Феофан Грек.
Феофан Грек.
(источник - Лекция В. А. Булкина.
Г. С. Колпакова «Искусство Византии. Поздний период.» СПб., 2004.)
Родился в 1340-х в Константинополе, представитель художественной и духовной элиты виз. Общества. Творчество – новаторство и индивидуальность
Приехал на Русь в 1378 г. с митрополитом Киприаном (мисмия пропаганды исихазма).
Письмо Епифания Премудрого (писатель) своему другу Кириллу Тверскому (архиепископ) о встрече с ФГ в Мск.: «философ зело хитрый, живописец отменный, пишет, не смотря на образцы, беседуя с приходящими и тп»
Расписывал культовые и свет. Постройки в Халкидоне, Галатее, Кафе (сейчас – Феодосия), Константинополе, на Руси в Нижнем Новгороде (не сохр), в конце 14 в – Москве (собор Рождества Богоматери, 1390, Архангельский собор, 1399, Благовещенский – вместе со своими учениками А. Рублевым и Прохором с Городца, 1405 (последнее упоминание о нём) – создание первого русского высокого иконостаса.
Феофан yкpасил Евангелие боярина Фёдора Кошки заставками и заглавными бyквицами. Посколькy оклад Евангелия относится к 1392 годy, есть все основания относить окончание pyкописи к томy же вpемени (Епифаний о нем: «книги изограф нарочитый»)
Новгород.
Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (постр. 1374, роспись – 1378, лучше сохр в барабане, куполе и Троицком приделе)
Особенности: барабан: кроме изображения Спаса Пантократора в скуфье купола, здесь появляются небесные чины – серафимы и херувимы, а также праотцы, вместо традиционных апостолов или пророков.
Идеол. Подоплёка – исихазм, учение о фаворском свете.
Колорит – в охристых и голубых тонах, с экспрессивными белильными движками – выражение нетварного света, пронизывающего преображенную плоть. Размашистый, уверенно положенный мазок, динамичная, эскизная манера письма. Строгие, одухотворённые образы.
Троицкий придел – личная молельня боярина Онцифора Даниловича, ктитора росписи. Центр. Изображение – Троица. Вписана в люнет, композиция подчинена сложной архит. Форме (свод в ¼ окружности). На стенах изображены столпники, подвижники, монахи-аскеты: Макарий Египетский, Климент Александрийский и др. Над входом в придел – Богоматерь Знамение и Архангел Гавриил.
Еще сохранилось, хотя очень плохо, изображение Христа на троне в алтаре, на епископском месте.
Иконы ФГ:
Московский период творчества. Отход от экспрессивной манеры к более реалистичной, хотя в русле исихаст. Идеологии. Центр. Идея – не аскетический подвиг, как в церкви на Ильине улице, а классические ценности гармонии и красоты. (нота бене: исихасты были против аскетизма как умерщвления плоти, они оправдывали человеческую телесность как дар Бога, видели в ней красоту. Идеал – преображённая плоть, достижение блаженства путём праведной жизни и молитвы)
1. Донская Богоматерь «Умиление». Около 1392, ГТГ.
острые белильные движки, богатый сочный колорит, телесная красота. На обороте иконы -
2. Успение Богоматери
Сдержанность – в колорите, в динамике
3. Преображение (главный сюжет для исихастов) около 1403. Византийский стиль периода торжества исихазма. Ослепляющий фаворский свет, экспрессия, динамика.
4. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля (были написаны для другого собора, и перенесены в Благовещенский после пожара 1547 г.): образы Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, апостола Павла. Изысканный колорит, изящные силуэты, одухотворённые лики. Первый русский деисус в полный рост. Иконостас дополнили иконы праздников, исполнены Андреем Рублёвым и Прохором с Городца.
Историография (из ответов прошлого года)
Личность и творчество Феофана вызывают интерес с 1918, когда были сделаны первые расчистки фресок ц. Спаса на Ильине и раскрыты иконы из Благовещенского соб. Первое научное исследование творчества Феофана принадлежит Грабарю, кот. в 1922 выпустил статью, в кот. попытался дать оценку творчества художника. Исследователь задумывал написать целую монографию, но не получилось.
Параллельно с Грабарем искусством Феофана интересовался Анисимов (30-е), усилия кот. были направлены исключительно на выявление произведений монументального искусства Феофана. Исследователь считает, что Феофан расписал также Волотово и Федора Стратилата, была выполнена Феофаном Греком. Несмотря на ошибочность этого предположения, мы должны отметить, что именно Анисимов первым указал на то, что все феофановские свв. полны внутреннего возбуждения при внешней неподвижности.
Муратов, Швейнфурт и Алпатов (все к.20-х – нач. 30-х) заостряют внимание на характеристике стиля Феофана в целом, чем на отдельных этапах развития мастера.
Михайловский и Пуришев пытаются поставить искусство Феофана во взаимосвязь с общеевропейскими процессами перехода от готики к Возрождению. Искусство Феофана они трактуют как духовно-титаническое, даже трагедийное. Они же первыми заговорили о связи его с исихазмом.
В 1961 выходит книга Лазарева «Феофан Грек и его школа». Это огромный обобщающий труд. Рассмотрена биография художника, его связи с византийской культурой XIV в., его произведения, степень влияния на искусство Новгорода и Москвы, выяснено его историческое место в развитии дррус. и византийской живописи. Исследователь вводит понятие школы Феофана Грека, к кот. он относит фрески Волотова и Федора Стратилата.
После этого уже не выходили монографии, а только статьи, посвященные отдельным вопросам. Одни исследователи (Голейзовский, Алпатов, Плугин, Ильин) выясняли связи Феофана с общественной средой в Византии и на Руси. Другие (Бетин, Лифшиц, Вздорнов) обратились к публикации нов. и недостаточно изученных памятников искусства Феофана и его школы.
Особенно острый интерес продолжало и продолжает вызывать отношение Феофана к исихазму. В литературе не установилось единого мнения о границах влияния исихазма на творчество Феофана Грека. Некоторые исследователи полностью выводят произведения, созданные Феофаном, из исихастского богословия. (Голейзовский) Другие писали о том, что «суровость» феофановских образов и их особая одухотворенность несомненно связаны с исихазмом, но произведения мастера свидетельствуют и «о глубокой неудовлетворенности мастера этим учением». (Лазарев); Алпатов пишет, что произведения Феофана свидетельствуют о его преданности памяти древней исихии, а вовсе не исихазма XIV века. «Отождествлять искусство Феофана со спорами богословов, считать, что он изображал тот самый свет, который апостолы увидали в момент Преображения, конечно, нет никаких оснований».
В 70-80-е гг. стали пересматривать происхождение целого ряда приписываемых Феофану произведений. Стали учитывать пожар 1547 и гибель многих икон Благовещенского соб., а также малые размеры этого соб. и ряд исследователей (Бетин) предположил, что иконостас был написан для Архангельского соб., а др. (Щенникова) относили его к Успенскому соб. в Коломне.
Значительным явлением стала изданная в 1978 Сарделисом монография на греч. яз., в кот. автор дает исчерпывающую картину эпохи и личности Феофана. В слудующем году появл. монография Алпатова.
В 80-е гг. вышла статья Малкова, кот. считает возможным формирование стиля Феофана в славянской художественной среде на Балканах. В к. 70-х – нач. 80-х вышло две монографии Вздорнова, одна из кот. полностью посвящена росписи Спаса на Ильине, а в др. сделана попытка осмыслить все творчество Феофана, исследователем также проводится антология всех исследований и собирается весь известный материал.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.