logo search
госы

Искусство второй трети XIX в.

С первой третью XIX в. заканчивается дворянская культура. Культура второй трети XIX в., завершающейся революционной ситуаций 1860х гг. и отменой крепостного права, связана с николаевской идеологией («Православие, самодержавие, народность»). Центральное произведение искусства 2 трети XIX в. – «Сватовство майора» Федотова. Классицизм в это время вырождается в академическую доктрину, идет вторая волна романтизма – уже не такого «свежего», как в первой трети (академизм и экзотика «Последнего дня Помпеи»), главное – это первый период критического реализма. В то же время происходит поляризация художественных явлений: с одной стороны – пик академизма в «Явлении Спасителя», с другой – Федотов.

Основное противостояние в рамках академической живописи – между Карлом Брюлловым и Александром Ивановым. Третий главный живописец эпохи – Павел Федотов, основатель критического реализма.

В скульптуре соединяются черты классицизма и академизма (Витали), классицизма и реализма (Клодт).

В это время расширяется само художественное пространство, главным художественным центром становится Москва, начиная еще с Тропинина: 1856-57 – открытие галереи П. М. Третьякова, 1857 – кафедра истории искусства в Московском университете, в 1863 выходит разрешение открывать такие же кафедры во всех университетах.

Положение художников остается прежним: либо сотрудничество с Академией, либо унизительное меценатство. Основа художественной политики этого времени – тотальный имперский контроль.

Скульптура:

Исаакаиевский собор. Важную роль в создании художественного образа здания играет наружная скульптура. В этот период еще сохраняются принципы синтеза скульптуры и архитектуры, присущие классицизму. Собор украшают 350 статуй и рельефов, отлитых из бронзы или выполненных из меди способом гальванопластики.

Общий проект скульптурного убранства создан Монферраном. Важнейшей частью наружной скульптуры здания являются фронтоны четырех портиков, над которыми работали русский скульптор Иван Петрович Витали и француз Лемер. Композиция северного фронтона «Воскресение Христово» построена по законам симметрии, в строгом соответствии с академическими принципами размещения масс. Христос одинок. Вся группа вокруг него композиционно распалась. Горельеф восточного фронтона, выполненный Лемером на сюжет о святом Исаакии Далматском, изображает момент, когда легендарный монах предлагает императору Валенту прекратить гонения на православных христиан, предсказывая ему скорую гибель. Витали исполнил с южной стороны рельеф «Поклонение волхвов» и с западной – «Св.Исаакий благословляет императора Феодосия».

На углах фронтонов мы видим статуи апостолов, являющиеся наиболее удачными произведениями Витали по глубине психологической трактовки, тонкости передачи общего настроения сосредоточенности и задумчивости. Вершины фронтонов отмечены скульптурными группами евангелистов: св. Марка со львом – на западе, св. Матвея с ангелом - на юге, св. Иоанна с орлом – на севере и св. Луки с тельцом – на востоке. Статуи выполнены по единому композиционному принципу; торсы их развернуты, одно плечо чуть приподнято, нога выставлена вперед.

Наиболее близки к зрителю рельефы в нишах портиков, над которыми работали Клодт и Логановский. Клодт – автор прославленных конных групп на Аничковом мосту (1830е, установлены в 1849-1850) – выполнил два рельефа для северного фасада на сюжеты «Несение креста» и «Оплакивание». Ниши южного портика украшены рельефами «Явление ангела пастырям» и «Избиение младенцев» Логановского, уступают произведениям Клодта.

Углы здания акцентированы статуями ангелов, как бы выступающими из стены. Композиционно статуи продолжают и завершают пилястры. Еще заметнее эта особенность в фигурах ангелов со светильниками, завершающих углы основного объема здания. Группы играют важную роль в облике здания, служат и средством зрительной связи кровли с куполом. Эти скульптурные группы использовались в церковные праздники – в светильниках зажигался газ, и пламя четырех факелов на углах собора создавало феерическое зрелище. Фигуры 24-х ангелов на балюстраде купола, выполненные скульптором Германом, значительно слабее произведений Витали. Однако они решают задачу завершения барабана.

Три большие наружные двери Исаакиевского собора выполнены скульптором Витали в 1841-1846 гг. из дуба и бронзы. Несколько нарушают гармонию их композиции пилястры коринфского ордера, вертикали которых прерываются поясом надписей, сделанных славянской вязью, а также пышный орнамент в стиле итальянского Возрождения.

Николай Степанович Пименов «Мальчик, играющий в бабки» (1836), Александр Васильевич Логановский «Мальчик, играющий в свайку», рельефы храма Христа Спасителя.

Александр Иванович Теребенев – фигуры атлантов и герм в Эрмитаже.

Давид Иванович Йенсен – рельефы на античные темы. Создал мануфактуру по изготовлению декоративной скульптуры для оформления петербургских зданий.

Живопись:

Карл Брюллов. Его творчество – компромисс между академизмом и романтизмом. 1830-33 – «Последний день Помпеи». Будучи выпускником Академии, Брюллов не мог не воспринять дисциплину академического метода: действие развивается из глубины на авансцену, рисунок классицистичен в своей скульптурности, цвет тела уподобляется мрамору, понятие гибели эстетизируется, сам сюжет – человек во власти стихии, рока – академичен. Новые черты – соединение холодного света молнии и огненного света Везувия, замена единичного героя толпой. Таким образом, в произведении соединились академические и романтические тенденции и обе при этом несколько обесценились, стушевались. Другие опыты Брюллова в исторической живописи малоудачны, и наряду с Кипренским, мы знаем его как великолепного портретиста.

