И.Е.Репин - портретист
Историография:
М. Немировская «Портреты Репина.Графика».1947
И.Грабарь «Репин»,2 тома. 1963 (был учеником Репина).
«Художественное наследство И.Е. Репина»,2 т. Под ред. И.Э.Грабаря и И.С. Зильберштейн.
За год до поступления Репина в АХ в ней произошло весьма значительное событие. 14 художников, стремившиеся утвердить в своем творчестве новые принципы демократического искусства, покинули АХ в знак протеста против академической рутины, не пожелав писать работу на заданную Академией тему. Они организовали Артель художников, которую возглавил Крамской. В 60-е годы и происходило формирование мировоззрения Репина, становление его творческого метода.
Р. прошел 2 школы:
1.АХ. Она дала художественную грамоту. Академическое начальство стремилось утвердить его на пути традиционного академического искусства.
2. Артель. Общение с Крамским и Стасовым. Стремился выйти на реалистический путь.
Творчество: 1. работает над академическими композициями. 2. «Для себя» пишет портреты и жанровые картины.
В портретном творчестве Р. м. выделить несколько периодов:
→ 50 –60 г. В 50-е годы еще есть статуарность, глухой колорит. Уже в 60 годы более свободно и непринужденно передает модель. Цвет становится более ярким, звучным, хотя временами и локальным.
→ 70 г. Появляются первые групповые портреты.
В 1871-72 гг. работает над большим групповым портретом «Славянские композиторы», заказанным художнику для гостиницы «Славянский базар» (сейчас украшает фойе Б. зала Московской консерватории). Воля заказчика изобразить современников и композиторов, которые уже умерли. Р. избежал стандартной парадности и свободно расположил героев на холсте.
«Мужичок из робких»
1876-1878 Р. был в Чугуеве, погружен в народную жизнь. Постоянно бывал на свадьбах, базар, кабаках, трактирах. Искал образы, явления. Здесь начинается его работа над крестьянской темой. Измученное, исхудалое лицо «Мужичка» с больными слезящимися глазами. Глубокий и сложный образ. Сквозь усталость злоба, недоверие к господам. Корпус наклонен вперед, подчеркивая нервность образа, настороженность, выжидательность. Для этого портрета позировал дальний родственник художника.
В это же время пишет «Протодиакона». Портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова. Изначально как этюд для крестного хода. Р. создает монументальной образ. Мощный торс, большие сильные руки, пышущее жаром лицо, пронзительный взгляд – утверждение силы жизни. Репин видел в дьяконе отголосок языческого жреца. В картине одновременно и критика и утверждение положительного идеала. Типический образ был найден с натуры. Картина написана очень темпераментно: широко, сочно, сильный и пластичный мазок.
→ 80-е г.
В эти годы изучает живопись «старых мастеров». Веласкес, Рембрандт. В это время пишет портреты «Крамского», «Мусоргского». Пртр. М.П. Мусоргского (ГТГ),1881 г.(написан за несколько дней до смерти музыканта). Он написан в больнице. На лице следы неизличимого недуга. Он изображен погруженным в глубокую мысль. Легкие мазки лепят объем головы и тела.
В 1887 г. Р. создает одно из лучших произведений русского портретного искусства- пртр. Л.Н.Толстого (ГТГ).Он создал образ народного заступника, великого мыслителя; писателя, воплотившего в себе силу народную. Художник подчеркивает внш. простоту героя- его скромный костюм, простые черты лица, привыкшие к физическому труду руки.
«Портрет Пирогова» 1881г.
Написан во время приезда знаменитого хирурга на юбилей в Москву в течение трех сеансов. Репин настолько увлекся своей моделью, что кроме живописного исполнил скульптурный портрет Пирогова. Чуть закинутая голова, крепко сжатые губы и складки между бровями читаются волевая целеустремленность, сильный ум, крутой нрав. Не идеализирует модель, он подчеркивает в ней главное.
«Портрет Стасова» 1883г. Написан в Дрездене во время совместной поездки. Р. запечатлел его в момент внутреннего напряжения и вдохновенного подъема. Написан в 2 сеанса. Известно 5 портретов Стасова. Портрет исполнен широкими, хорошо лепящими форму мазками. Серебристая гамма.
В 80 создает женские и детские портреты.
«Надя Репина».1881
Детские портреты немногочисленны и чаще всего с его детей. У него есть портреты и портреты – жанры. «Надя Репина» - портрет-жанр. Изображает просыпающегося ребенка. Светлая, красочная гамма, Контраст теплого тона смуглого лица с холодными тонами подушки делает его особенно нежным и прозрачным. Письмо сочное и энергичное, хорошо передающие рельеф тела и различие материалов.
