он же занимался оформлением интерьеров во дворце Меншикова, строительством в Ораниенбауме, Кикиных палат в Санкт-Петербурге.

Андреас Шлютер является автором убранства знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе. Украшения стен из янтаря архитектор создал ещё работая в Германии для короля Фридриха I. В 1713 году Янтарную комнату увидел Пётр I, а в 1716 году она была подарена королём Фридрихом-Вильгельмом русскому царю.

Шлютер проработал в России всего год.

Карло Бартоломео Растрелли.(1675-1744) Главная фигура. Называют Растрелли-отец. Приехал в М. в 1716 году. Привез с собой 16летнего сына.

Итальянец флорентийского происхождения. Надгробие маркизы де Помпон в Париже. В стиле барокко. Но Франция, родина классицизма, его не приветила. И он с огромным удовольствием едет в Россию.

Как архитектор был оттеснен Леблоном, хотя по договору нанимался как арх-р.

Познакомил Россию с бюстом, со статуей, со статуарной группой, с конной группой, т.е., по сути, открыл России все жанры.