Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
Хофман В. Основы современного искусства. СПБ, 2004.
Герман М. Модернизм. СПБ, 2003.
Горяинов. Современное искусство Италии.
(кажется, ничего из этого на русском нет):
Rosa Trillo Clough, Futurism, The Story of a Modern Art Movement, a New Appraisal, New York, 1961
Marianne W. Martin, Futurist Art and Theory 1909-1915, Oxford, 1968
Боччони
1. Футуризм. Направления современного искусства. Richard Humphreys
2. Вызов живописи: кубизм, футуризм и возникновение коллажа. Christine Poggi.
3. Боччони: уникальные формы длительности в пространстве. John Golding 1972
4. Умберто Боччони. Ester Coen
5. Умберто Боччони. Uwe Schneede/ 1994
Моранди:
Giorgio Morandi: The Art of Silence by Janet Abramowicz
by Fabrizio D'Amico
Балла:
Giacomo Balla: Genio Futurista by Fabio Benzi
Де Кирико:
De Chirico Cameo (Great Modern Masters) (Hardcover) by Jose Maria Faerna
ФУТУРИЗМ
направление в лит-ре и изобр иск-ве. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, ф. в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего. Основоположник – поэт Филиппо Маринетти (наиюолее известная поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 в газете «Фигаро» - «Манифест футуризма», написанный для молодых итальянских художников. Цитата:»Самые старые из нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину мусора…». В манифесте провозглашается «телеграфный стиль», что так же положило начало минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолетом. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоенной техническим прогрессом. Мотоцикл – более совершенное творение, нежели скульптуры Микеланджело.
«Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Пафос разрушение и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Ф. как сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии.
Динамика движение – на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов.
Фотоаппарат и кинокамере заменят несовершенство живописи и глаза.
возник в начале XX века. 9 апреля 1909 г. – в парижской газете «Фигаро» опубликован первый манифест Маринетти. 1910 – «Манифест футуристической живописи», подписанный Карло Карра, Боччони, Северини и др. 1912 г. – шумная выставка футуристов в Париже в галерее Бернхейма, их выход на мировую арену. Представители искусства будущего – отражать ритм, основу современной жизни, движение, динамику. Машина – символ современности. Занимали откровенно негативную позицию по отношению к «старому искусству». Призывы к уничтожению музеев, к отказу от хорошего вкуса, «оплевыванию алтарей искусства».
ДЖАКОМО БАЛЛА (1871 – 1958) учился в Париже, увлекался импрессионизмом, потом вернулся в Италию, подписал «Манифест».
тесно сопрягал принципы живописи с приемами фотографии (опыт фотоэтюдов движение фотографов Мари и Мэйбриджем)
остроумно передавал в живописи движение автомобиля, полет ласточки и т.п.
1МВ усилила его мистико-теософские настроения: в 1915 вместе с Деперо опубликовал манифест О футуристической реконструкции Вселенной. Обратился к скульптуре: подвижные конструкции из проволоки, картона и глянцевой бумаги – первый опыт кинетизма в искусстве.
В 1920-е выражает свои мистические умозрения в беспредметных полотнах и графических листах, призванных воспроизвести феномен космического излучения.
Подписал манифест группы «Аэропиттура» (1929), провозгласившей наступление нового этапа футуризма. Однако на фоне творчества этой группы работы Балла – с их атмосферой загадочного отчуждения («Кресло странного человека») – приближаются скорее к «метафизической живописи де Кирико.
К концу 30-х отошел от авангарда, обратившись к традиционной фигуративной живописи.
- «Дама с собачкой» (1912) - передача движения в рисунке – принцип мультфильма: повторение движения.
-«Девочка, бегущая по балкону» - использовал серию фотографий выходящей на балкон девушки и, применив технику разделения, создал из едва связанных между собой пятен изображение, которое внушает зрителю ощущение скорости и энергии
-«Динамизм собаки на поводке» - Футуристический принцип симультанности Балла стремился реализовать приемами, характерными для хронофотографии и фотодинамики, т. е. путем совмещения на плоскости разных фаз движения объекта.
-«Демонстрация патриотов» (1915) - Национальный огонь, возбуждение и желание не остаться в стороне представлены здесь в виде блестяще выполненного абстрактного узора из развевающихся флагов. Флаги не трепещут на ветру, их раскачивают энтузиасты, с радостью готовые отправиться на поле битвы. Сам Балла, источник этой энергии, в армию не пошел и остался в Риме.
В таких композициях, как Пластичность света + скорость (1913, частное собрание), Линии в движении + динамические последовательности. Полет ласточек (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства), упругие пересечения дуг и углов создают сильный эффект многократно преломленных световых лучей.
«Трансформация духовных форм» (1918) – концепция «аэроживописи».
УМБЕРТО БОЧЧОНИ (1882 – 1916).
(кажется, ничего из этого на русском нет):
6. Футуризм. Направления современного искусства. Richard Humphreys
7. Вызов живописи: кубизм, футуризм и возникновение коллажа. Christine Poggi.
8. Боччони: уникальные формы длительности в пространстве. John Golding 1972
9. Умберто Боччони. Ester Coen
10. Умберто Боччони. Uwe Schneede/ 1994
Первоначально работал в духе итал веризма, затем живопись его обрела пуантилистский характер. В 1907 знакомится с Маринетти. Вдвоем – ведущие фигуры футуристического движения. Один из главных авторов Технического манифеста футуристической живописи (1910). В зрелых вещах мастера ключевые для этого направления понятия брутальной силы,скорости и энергии принимали вид тотальных катастроф, преобразующих старое общество в вихревой круговорот обломков и людских толп. «Город восстает» (1910), либо претворялись в образы психологических потрясений, как бы позволяющих увидеть человека изнутри серия «Состояния души. Те, кто ушли» (1913). Разлагал форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения «Динамизм велосипедиста» (1913). При этом колорит его картин выделяется жестким драматизмом.
освоив опыт кубизма, работал как скульптор, придавая процессу дробления и раскручивания форм реальную связь с окружающей средой.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.