logo
госы

1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).

Типичные французские готические соборы: 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, 2-башенным западным фасадом с 3 перспективными порталами и готической розой в центре.

Самым большим храмом ранней готики был собор Парижской богоматери (1163-1208). Пример перехода к зрелой готике – собор в Шартре (1194—1260).

Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декоративных деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене (самый большой и высокий собор во Франции), часовне Сент-Шапель в Париже (1243-48). Но скульптурное обрамление не скрывает конструкцию здания, как это стало в период поздней готики.

В конце 13 — 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные членения утрачивали тектонический смысл, скрываясь за обильным декором; преобладали искривленные синусоидальные линии т. н. пламенеющего стиля (собор в Руане, 14-15 вв).

2. В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Влияние Франции на Германию бесспорно – многие немецкие мастера учились и работали во Франции. Но это не помешало немцам сохранить свое национальное лицо.

Соборы обычно проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, роза часто заменена стрельчатым окном. Шпили башен очень высоки. Особенностью германской готики являются однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем (Фрейбургский собор 13-14 вв).

Гордость Германии, Кельнский собор (нач.1248 г.) был закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженным подлинным планам и рабочим чертежам. Прототипом для Кельнского послужил Амьенский собор. Страсбургский собор по сей день не закончен и, в отличие от Фрейбургского, только потому однобашенный.

В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особая кирпичная готика, нередко несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная, с замечательными декоративными эффектами (ц-вь Марии в Любеке, к.13-нач.14 вв.).

Скульптурный декор, как и в романский период, в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи. Используется не только камень, но и дерево, бронза. Характерна индивидуализация образов и драматизм повествования.