1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
Старые исследователи предполагали, что основу деисусного чина составляли иконы Феофана Грека. Так считают и сейчас. Праздничный чин обычно делили между Прохором и Рублевым. Делили исходя из стилистики – она совершенно не феофановская. Но Москва в 1547 году горела, выгорели все храмы, в т.ч. и каменные.
Иконы Благовещенского собора 1405 года, которые считались работой названных мастеров, погибли, но им на смену были принесены иконы того же времени, Деисус - возможно, из Архангельского собора, тоже Феофана. Праздничный чин – начала 15 века, но не Прохора и Рублева.
Спас в Силах.
На широком (вдвое больше других икон) поле иконы иконописец изобразил вписанные друг в друга квадрат и ромб интенсивного красного цвета (символ славы божества), пересеченные темно-синим овалом (символ небесных сил). На этом фоне, «в силе и славе», в богатых с золотом одеждах изображается Христос на троне.
Манера письма Феофана широкая, смелая.
Апостол Павел
Иоанн Златоуст
(1405 год – последнее упоминание о Феофане.)
Благовещение и Преображение (раньше отн. к Рублеву)
Преображение – не только персонажи, но и вся окружающая реальность, природа, светоносны, они как бы несут в себе способность к преображению.
Иконы из Успенского собора во Владимире. (в 1408 году там работают Андрей Рублев и Даниил Черный).
Павел/Петр из деисусного чина.
В деисусном чине главное – контур, силуэт. Деисусному чину отдавалось предпочтение.
Рождество (праздничный чин)
Звенигородский чин.
Был найден в сарае в Успенском соборе на Городке.
Это не раннее произведение, а работа зрелого художника, примерно второе 10-летие 15 века.
Спас, Апостол Павел, Архангел Михаил
Все в ГТГ.
Спас.
Взгляд направлен прямо на зрителя, в нем ясность, понимание и одновременно призывность, духовная требовательность.
От Христа Рублева излучается доверие к человеку. Он воспринимается скорее как сын человеческий, чем грозное божество.
Эта икона говорит о божественном в человеке. Образ поднимает, возвышает до себя.
Архангел Михаил
Из Архангельского собора Московского Кремля.
Подобно другим образам это и окно в иной мир, и одновременно идеальный человеческий мир, сочетающий духовность и просветленную плоть.
Троица.
1410е-1420е гг.
1904-1905 – была раскрыта, в 1918 г. – дораскрыта.
С 1929 г. – в ГТГ.
142×114 см.
Икона сразу же обращается не к уму а к сердцу.
Здесь вся полнота бытия в его самых сокровенных проявлениях.
Лики – плавью.
У Андрея Рублева краски – это образ единения, осветления и преображения.
Московская школа иконописи.
Московская школа 15 века развивалась под воздействием гениальной личности Андрея Рублева. Помимо живописных произведений, созданных в непосредственном окружении Рублева, имеется ряд других памятников, характеризующих московскую иконопись 15 века. В течение всего 15 века она сохраняет верность лучшим традициям Рублева в передаче движения и пространственной глубины, тяготеет к холодной гамме и к мягким красочным переходам. Порывистое движение в живописи 14 века сменяется более успокоенным; в композициях сильнее проступает ритм, краски приобретают особенную чистоту и прозрачность.
В московской иконе «Вознесенье» (ГТГ) тонко передан и стремительный полет Христа, и волнение апостолов, и сосредоточенность стоящей среди них стройной Марии. Отмечены характерные черты каждого из апостолов, и вместе с тем они образуют две слитные обрисованные ритмическим контуром группы. «Вознесенье» несколько суше и более мелочно по выполнению, чем иконы начала 15 века, но контрастное выделение фигуры Марии в темно-вишневом плаще на фоне ангелов в белоснежных одеждах придает этой московской иконе красочную глубину и пространственность, каких не найти в иконах других школ 15 в.
Дионисий.
Был мирянином, видимо, знатного происхождения. Возглавлял большую артель.
Лучше всего сохранились иконы конца 15 – начала 16 века, исполненные для вологодской округи.
Первое упоминание – 1479 г., роспись храма
В 1504 г. Дионисий работает в Иосифо-Волоколамском монастыре.
В 1508 г. Благовещенский собор московского Кремля расписывает Феодосий, сын Дионисия. Поп Тимофей, Ерец и Коня пишут иконостас.
Алтарная преграда украшена поясными изображениями преподобных. В них заметен пропорциональный канон. Они хорошо вписаны в вытянутый вертикально прямоугольник, фигура тоже вытянута. Лики не очень выразительны, виделяется одно – Алексей Божий человек.
Одигитрия.
