1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
В послевоенные годы Леже возвращается во Францию и вступает в коммунистическую партию. Организуются массовые выходы художников на предприятия. Леже отправляется на стройку.
Концентрация форм и насыщенность колорита характерны для поздних работ художника, которые появились после его возвращения во Францию: впечатляющие «Строители» (начало 1950-хгг) и типичные композиции последних лет, с их дерзким отделением фигур от областей цвета.
В картинах 1940—1950 годов Леже охотно заменяет индустриальный фон природными мотивами. Появляются гибкие деревья с ветвями, напоминающими яркие резиновые шланги, декоративные цветы с массивными, расходящимися в стороны лепестками, висящие в воздухе тяжелые птицы. Природа у Леже. так же как и человек, несет в себе механистическое начало. Цветовое построение работ послевоенных лет отличается большей дробностью подчас пестротой, что снижает их монументальное звучание, хотя и делает более нарядными. Леже обычно писал свои картины на больших холстах, подчеркивающих масштабность изображенного.
Истинное призвание Леже — монументальное искусство. К сожалению, при жизни Леже было осуществлено немногое из его монументальных замыслов, хотя проекты витражей, мозаик, настенной керамики создавались художником постоянно. Из исполненного следует отметить роспись на холсте "Передача энергии" для Дворца открытий на Всемирной выставке в 1937 г. На четырех панно художник создал впечатляющую панораму подчинения стихийных сил природы дисциплинирующей воле человека.
В послевоенные годы Леже делает витражи и шпалеру для церкви в Оденкуре (1951). Как и Матисс в "Капелле четок" в Вансе. он использует контраст почти аскетических форм интерьера со звучной игрой цветовых стеклянный плоскостей, через которые проходит свет. Но на этом сходство кончается — Леже не свойственен изысканный, просветленный декоративизм Матисса; сочетание цветов у него напряженное, тревожное. Вертикали оконных переплетов пересекают рисунок-каркас на котором изображены цветы, ветки терния, галльский петух, голубь, орудия пыток. Как и все. что создавал Леже в 40—50-е годы, витражи в Оденкуре, (которые с полным правом могут считаться одним из шедевров монументального искусства XX в.), соединяют в символических образах прошлое и настоящее, легенду и действительность, страдание и надежду.
Из мозаичных работ художника, к числу наиболее значительных следует отнести мозаику с керамическими вставками, которая украшает фасад музея Леже в Биоте. Она была создана вскоре после смерти Леже его учениками на основе эскиза, предназначавшегося для стадиона в Ганновере, оставшегося неосуществленным. Знание назначения мозаики существенно, потому что оно объясняет содержание керамических вставок: руки с волейбольным мячом и гонщик с перекинутым через плечо велосипедом. Спортивная тематика вообще была близка Леже. и он охотно вводил ее в свои произведения. Плавание, гребля, велосипед — все эти мотивы отвечали его энергичной натуре. Керамические вставки сделаны в графической манере— белый фон и выпуклый темный контур. Но какие великолепные сочетания звучных, локальных цветов находит художник в наборах мозаичных смальт: красные, зеленые, желтые, синие полосы и островки, сочетаясь друг с другом, образуют великолепную ритмически организованную декоративную полосу. Можно предположить, что Леже был бы удовлетворен тем. как декорирован его музей, так как именно монументальная живопись лидирует в этом ансамбле.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.