II. Второе поколение маньеристов.
В это время искусство маньеризма получает широкое распространение и становится придворным. Утверждается идеал аристократического изящества, основанный на произвольных нормах эстетического вкуса. Произведения поражают внутренней холодностью.
«Манера» теперь стала выступать в качестве определяющего формального ключа. Процесс совершенствования художника теперь рассматривается как результат его усилий по приобретению опред. «манеры» - все это подменяет вопрос о сущности и назначении искусства. «Манера», кот. родилась в рез-те произвола, превращается в догму. Предлагали соединять вместе различные достижения худ-ков: колорит Тициана с рис-ком Микеланджело. Это превращается в систему – и это тяготение явл. знамением времени.
В 1563 сост. Триденский соб., на кот. Церковь потреб. изгнать все чувственные образы из живописи. Во главу ставился морализаторский подход и защита иконографии. В целом влияние церковной пол-ки в области искусства нельзя не дооценивать.
В Милане Федериго Бароччи приходит к сплавленности и мягкости письма, сладостности колорита, погруженного в дымчато-белесоватое марево. Характерна сентиментальность, поверхностность эмоций и оптический иллюзионизм. Он ориентируется на Рафаэля и г.о. на Корреджо. Этот объясняется религиозными установками Бароччи: для него главное затронуть душу верующих. Поэтому Бароччи задумывается над тем, почему искусство Корреджо оказывает такое воздействие на верующих. Он очищает его от всего язычески-чувственного, придает четкость выигрышным перспективным построениям, вместо грациозности Корреджо вводит утонченность жестов и изящество лиц. Но здесь речь уже идет о порыве благочестия, а не о религиозных чувствах.
Последний теоретик маньеризма, Федериго Цуккари, пыт. созд. универсал. живопис. метод на основе интуитивно постигаемой, извне исходящей «идеи» и «манеры», понятой как чистая форма. Т.о. выводит категорию опыта, но он не мог объяснить что такое идея, кот. и д.б. выражать эта «манера» – т.е. маньеризм лишается основы, базы. Отсюда вырождение в болонский академизм.
«Манера» не смогла сделаться основой общепринятого худож. метода, поск., говоря о свободе худ-ка, она, одноврем., утверждала каноны. В кон. XVI в. маньеризм сохр. прочные позиции в Генуе, Милане и Флоренции и с ним связ. истоки творчества многих мастеров пер. пол. XVII в.
ТИНТОРЕТТО (1518-1594)
Театральность построений, светотеневые контрасты, интерес к эффектам, зрелищности. Чудо Св. Марка (для Скуолы ди Сан Марко в Венеции), 1547 - Тайная вечеря. Тайная вечеря (592-94). У него много композиций на один и тот же сюжет. Избиение младенцев (1582-83). В Эрмтаже - его "Рождество Иоанна Крестителя".
• Политический и экономический кризис 30-х гг. XVI в., вызванный нападением на Рим испанцами в 1527 и падением республики во Флоренции.
• Начинается период церковной контрреформации, активизируется инквизиция
• Начинается наступление на гуманизм и свободомыслие – т.е. крушение идеалов Возрождения
• Начинается давление на художников. От искусства начинают требовать каноничности и ортодоксальности, против обращения к античной мифологии, изображения наготы и введения светских мотивов. Итальянские художники сталкиваются с новой сложной и драматичной действительностью
- позвольте выделить этот абзац. Думаю, объяснение маньеризма внешними причинами, большинство из которых высосано из пальца во времена "социологического" подхода к искусству - не верное. Тридентский собор был чуть позже, "Итальянские войны" были и раньше. Инквизиция особо не активизировалсь, давления на художников тоже не наблюдалось .Вот кризис мировоззрения возрожденического, разочарование и субъективизм - это да, но тут причины другие:)
Моё мнение - маньеризм явился закономерной реакцией на Возрождение, с его безграничной верой в человека (за которой скрывалась неуверенность) и наступлением на область Божественного ("Речь о Достоинстве человека" Пико делла Мирандолла). Но это моя версия. По версии М. Соколова ("Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства")(по крайней мере, в области пейзажа) такой страх перед действительностью, природой, её подавление начинается уже в конце 15-начале 16 века, например у Леонардо.
