Маньеризм
Историография.
Виппер Б. Р. "Борьба течений в итальянском иск-ве XVI в."
Макс Дворжак.(представитель Венской школы искусствознания) "История итальянского иск-ва в эпоху Возрождения" Дворжак больше всего ценил именно маньеризм, с его экспрессией и спиритуалистичностью. По Дворжаку, именно маньеризм - высшая точка в развитии итальянского искусства в эпоху Возрождения.
Термин «маньеризм» остается проблемой. Он происходит от итал. «манера» - его использовал Вазари и этим он заменял термин «стиль».
Существуют также разные оценки:
1. Промежуточная стадия от Высокого Возрождения к барокко
2. Течение, параллельное барокко
Долгое время этот период считали кризисом эпохи Возрождения: художники не создают чего-то нового – они подражают и варьируют те достижения, кот. были ранее.
В советское время этот пер. называли Поздним Возрождением.
Причины:
• Политический и экономический кризис 30-х гг. XVI в., вызванный нападением на Рим испанцами в 1527 и падением республики во Флоренции.
• Начинается период церковной контрреформации, активизируется инквизиция
• Начинается наступление на гуманизм и свободомыслие – т.е. крушение идеалов Возрождения
• Начинается давление на художников. От искусства начинают требовать каноничности и ортодоксальности, против обращения к античной мифологии, изображения наготы и введения светских мотивов. Итальянские художники сталкиваются с новой сложной и драматичной действительностью.
В искусстве складывается два направления:
1. Сохраняется ренессансная основа, но судьба человека уже не представляется безоблачной. Продолжает звучать тема героической личности, вступающей в борьбу со злом. Творческие поиски этих художников подготовили почву для искусства XVII в. Сюда, в основном, входят крупнейшие мастера большей частью старшего поколения, застигнутые кризисом в расцвете творчества (Микеланджело, Тициан). Веронезе, Тинторетто, Бассано.
2. Основная объединяющая черта этой группы – субъективное восприятие мира. Разлад прежних идеалов и действительности приводит к глубокому разочарованию и непризнанию реальности. Все они использовали арсенал созданных ренессансом художественных средств, однако в своем творчестве они ограничивались некой отвлеченной «идеей», подменяя общение с реальностью эффектной и виртуозной игрой форм. Это направление и получает название «маньеризм» в литературе кон. XIX в.
Мы должны отметить, что маньеризм как художественное движение, антиренессансное в своей основе и лишен внутр. однородности. Как стиль это не упадок, наоборот, стиль здесь выражается оч. ярко. Один из приемов – деформация. Движения фигур не мотивированы сюжетом. Они не могли просто копировать фигуры великих мастеров – они нач. их варьировать: усиливают движ., изменяют пропорции.
• Значительно оживляется литературная деятельность художников:
«Жизнеописания» Вазари,
«Идея храма живописи» Ломаццо,
«Идея живописи, скульптуры и архитектуры» Цуккаро. Он пишет о том, что рисунок – есть знак Бога в нас, т.е. отражение Бога в нашей душе. Т.о. это некое мистическое начало в противовес рациональному определению Леонардо, что рисунок это каркас формы.
Во всех этих произведениях выражается основная идея маньеризма – искусство выше действительности, главное в нем не реальность, но субъективное представление художника, его творческая фантазия.
• Организуется большое число художественных академий – в противовес ренессансным свободным кружкам. Академия Витрувия в Риме (1542), основанная Вазари Флорентийская академия рисунка (1560), Болонская академия братьев Карраччи (1580).
Маньеризм распространился повсеместно, но неравномерно: господствующее положение он занимает в Ломбардии и Средней Италии, и лишь отчасти проникает в искусство Венеции.
Архитектура
Отличается двойственностью:
1. Признаки творческого застоя: усиление академизма, канонизирование основ античной, г.о. римской арх-ры, возведение в догму архитектурных ордеров, копирование классических образцов.
2. Увеличиваются элементы живописности, декоративности. Назревает новый стиль – барокко.
Большую роль в развитии арх-ры XVI в. сыграла витрувианская академия, изучавшая римскую арх-ру. Издается большое число трактатов, в кот. основное внимание уделено архитектурным ордерам. Виньола «Правило пяти ордеров» - стало наиболее распространенным руководством. Несколько раз переиздается трактат Витрувия. Палладио «Четыре книги по архитектуре» (1570).
Джакомо Бароцци да ВИНЬОЛА (1507-1573)
В арх-ре есть течение – сельский стиль или рустико (т.е. деревенский, грубый, неотесанный). В этом стиле строили загородные виллы, строительство кот. приобретает огромный размах. Это связано с неудовлетворенностью большей части дворянства современной политикой и отходом от дел. Окончательно формируется стиль итальянской парковой архитектуры. Одно из условий композиции – сильный подъем почвы. Скат холма обычно оформляется в виде возвышающихся др. над др. террас, растянутых во всю ширину парка или захватывающих лишь часть его. Террасы соединяются м/у собой сложной системой пандусов и лестниц. Уступы почвы обрабатываются многочисленными декоративными сооружениями, гротами, лоджиями, фонтанами, каскадами, скульптурой, декоративной зеленью. Основной принцип планировки – симметрия. Арх. замысел строится в расчете на непрерывную смену впечатлений по мере подъема зрителя по террасам.
Вилла Джулия (вилла папы Юлия II) (1550-1555). Он создает интересную композицию, разворачивая перед зрителем ряд перспектив, сменяющих др. др. при движении его по внутренним дворам, кот. ограничены закругленными в плане стенами.
Это маньеристический стиль, кот. обладает одним ярким св-вом: нелогичностью и нетектоничностью, поскольку уничтожает колонны рустовкой
Из БСЭ -. Виньола - архитектор. Представитель Позднего Возрождения. В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции и в Болонье. Крупный теоретик, автор классического трактата "Правило пяти ордеров архитектуры" (1562, рус. пер. 1939). В своём творчестве В. стремился к торжественной монументальности облика зданий, к развитию пространственной композиции в глубину, к обогащению традиционных схем планировки дворца, виллы, церкви. В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме , окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо , создав посредине величественный круглый двор. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме , где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550-55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля.
ДЖАКОМО ДЕЛЛА ПОРТА Ц. Иисуса в Риме. Возвращается к базилике. Однонефная, в средокрестии расположен купол. Подобная форма церковного здания становится ведущей для всей эпохи. Фасад развивает форму ц. Санта Мария Новелла во Флоренции. Другие произведения - университет в Риме ("Сапиенца", начат около 1575) и вилла Альдобрандини во Фраскати (1598-1600; достроена К. Фонтаной).
ФЕДЕРИКО ЦУККАРИ
Палаццо Цуккари в Риме и во Флоренции.
ДЖУЛИО РОМАНО (ученик Рафаэля)
Палаццо дель Те. Колонны расплываются, контуры смазываются. Романо словно уподобляет себя скульптору, кот. не окончил свое произведение.
Изобразительное искусство
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.