З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
В эпоху Возрождения всё средневековье называли готикой и не считали искусством
С 19 в – интерес к средним векам. Термин – Арсис де Комон в 1823 (о 10-11 вв) – из аналогий с римскими полуциркульными формами
(В 1834 году Арсис де Комон организовал Французское археологическое общество, которое с тех пор ежегодно проводит свои конгрессы в одной из французских провинций)
Разделение на романику и готику – с сер 19 века
Романская скульптура изучается только с 20 в (Эмиль Маль, Анри Фоссийон)
Цецилия Генрихован Нессельштраус Искусство раннего средневековья (еще- о Дюрере)
С 11 в. французские церкви стали украшать рельефами. Сначала скульптура употреблялась очень скромно. Лишь с 12 в. она распространяется повсеместно. Теперь скульптура украшает все фасады храма, играет главную роль в декоре.
Особенно богато украшаются скульптурой порталы.
Скульптура не круглая, это рельеф, который чем ближе к готике, тем выпуклее.
Основные материалы – песчаник, известняк.
Родина скульптуры:
- Лангедок
- Прованс
- Бургундия
Сюжеты различные, стилистика постепенно стремится к динамике.
Западный портал – главное место, которое отделяет грешный мир от мира священного.
Над главным входом (на полукружии - тимпане) – Страшный суд (Апокалипсис) или Христос в окружении евангелистов и 24 апокалипсических старцев (сюжет из апокалипсиса).
Исключение – сюжет из Притчи.
По бокам от входа – пророки и апостолы (Петр, Андрей, Иеремия, Исайя).
На капителях – отдельные персонажи и сюжетные сценки (бегство в Египет, Тайная Вечеря). Фронтоны и порталы богато орнаментированы.
Лангедок: (Сен Этьен, Дорадо – разрушены в 18 в.; Сен Сернен)
- сюжетное влияние соседней Испании
- впервые в скульптуре апокалипсические сцены.
Сен Сернен сохранился в практически неизменном виде до настоящего времени. Находится на пути паломничеств в Испанию. Рубеж 11-12 вв. На западном портале – Христос в окружении 4х евангелистов. Композиция восходит к миниатюре. Над входом – декоративные ниши, орнаментальные вставки 2х крылатых животных. Между ними декоративная ниша – перспективный портал.
Расцвет романской скульптуры: ц. Св. Петра (Сан Пьер) в Муассаке. Рубеж 11-12 вв. Скульптура – середина 12 в. Колокольня – 17 в. В тимпане - - Христос в окружении 24 ап. старцев, 3 яруса, диаметр тимпана = 5м 68 см.
Тимпан – «Апокалипсическое видение», весь в фигурах. Христос отличается размерами. Все старцы похожи друг на друга. В стремлении к динамике, мастера причудливо, неестественно изогнули тела старцев, их головы запрокинуты. Экспрессия преувеличена.
По бокам от входа – фигуры святых, перспективные порталы, растительные вставки, листья акантов.
Левая статуя – пророк Иеремия. Борода-свиток, скульптура некруглая, не отделена от стены, пластичность образов, динамика, экспрессия.
Ракурс – фас, но отделены от портала.
Рядом – Св. Петр. Ключ в руках. Волнеобразный орнамент. Петр – олицетворение прорыва. Его тело словно застыло в момент наивысшего напряжения.
Фрагменты южного портала – сцены из евангельского цикла: Мария на ослике и др. Мастера теряют мастерство, по сравнению с Петром.
Храм в Суйаке (посв. Богоматери) – к.11 в., скульптура от 1132 – 1145 гг.
Тимпан – сцены из легенд о чудесах Богоматери. Особенность – здесь нет центральной крупной фигуры, вокруг которой строилась бы композиция.
Черта французских рельефов – боязнь пустот.
Собор Сен Лазар в Отэне (Бургундия) сохранил лучшее из дошедших до нас изображений Страшного суда – второй любимой темы романских рельефов. Здесь больше мягкости, нежности, чем в Муассаке.
Большое место занимают сюжеты нерелигиозного происхождения. Пример: Сент Мадлен в Везеле. Вокруг тимпана – фигуры путников и мифических сюжет (прибывших из Африки). Еще более сплетаются фантастика и реальность в рельефах капителей: черт завладевает душой пленившегося красоткой юноши, искушает Христа etc.
Иначе украшаются храмы Прованса: тимпан здесь бледнее, но зато по сторонам порталов появляются большие фигуры святых. В позах и трактовке одежд заметно влияние античности.
Собор Сен Жиль – драматизм и патетика. Страсти Христовы, Страшный суд,.
В Германии монументальная скульптура не получила такого развития, как во Франции. Сначала стены храмов либо вообще лишены скульптуры, либо украшены небольшими вставками. Только с 12 в., под влиянием Франции, появляются более обильные украшения тимпанов.
Гораздо больше скульптуры внутри немецких храмов. Над алтарем всегда вешалось большое деревянное распятие. Купели, надгробия светильники украшались бронзовой, каменной и деревянной скульптурой.
Надгробие короля Швабского. Изображен в полный рост. Это плоская, фронтально застывшая фигура. Симметрия. Бесстрастность.
Но с развитием скульптуры эти черты исчезают. Грозная фигура архиепископа фон Виеттин создает иное впечатление. Симметричность остается, но фигура уже более объемна и эмоциональна.
Экспрессивней становится и светская скульптура: известный бронзовый лев из Брауншвейга.
Постепенно появляется интерес к индивидуальности. Особый расцвет – скульптура хора Бамбергского собора (пророк Иова).
Но изображение все равно подчинено плоскости.
В зрелую фазу развития романская скульптура Италии вступает лишь на грани XI—XII веков. Одно из глав¬нейших произведений этого времени — епископский трон в Бари, датируемый около 1098 года.
Быстрый рост итальянских городских коммун способствовал проникновению в церковную скульптуру светской тема¬тики. Так, в соборе Пьяченцы наряду с фантастическими образами спящих су¬ществ на капителях столбов имеются жанровые сцены — точильщик за рабо¬той, кожевенники и др., что свидетель¬ствует о крупной роли, которую играли различные цеховые организации в стро¬ительстве городских соборов.
В конце XII века скульптура Северной Италии находится под французским вли¬янием. Оно сильно выражено в произве¬дениях крупнейшего итальянского ма¬стера последних десятилетий XII — начала XIII века, архитектора и скуль¬птора Бенедетто Антелами, особенно в его рельефах, украшающих тимпаны порталов баптистерия в Парме («По-клонение волхвов», «Страшный суд», «Притча Валаама о неминуемой каре за грехи»).
Самым зрелым творением Антелами является скульптурная декорировка фасада собора в Фиденце (первое де¬сятилетие XIII века).
В Англии скульптура не получила такого широкого развития, как в странах континента. Если в английских соборах скульптура в редких случаях и применялась в широких масштабах, то она служила преимущественно декоративному обогащению архитектурного образа.
Историография
1.Нессельштраус Ц.Г. Искусство западной Европы в средние века. Л., 1964
2.Кожин Н.А. Очерки искусства западного средневековья. М., 1944
3.Крыжановская М.Я. Искуство западного средневековья. М., 1963
4.Сопоцинская О.И. Искусство западного средневековья. М., 1964
5.Ястребицкая А.Л. Западная Европа 11-13 в. М., 1978
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.