Якопо Бассано (b. c.1510-18, Bassano del Grappa; d. 1592, Bassano) - самый известный представителей целой семьи художников, которые взяли свою фамилию от названия городка Бассано , недалеко от Венеции, в котором проживали.
За исключением короткого периода, когда Бассано учился в Венеции у Бонифацио Веронезе, всю свою жизнь он провел в своем городке. Его отец- Франческо Старший был сельским художником, и Якобо многое позаимствовал из этой "сельской живописи", которая прорывается, на смотря на все влияние Пирамиджанино. Хотя художник провел всю свою жизнь в маленьким городках, он не был исключен из передовой художественной жизни Италии, часто заимствуя детали картин Лоренцо Лотто для своих портретов. Будучи пионером жанровой и пейзажной живописи, он испытал сильное влияние гравюр таких художников и с таких художников как Дюрер, Рафаэль, Пирамиджанино.
К 1534 году он нашел свое направление в Живописи, благодаря Венеции с ее кьяроскуро и роскошным колоритом Тициана. Он получает достаточную известность в Венеции и становится одним из самых влиятельных художников "Венецианской живописи" середины века.
Ранние Маньеристские работы Бассано - удлиненные фигуры, и сияющие цвета. В течении 40-х годов он экспериментирует, анатомия персонажей напряжена, а позы неестественны. Этот период был решающим для формирования стиля художника - открытого новым идеям и идеалам, и трансформирующего их в искусство невероятной "коммуникотивной" мощи ."Народный" реализм Бассано поддерживал исключительным умением использования цвета и характеристик персонажей в жизненном, порой простоноародном ключе . Маньеристские вкусы требовали большей энергии, чрезвычайного движения и плотно сжатого пространства, к этому он прибавлял "земной жизни". Философские, аллегорические и религиозные сюжеты часто являются у него основой для написания жанровых сцен.
К 50-м годам его стиль становится более Величественным и драматичным, что можно проследить по серии алтарных картин (в Bassano, Treviso, Padua и Belluno). В 60 -е годы его стиль движется к преувеличеннию роли световых эффектов перекликаясь с творчеством Тинторето.
У Бассано было четыре сына, которые продолжали развивать его живописную манеру. Франческо Младший, Джиорламо, Джованни батиста и Леандро. Работы этой семьи лучше всего представлены в Museo Civico в Бассано.
ПАЛЛАДИО
( собственно - ди Пьетро) Андреа [1508, Падуя (?),- 1580, Виченца], архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство П., основанное на глубоком изучении античного зодчества и впитавшее влияния венецианской ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения. Первое значительное произведение П.- так называемая Базилика в Виченце: П. обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Там же П. возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати,, - оба начаты в 1550; Вальмарана, начато в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), представляющие собой, как правило, кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом. Античный ордер становится для П. не столько незыблемым нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразнейших вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Благодаря ордеру П. осмысляет стену не как аморфную массу кладки, а как тело, имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение. С этим связано частое использование так называемого большого ордера, охватывающего несколько этажей. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, П. добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом - с городской застройкой. Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в виллах П., проникнутых элегически-просветлённым чувством природы (виллы: "Ротонда" близ Виченцы, 1551-1567, окончена в 1580-91 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-70). В церковных зданиях, принадлежащих к позднему периоду его творчества (венецианские церкви: Сан-Джорджо Маджоре, 1565-80, Иль Реденторе, окончена в 1592,), П., совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством, исполненным ясного покоя. В театре Олимпико в Виченце (1580-85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). П. прославился также трактатом "Четыре книги об архитектуре" (1570), где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия); кроме того, П. опубликовал трактат "Римские древности" (1554) и "Комментарии к Юлию Цезарю" (1575). П. оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества (палладианство).
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.