«Портрет Стрепетовой»
Впервые нарисовал Стрепетову в 1878 в различных ролях. – наброски, Затем в 1881 изобразил ее в роли Елизаветы в пьесе Писемского «Горькая судьбина». Этот портрет 1882 в поисках образа в одиночном заключении. Подчеркнул глубокий трагизм натуры, её скрытую душевную муку, высокое духовное благородство. Затаенную душевную скорбь передал с присущей ему пластической силой.
«Отдых» 1883 (жена Репина, Вера Алексеевна). Молодая женщина, безмятежно уснувшая в кресле. Образ полный покоя, теплоты. Сложный интересный разворот фигуры. Почти монохромно колористическое решение. Этюдность.
Парадный портрет - «Икскуль», психологическая характеристика. Изысканность, чопорность, аристократизм.
→ 90-е -900 –е гг.
Новое время выдвигало новые вопросы. Замечательные графические портреты создает Р. «Портреты Элеоноры Дузы « 1891г.(ГТГ), «В.А.Серова»,1901 г.(ГТГ) и др. В этих портретах он чаще всего обращается к образам художников, людей искусства. В них раскрыта внутренняя свобода человеческой личности. Здесь рождалась та тема портретного искусства, которая с особой яркостью была решена в 900-е г. учеником Репина – Серовым. Самым глубоким портретом является пртр. трагической актрисы Элеоноры Дузе. Она погружена в свои печальные думы, но при этом смотрит на зрителя.
В эти годы Р. часто пишет пленэрные портреты. «Осенний букет» (портрет дочери, возможно, влияние Серовской девушки, освещенной солнцем; Человек показан в связи с природой. Единство колорита.
1901-1903г. «Торжественное заседание Государственного Совета». Помогали ученики – Кустодиев и Куликов. Большие эскизы. Пишет зал «с верхней т.з. чтобы вместить большое количество людей. Наполняет зал светом и воздухом.
Графический портрет (около 1000 рисунков, его графики повлияла на Серова)
Акварельный. Виртуозно владел техникой. Писал разнообразные - то нежно прозрачные, то насыщенно локальные.
Графика.
В его творчестве произведения графики приобретают художественную самостоятельность (до этого рисунок подсобный материал по отношению к живописи).
В 60-70 гг. карандашные портреты занимают особое место и оказывают воздействие на живописные. Графического портрета. как жанра пока нет. Вторая пол. 70 г.-возвращение из пенсионерской поездки, время зрелости художника. Судьба страны теснейшим образом связана с судьбами русского крестьянства. В этот период меняется круг моделей. Он значительно расширяется (до: близкие, родные, члены семьи; + крестьянские пртр.). Богатство штриха, применение растушки.
Серия абрамцевских рисунков (подмосковная усадьба Мамонтова, культурный центр округи).»Портреты Мамонтовой», «С.И.Мамонтова» 1879 г.
Графические портреты 80-х гг. очень разнообразны, носят случайный характер, хотя кач-во высокое (портреты Ады, 1882 г.-богатство тональных переходов и разнообразие шриха).
На акварельные пртр. молодого Р. сказались традиции салонного пртр. Иногда репинские акварели тяготеют к графике( близки по задачам). В 1888 г. появляются большие черно-белые портреты(« писатель А.И. Леман»(ГРМ), «гравер В.В. Матэ» (ГРМ).
На рубеже 80-90 гг. новый этап, характеризуется поиском отвлеченных решений. В 90-е г. Р. не создает больших произведений на современные темы. Выход из ТПХВ, участие в реформировании АХ, активная преподавательская деятельность. Взгляды резко меняются. Традиции великих живописцев, мастеров старого, точного рисунка- противопост. современному состоянию живописи.
В 90-х г. создание пленэрной группы портретов, больших графических портретов выполненных углем и пастелью.
В к. 90- н. 900х гг. все чаще обращается к цветному рисунку. Работы выполнены темперой, сангиной, пастелью с добавлением гуаши и белил.
Особое место среди пртр.графики позднего Репина занимают рисунки, сделанные для альбома К.И. Чуковского(«Чукоккалы»,1914-1915 гг.)- носят юмористический характер. Рисунки сделаны экспромтом, шутя.
Его портреты не носили заказной характер и не служили источником материальных благ. Это были в большинстве своем изобр.лиц, игравших в жизни страны большую роль.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.