Жанр и пейзаж передвижников
Передвижники – художники, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, противостоявшего официальному центру искусства – Академии художеств. Товарищество было основано в Петербурге в 1870 г. Ему предшествовало возникновение в 1863 г., после «бунта 14ти», петербургской художественной Артели – первой Артели свободных художников, которую возглавил Иван Николаевич Крамской. В 1864 г. возникает вторая Артель, «максимовская». Эти объединения полностью себя не оправдали, и к к. 60х гг. назревает потребность в новой форме организации, которая позволила бы художнику быть свободны от официальной опеки и в то же время обеспечила бы ему тесные прямые связи со зрителем. С предложением создать такое объединение выступил в 1869 г. Григорий Григорьевич Мясоедов. Своим замыслом он увлек В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. Н. Крамского, уже порвавшего к этому времени с петербургской Артелью. Сама идея передвижных выставок сводилась к тому, чтобы «вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих, и сделать его достоянием всех…» (Николай Александрович Ярошенко). И сюжеты, и изобразительный язык своих произведений художники старались сделать доходчивыми, доступными пониманию каждого. Отсюда и передвижная форма выставочной деятельности. 1869 – объединение московского ядра с петербургской Артелью. Первая выставка – в Академии 29 ноября 1871 г.
Историография.
Литература о передвижниках делится на :
1. Книги об истории создания товарищества, выставках и отдельных рисунках
2. Литература об отдельных художниках ( перечислять нет смысла, она бескнечна)
3. Книги, где рассматриваются проблемы развития жанра, пейзажа, натюрморта
Точка зрения на творчество передвижников:
В дореволюционное время . Горячо поддерживались Стасовым. Но на рубеже веков художники, принадлежащие «миру искусства», символисты и т.п. отрицательно высказывались насчет передвижников, обвиняя их в чрезмерных нравоучениях и проповедях. Для них ( нового поколения) превыше всего были интересы искусства.
Бытовая живопись. Есть отдельная книга, посвященная истории жанра: «Русская жанровая живопись в XIX начале XX века. Под ред. Гориной Т.Н. М., 1964.
Серьезно историей передвижничества и оценкой творчества передвижников занималась Рогинская. Рогинская Ф.С. Товарищества Передвижных Художественных Выставок: Исторические очерки. М., 1989.( Дает не только описание, но и суть творчества)
Пейзаж отдельная монография:Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа.Вып.2.М.,1959. Этот же авор занималась творчеством отдельных пейзажистов : Васильев, Суриков.
Жанр передвижников.
По сравнению с 50-60ми гг. жанр меняется в связи с новыми, пореформенными условиями жизни. Просветительский пафос сдвигается в сторону бытописания, художники ищут положительное, двигаясь в глубину явлений. Исчезает прежняя повествовательность, интерес художников смещается к человеческим характеристикам. В связи со стремлением к панорамному показу действительности увеличиваются размеры холста.
Василий Максимович Максимов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875): сохраняются академические композиционные принципы, но есть и новые черты: показано достоинство крестьянского мира, здесь главенствующий мотив не обличение суеверия, а фольклорный элемент.
Григорий Григорьевич Мясоедов. «Земство обедает» (1872): фризофость в картине – о академизма, обличительность – от 60х, формат – от 70х.
Константин Аполлонович Савицкий. «Ремонтные работы на железной дороге» (1874): первое в русской живописи изображение производственного процесса. «Встреча иконы» (1878).
Николай Александрович Ярошенко. «Кочегар» (1878), «Заключенный». Эти работы задирают общественную совесть; Ярошенко «пролетаризирует» крестьянство. Вновь проявляются черты караваджизма. Заключенный – это символический штамп 1870х. «Студент», «Курсистка» (н. 1880х) – картины-плакаты, образы бунтовщиков. «Портрет Стрепетовой» (1884): изображена в кандалах, что придает ей символическую роль «вечной женской доли». «Всюду жизнь» (1888) – перекличка с Толстым, намерненная примитивность, сентиментальность.
Владимир Егорович Маковский. «Любители соловьев» (1872-1873), «Вечеринка» (1875-18Пейзаж передвижников.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Грачи прилетели» (1871): передвижники вносят в пейзаж новое чувство природы: не эффект, не чертеж, не аллегория – а некое состояние, мироощущение. Отсюда интерес к переменчивым состояниям: весне, осени, оттепели и т.п. (в первой трети XIX в. главным сезоном для пейзажистов было лето). «Проселок» (1873). Этим двум основным работам Саврасова предшествовали трудные поиски: «Вид на Кремль с Крымского моста» (1851) – попытка учесть все. «Сельский вид» (1867) – влияние Дюссельдорфской школы. «Бурлаки на Волге» - попытка жанрировать пейзаж.
Федор Александрович Васильев. «Оттепель» (1871) – мотив, близкий Саврасову, но лирика васильева более эпична. Интересный композиционный ход: ложная центровка (деревья), остальное пространство совершенно не организовано, отсюда ощущение перепутья, смутности. Несколько пейзажей с названиями «Перед дождем», «После дождя», «После грозы» - вновь виден интерес к пограничным природным состояниям.
Иван Иванович Шишкин. В ранних работах похож на Саврасова («Рожь», 1878). Живопись Шишкина яркая, лапидарная, ему удается создать картинный эффект почти академического толка. «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Корабельная роща» (1898) – Шишкин, напротив, любит регистрировать устойчивые состояния природы, любит хвойный лес, дожди появляются у него лишь в позднем творчестве. «Утро в сосновом лесу».
Василий Дмитриевич Поленов. Работал на пленэре. «Московский дворик» (1878): идиллический пейзаж, Поленов выступает как предвестник смены мироощущения, утверждая естественность положительного, красоту как дар.
Архип Иванович Куинджи. Начал как передвижник и закончил почти беспредметным пейзажем. «Березовая роща» (1879) – пейзаж как театральная декорация. Все чаще главными героями выступают луна и небо – отсюда монументальность, величие («Лунная ночь на Днепре», 1880). Это возвращение к романтизму с одной стороны, и шаг к модерну – с другой: холст воспринимается как экран, на который проецируется пейзаж, усиливается декоративность картины.
Исаак Ильич Левитан. Дружил с Чеховым, и Паустовский замечает сходство их произведений. «Осенний день. Сокольники» (1879) – продолжение традиции Саврасова и Васильева. Осень – любимый сезон художника. Не стремился населять пейзаж людьми (фигура женщины дописана Николаем Чеховым, братом писателя). «Владимирка» (1892): пейзаж кажется обманчиво задорным, но, прежде всего, благодаря колориту, раскрывается тоскливый образ дороги. «Над вечным покоем» (1894): три стихии - земля, вода и небо - охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщенно, большими, четко очерченными массами. И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих - художник создает величественный, монументальный образ природы.На всех полотнах Левитана природа живет, проникнутая человеческими чувствами, настроениями, переживаниями. В этой картине "психологизм" приобретает новое качество: здесь природа тоже "живет", но собственной жизнью, протекающей помимо воле человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былина79), «На бульваре» (1886-1887).
Каково значение пейзажной и бытовой живописи в творчестве передвижников? каким образом принципы передвижников получили отражение в этих жанрах?
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.