1482 г.
Облачное Успение
Отнесение этой иконы к мастерской Дионисия вполне нормально
Спас в Силах
На обороте есть надпись, которая удостоверяет, что это работа Дионисия.
В сравнении с Андреем Рублевым Дионисий переносит внимание на целое. Икона создает целое впечатление, а не отдельный лик, образ.
Одигитрия
Из Рождественского собора Ферапонтова монастыря.
Сошествие во ад
Противопоставление светозарного верха и темного ада.
Образ Христа – образ торжества.
Григорий Богослов.
Кирилл Белозерский.
ГРМ.
В 20-е гг. 15 века образ Кирилла Белозерского был написан Дионисием Глушицким.
Парные изображения митрополитов Петра и Алексея в житиях.
Сподвижники московских князей – митрополиты Петр и Алексей представлены как идеалы твердости духа, нравственной чистоты и самообладания. В сцене «Алексей посвящает Андроника» в самой осанке двух фигур выражены их характеры. Алексей, как митрополит, полон сознания своего достоинства, перед ним, как перед старшим, покорно склоняется Андроник. Обе фигуры в темных монашеских одеяниях четким силуэтом вырисовываются на фоне монастырских стен и храмов. В отличие от новгородских икон, архитектурный фон у дионисия отмечен чертами некоторой трехмерности. В фигурах митрополитов в центре икон, торжественно воздевших руки, одетых в богатые облачения, можно заметить отголоски той холодной обрядности, которая начала проникать в искусство при московском дворе.
Отступая от традиций более ранних московских икон, Дионисий предпочитает гладкие, спокойные плоскости, ограниченные плавными контурами. Он пользуется при этом нежнейшими красочными полутонами, кое-где перебиваемыми насыщенными цветовыми пятнами.
Закладка Успенского собора митрополитом Петром.
Датируется концом 15-нач. 16 века.
Живопись певрой половины 16 века имеет дионисиевскую окраску. К середине века это исчезает, превалирует общерусское начало, к середине 16 века происходит преодоление дионисиевских традиций.
Апокалипсис.
Не сам Дионисий, но его окружен
Апокалипсис.
Не сам Дионисий, но его окружение.
Важна литературная основа.
Многофигурность, повествовательность, детализация, внимание к рассказу.
Огромная и сложная по композиции икона, выполненная в прозрачных голубых, золотистых и нежно-сиреневых тонах.
Каких-то принципиальных изменений в трактовке пространства не происходит.
Пространственное построение сводится к вариации того, что было.
Шестоднев.
Начало 16 века, ГТГ. Рассматривается в круге работ, которые восходят к Дионисию и его окружению.
Это поучение на шесть дней недели.
Здесь – 6 клейм в 2 ряда – праздники. В середине 2 ряда – Спас Иммануил. Внизу – 10 ликов праведников в клеймах.
Школы в первой половине 16 века еще различимы.
Московская школа.
Среднерусские иконы.
Часто употребляется зеленый цвет
Живопись Северо-Востока.
Псковская школа.
Жены-мироносицы у гроба.
Новгородская школа.
В первой половине 16 века новгородская школа живописи сохраняет свою поэтическую образность и высокий уровень мастерства.
Федор Стратилат в житии.
Вознесение.
1542 г., Новгородский музей.
Написана в Новгороде, а по всем параметрам – псковская.
30-40е гг. 16 века, лучшие иконы – в ГРМ.
Видение лествицы
Притча о слепце и хромце
Видение Евлопия
Новгородская школа и Северные письма
http://markiza-vera.livejournal.com/255687.html
http://markiza-vera.livejournal.com/255945.html
Псковская школа
http://markiza-vera.livejournal.com/256047.html
http://markiza-vera.livejournal.com/256502.html
шатровые храмы и нарышкинское барокко
http://markiza-vera.livejournal.com/279981.html#cutid2
Мозаики и фрески XI - XII вв. Система росписи храма, технические и стилистические особенности основных живописных ансамблей.
http://markiza-vera.livejournal.com/246427.html#cutid1
http://markiza-vera.livejournal.com/246607.html#cutid1
Архитектурные школы (направления) XII – нач. XIII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
http://markiza-vera.livejournal.com/235251.html#cutid1
http://markiza-vera.livejournal.com/237329.html#cutid1
http://markiza-vera.livejournal.com/237725.html#cutid1
Архитектура конца X - сер. XI века. Типологические и стилистические особенности.
http://markiza-vera.livejournal.com/234674.html#cutid1
Мозаики Кахрие Джами
http://markiza-vera.livejournal.com/195805.html#cutid2
Yandex.RTB R-A-252273-3
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.