В портретах Брюллова парадность обеспечивается не сословием, а красотой – не случайно у него так много женских образов («Всадница», 1832, «Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», «Портрет сестер Шишмаревых», 1839). В интимном портрете прослеживаются реминисценции с литературным романтизмом («Портрет Крылова», 1839, «Портрет Кукольникова», 1836).

В 1843-1847 Брюллов выполняет росписи Исаакиевского собора, затем уезжает за границу. Брюллов уже был известен своими «итальянскими жанрами» 1820х-30х гг. («Итальянское утро», 1823, «Итальянский полдень», 1827), а поздние его итальянские работы (эскиз к картине «Всеразрушающее время») известны благодаря работе В. В. Стасова.

Павел Андреевич Федотов – центральная фигура периода. 1837 – цикл полукарикатурных акварелей на бытовые темы. 1846 – «Свежий кавалер»: в основе – акварель «Утро чиновника», но здесь сюжет более сжат, экспрессивен и энергичен. Федотов пародирует современную ему историческую живопись карикатурной фигурой героя, экспонирующего себя. 1847 – «Разборчивая невеста»: переход от предыдущей явно сатирической работы к «Сватовству майора». Если герои «Свежего кавалера» явно не нравились автору, то здесь уже нет такой однозначности; герои не позируют. 1848 – «Сватовство майора»: центральная работа периода. 1850-52 – позднее творчество Федотова. 1850 – «Портрет Егора Гавриловича Флуга»: написан с посмертной маски, здесь более свободная манера живописи, чем в предыдущих работах. «Вдовушка» (1851) – цикл из 5 вариантов. «Анкор, еще анкор!» - продолжение живописной линии. «Игроки» (1852) - последняя работа Федотова.

Александр Иванов. Учился в Академии, исторический живописец («Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора», 1824; «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829). В раннем творчестве главенствуют академические черты: уравновешенная композиция, плавный рисунок, локальный цвет. С 1831 г. в Риме, копирует Микеланджело, вообще становится заметно влияние итальянского Возрождения («Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831-34), образы как будто из античности через призму Возрождения. Рождается замысел большой картины на библейский сюжет, первая проба – «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине” (1834). Огромный успех, но еще сохраняется академический дух. 1837-57 – работа над «Явлением Мессии». В этой картине, как и в раннем произведении “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”, художник выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Основное содержание сюжета картины — начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие.

Архитектура:

Главная черта – переход от классицизма («последним фанатиком» которого был Росси, умерший в 1849) к ретроспективизму и эклектике. В архитектуру приходит стилизация, за образец берется архитектура Византии, западноевропейской готики (Алксандр Павлович Брюллов, церковь в Парголове, 1831; Николай Леонтьевич Бенуа, Царские конюшни и Вокзал в Петергофе), Древней Руси (К. А. Тон), Возрождения (Новый Эрмитаж, проект Лео фон Кленце, работы В.П. Стасова, Н.Е.Ефимова, 1842-52; Андрей Иванович Штакеншнейдер, Мариинский дворец, 1839-44). Эти черты обусловлены подъемом романтизма, которому свойственно историческое мышление, обращение к культуре прошлого. Стремление к достоверному воссозданию древних стилей, развитие археологии. На первый план выходят новые типы частных и общественных сооружений: жилые дома квартирного типа (3-5 этажей, большее внимание к интерьеру), вокзалы (К. А. Тон, Петербургский и Московский вокзалы, 1851), развивается инженерия и больше ощущается разрыв между ней и архитектурой.

Огюст Монферран. Исаакиевский собор (1818-1858): в основе – тип русской пятиглавой церкви. Наиболее ортодоксальная ветвь в искусстве этого периода: эклектическая смесь условного классицизма, нарочитой эмоциональности позднего романтизма, поверхностных заимствований из живописи итальянского Возрождения. (скульптурное оформление – Витали, Пименов, Логановский, Клодт; живопись Брюллова, Басина, Бруни п/р Шебуева).

Александр Павлович Брюллов. ц. Петра и Павла на Невском пр. (1832-38) – в романских формах, Михайловский театр (1833) – вписано в классицистический ансамбль Росси.

Константин Андреевич Тон. Ученик Воронихина, начинал с классицизма (пристань перед Академией). Начиная с проекта ц. Св. Екатерины у Калинкина моста (1830) строит в формах древнерусской и византийской архитектуры (Храм Христа Спасителя (1839-83), Большой кремлевский дворец (1839-49)).

Боссе?Монигетти? Вл.В.Стасов?

Гаральд Боссе - в Петербурге с 1832, работал в мастерской А.П.Брюллова, составил альбом проектов загородных домов - первые крупные заказы. В городе - надстройка и реконструкция домов (дом Энгельгарта на М.Морской, дом Гамбса на Итальянской). в своих проектах продолжает "ренессансную" традицию: дом Пашкова на Литейном пр. (1841-45),дом Кочубея на Конногвардейском б-ре (1853-55), дом Бутурлиной на ул. Чайковского (1857-60).